Занятие 4. Синтаксис. Пунктуация

Расстановку знаков препинания можно сравнить с танцем: особый рисунок движений (обособлений, второстепенных чле­нов...), ритм музыки (ритм предложения). Гармония! Посмо­трите, как всего лишь в одном предложении можно использо­вать ВСЕ знаки препинания:

«Это... ты?!» - удивлённо воскликнул отец (я не предупреждал его о приезде: было некогда); но через минуту он говорил уже спокойно, без волнения.

Без верно расставленных запятых не только текст предложе­ния из задания тестовой части, но и текст вашего сочинения будет просто несуразным набором слов. Главное - не торопи­тесь. Считайте: «И раз, и два, и три...». Вы должны не только логикой определять обособление, но и чувствовать его. Под­чёркивайте, выделяйте цветом - «танцуйте» в том стиле, в ка­ком привыкли.

Синтаксису в экзаменационной работе посвящён ряд заданий. Для их выполнения потребуются умения видеть связь между словами в предложении и выделять словосочетания, находить грамматическую основу предложения, устанавливать связь между частями сложного предложения; эти же умения необходимы для выполнения заданий по пунктуации.

В блок «Синтаксис. Пунктуация» входят следующие тестовые задания:

Позиция задания Что проверяется Примерные формулировки заданий
А6 Синтаксические нормы В каком предложении прида­точную часть сложноподчи­нённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
А9 Предложение. Граммати­ческая основа предложе­ния. Подлежащее и ска­зуемое как главные члены предложения Какое сочетание слов является грамматической основой в... предложении текста?
А10 Синтаксический анализ предложения (обобщение) Укажите верную характеристику... предложения текста
А20 Пунктуация в простом и сложном предложениях Укажите правильное объясне­ние постановки запятой или её отсутствия в предложении
А21 Знаки препинания в предло­жениях при обособленных членах предложения (опре­деления, обстоятельства) В каком варианте ответа пра­вильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
А22 Знаки препинания в пред­ложениях со словами и конструкциями, грамма­тически не связанными с членами предложения В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
А23 Знаки препинания в прос­том осложнённом предло­жении (однородные члены предложения) Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (знаки препинания не расставлены)
А24 Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении Как объяснить постановку двоеточия (тире) в данном предложении?
А25 Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. В каком варианте отве­та правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
А26 Знаки препинания в слож­ном предложении с союз­ной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В3 Словосочетание Из предложения... выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ (УПРАВЛЕНИЕ)
В4 Предложение. Граммати­ческая (предикативная) основа предложения, под­лежащее и сказуемое как главные члены предложе­ния. Двусоставные и одно­составные предложения Среди предложений... найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное предложение. Напишите номер этого сложного предложения.
В5 Осложнённое простое предложение Среди предложений... найдите предложение с обособленным согласован­ным распространённым приложением (определени­ем, обстоятельством). Напишите номер этого пред­ложения
В6 Сложное предложение Среди предложений... найдите сложное предложение с союзной подчинительной и сочинительной связью между частями. Напишите номер этого сложного предложения.

Как показывает практика, самым сложным является задание на определение грамматической основы - А9. А это именно то задание, умение решать которое позволяет справиться с другими.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: