Расстановку знаков препинания можно сравнить с танцем: особый рисунок движений (обособлений, второстепенных членов...), ритм музыки (ритм предложения). Гармония! Посмотрите, как всего лишь в одном предложении можно использовать ВСЕ знаки препинания:
«Это... ты?!» - удивлённо воскликнул отец (я не предупреждал его о приезде: было некогда); но через минуту он говорил уже спокойно, без волнения.
Без верно расставленных запятых не только текст предложения из задания тестовой части, но и текст вашего сочинения будет просто несуразным набором слов. Главное - не торопитесь. Считайте: «И раз, и два, и три...». Вы должны не только логикой определять обособление, но и чувствовать его. Подчёркивайте, выделяйте цветом - «танцуйте» в том стиле, в каком привыкли.
Синтаксису в экзаменационной работе посвящён ряд заданий. Для их выполнения потребуются умения видеть связь между словами в предложении и выделять словосочетания, находить грамматическую основу предложения, устанавливать связь между частями сложного предложения; эти же умения необходимы для выполнения заданий по пунктуации.
|
|
В блок «Синтаксис. Пунктуация» входят следующие тестовые задания:
Позиция задания | Что проверяется | Примерные формулировки заданий |
А6 | Синтаксические нормы | В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? |
А9 | Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения | Какое сочетание слов является грамматической основой в... предложении текста? |
А10 | Синтаксический анализ предложения (обобщение) | Укажите верную характеристику... предложения текста |
А20 | Пунктуация в простом и сложном предложениях | Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении |
А21 | Знаки препинания в предложениях при обособленных членах предложения (определения, обстоятельства) | В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? |
А22 | Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения | В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? |
А23 | Знаки препинания в простом осложнённом предложении (однородные члены предложения) | Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (знаки препинания не расставлены) |
А24 | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении | Как объяснить постановку двоеточия (тире) в данном предложении? |
А25 | Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. | В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? |
А26 | Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи | В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? |
В3 | Словосочетание | Из предложения... выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ (УПРАВЛЕНИЕ) |
В4 | Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения, подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения | Среди предложений... найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное предложение. Напишите номер этого сложного предложения. |
В5 | Осложнённое простое предложение | Среди предложений... найдите предложение с обособленным согласованным распространённым приложением (определением, обстоятельством). Напишите номер этого предложения |
В6 | Сложное предложение | Среди предложений... найдите сложное предложение с союзной подчинительной и сочинительной связью между частями. Напишите номер этого сложного предложения. |
Как показывает практика, самым сложным является задание на определение грамматической основы - А9. А это именно то задание, умение решать которое позволяет справиться с другими.
|
|