Лексика с экспрессивно-стилистической точки зрения

В зависимости от сферы применения, общественных функций, целевых

установок, ситуации общения язык (речь) приобретает те или иные разновидности, характеризующиеся наличием определенных лексико-фразеологических и синтаксических средств. Такие разновидности языка, тесно связанные с содержанием высказывания, называют стилями. В русском языке сложились пять основных стилей: 1) научный стиль, использующийся в области науки и техники; 2) официально-деловой, обслуживающий сферу общественной и государственной деятельности человека при составлении официальных документов; 3) публицистический стиль, находящий свое применение в средствах массовой информации; 4) разговорно-бытовой стиль, использующийся при неофициальном и непринужденном общении; 5) художественный стиль, сочетающий все многообразие присущих языку стилей.

Различные стили языка используют различные пласты лексики. Однако

нет полного соответствия между стилями языка и стилистическими группами

лексики, так как некоторые слова встречаются в двух и более стилях языка. В зависимости от стилистической функции слов выделяют стилистически нейтральную и стилистически окрашенную лексику.

Стилистически нейтральная лексика составляет основу лексических средств языка, используется во всех разновидностях устной и письменной речи, не имеет эмоционально-экспрессивной окраски. Стилистически окрашенная лексика в зависимости от сферы ее употребления подразделяется на книжную (письменную) и разговорную (устную) лексику. Книжная лексика связана со строго нормированной литературной речью и ее письменными разновидностями. К книжной лексике относится несколько групп: научная (перифраза, кровеносный, артикуляция), официально-деловая

(вышеуказанный, в связи с, уполномочить), публицистическая (животрепещущие, предвыборные), высокая (велеречивый, благоухание, страстотерпец). Разговорная лексика употребляется в обиходном диалоге, свойственном устной речи (болтать, бестолковый, нагоняй). От разговорной

отграничивается просторечная лексика, имеющая большую стилистическую

сниженность, выразительную экспрессивную окраску. Просторечная лексика

находится на грани литературной нормы (оболтус, обалдеть, харя).

Разновидностью просторечий являются вульгаризмы – слова, характеризующиеся большой степенью грубости, вульгарности. Выявление стилевой принадлежности слова тесно связано с определением его экспрессивных и эмоциональных свойств. Экспрессивно-эмоциональная окрашенность слова создается при помощи всех семантико-стилистических

признаков слова, которые выражают субъективное отношение говорящего

к содержанию речи (собачонка, дребедень). Особая экспрессивно-эмоциональная окраска слов может быть выражаться словообразовательными средствами или может быть присуща самой семантике отдельных слов.

Задание 1. Установите экспрессивно-стилистическую окраску следующих слов. Укажите, если есть таковые, словообразовательные средства ее выражения.

Бахвал, бедняжка, беззаветный, венец, воззвать, глупец, городишко,

деляга, держава, дождинка, дотошный, закоренелый, замашки, ладья,

невозмутимый. нерукотворный, осенять, очкарик, парнишка, повелитель,

показуха, подлец, поникший, пьянчужка, рубашонка, сглазить, слава, соня,

титанический, тихоня, холуйство, шумиха.

Задание 2. Какие лексические средства указывают на отнесенность данного отрывка к научному стилю. Определите значение научных терминов.

Рассмотрим теперь методы, используемые на эмпирическом и теоретическом уровнях исследований. К таким методам принято относить

абстрагирование, анализ и синтез <…>.

Абстрагирование носит в умственной деятельности универсальный

характер, ибо каждый шаг мысли связан с этим процессом или с использованием его результата. Сущность этого метода состоит в мысленном

отвлечении от несущественных свойств, связей, отношений, предметов и в

одновременном выделении, фиксировании одной или нескольких

интересующих исследователя сторон этих предметов. <…>

Анализ является методом научного исследования путем разложения

предмета на составные части. Синтез представляет собой соединение полученных при анализе частей в нечто целое. <…>

Прямой и эмпирический анализ и синтез применяется на стадии

поверхностного ознакомления с объектом. При этом осуществляются

выделение отдельных частей объекта, обнаружение его свойств, простейшие

измерения, фиксация непосредственно данного лежащего на поверхности.

Задание 3. К какому стилю относятся данные отрывки из Федерального закона Российской Федерации «О высшем образовании и послевузовском

профессиональном образовании», принятого Государственной думой и одобренного Советом Федерации? Какими лексическими особенностями характеризуются данные отрывки?

Глава I. Статья 3.2. Высшее учебное заведение несет ответственность

за свою деятельность перед личностью, обществом и государством. Контроль

за соответствием деятельности высшего учебного заведения целям,

предусмотренным его уставом, осуществляют в пределах своей компетенции

учредитель (учредители) высшего учебного заведения и государственный

орган управления образованием, выдавший лицензию на ведение

образовательной деятельности (далее – лицензия).

Задание 4. В статье «Языковой беспредел, или как мы будем разговаривать в

будущем» из газеты «Аргументы и факты» найдите лексику, относящуюся к разным стилям речи. Дайте толкование вами выделенных слов и определите их роль в тексте.

«Прикинь, этот ламер не дал мне поюзать свой плеер!» Ничего удивительного: молодежь все активнее использует в своей речи компьютерный сленг. «Этот нехороший человек не дал мне послушать плеер», – так можно перевести эту реплику. Интересно, а что будет с нашим языком лет через пять?

Язык – как воздух. Мы дышим, не замечая воздуха, и говорим, не

особо задумываясь над своей речью. Не успеваем обратить внимание, как

слова приходят в наш язык и навсегда уходят из него. Московские филологи

заметили: за последнее десятилетие характерной чертой нашего языка стала

спонтанность. Политики, телеведущие, прочие публичные люди перестали

читать по бумажке. Мы слушаем их живую речь и принимаем за образец.

«Наши исследования показали прямую связь между современным разговорным языком и тем языком, который используют средства массовой

информации, – говорит доктор филологических наук, профессор МГУ Анатолий Поликарпов. – Да, наша лексика в основном формируется в эфире, ничего с этим не поделаешь. <... > Первое, что бросается в глаза, – язык стремится к более простому строю. Это называется аналитизация. Самый яркий пример аналитического языка – английский. <... > Русский язык – синтетический, и он имеет свойство обогащаться за счет заимствований, так что вырождение ему не грозит, – уверен Анатолий Поликарпов. – Несомненно, влияние английского будет ощущаться и дальше, но любые заимствования как бы растворяются в русском языке, удачно вписываются в него». <... >

Лингвистов тревожит другое: в последние годы разговорной нормой

становится ненормативная лексика. И пока трудно сказать, к чему это

приведет в дальнейшем.

«Чем общество увлекается, оттуда оно и черпает лексику, – утверждает

доктор филологических наук Ольга Кукушкина. – Появились компьютеры

– появилось выражение «Он меня грузит». В начале 90-х все поголовно смотрели мексиканские сериалы и называли дачи фазендами; потом телевидение сделало ставку на криминальную тематику фильмов, и это закрепило в разговорной речи ненормативную тюремную лексику. Собственно, такие слова, как «беспредел», «разборки», «по понятиям», давно стали разговорной нормой и теперь, похоже, останутся в ней навсегда. Но вот что касается мата... Раньше он был отличительной чертой мужского языка. При женщинах материться было не принято, и для мужчин именно в этом была его притягательность. Трудно сказать, почему исчезло разделение лексики на мужскую и женскую. Нынешние 20-летние юноши и девушки просто разговаривают матом. Боюсь, в результате мат может исчезнуть как некий лингвистический феномен. Он потеряет свою привлекательность, и

мужчинам придется искать ему замену...» <... >

В лингвистке есть понятие языковой моды. Оказывается, молодежный сленг живет в среднем пять лет. Затем слова притираются, и на смену им приходят другие в тех же значениях. Если лет 20 назад при выражении восторга подростки говорили зэкански, то в 90-е появились новые словечки:

клево, круто. Лет пять назад тинейджеры (а следом за ними и взрослые) как один стали твердить супер. Теперь, похоже, время этого жаргонизма подходит к концу. Что придет ему на смену?

По мнению филологов, все большее влияние на нашу речь будут

оказывать компьютерная терминология и язык интернет-общения. <... >


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: