Схема 1

Не руководство, а лидерство

E-xecutive.ru

В этой главе Вы получите ответы на вопросы:

Что значит повседневное лидерство?

Что значит «чувственный интеллект» или эмоциональное лидерство?

Что является основным критерием преуспевающего лидера?

В пределах какого набора принципов обучение новым навыкам осуществляются эффективно?

Какими навыками обладает настоящий действенный лидер?

Синим шрифтом указаны названия документов, которые помогут развить тему.

Лидерство не заключается лишь в великих поступках или в величии того или иного человека. Оно заключается в повседневной деятельности и доступно каждому. При обсуждении лидерства мы часто замыкаемся на исторических параллелях и генетическом факторе. Более того, из-за сложившейся на сегодняшний день в мире типичной ролевой модели «лидеров» лидерство как деятельность кажется совершенно недосягаемой для нас, простых смертных. Слишком высокой и важной кажется нам эта роль. Поэтому нам трудно представить, как это слово может сочетаться с нашей простой обыденной жизнью.

Обычно компании решаются на какие-либо изменения, преследуя цель существенно улучшить производственные показатели. В основе таких программ всегда лежит наше желание изменений не только в поведении сотрудников, но и в подходе к производственному процессу. Как ни грустно это звучит, более 70% всех подобных программ терпят неудачу. И все потому, что люди не знают и не могут просто понять, как и что надо менять. И это в особенности касается сферы руководства

Таблица 1

То, как способ руководства меняется вместе с изменениями в самой компании, и показывает те изменения способа и стиля руководства, к каким именно стремятся многие программы.

Для многих сотрудников компаний, «лидерство» — совершенно потустороннее слово, которое имеет мало общего с тем, за что им, по их мнению, платят заработную плату. Когда супервайзеров или начальников смен просят изменить свой стиль руководства, передавать больше полномочий подчиненным и поощрять их инициативу и деятельность, подобное предложение вызывает у них полное недоумение. Причем это возникает даже и в том случае, если они уже умеют это делать.

Все мы умеем произносить правильные слова. Но для каждого из нас изменение стиля лидерства кажется просто невозможным. В конце концов, как можно изменить стиль лидерства, если вам никогда не приходило в голову то, что вы сами — не только просто руководитель, а прежде всего лидер. Более того, принимая во внимание нашу повседневную работу, что такое лидерство вообще? Что значит повседневное лидерство? Что необходимо делать, когда люди даже не сознают собственную значимость как лидера? Мне кажется, что очень полезным будет поставить вопрос совершенно по-другому — что люди передают другим людям. Работая недавно с группой начальников смен, я заметила, что один из них постоянно проявлял свои лидерские качества. Позже я спросила его, заметил ли он то, что он явно выделялся в этой группе именно как лидер. Он удивленно ответил: «Нет!» Поэтому я описала то, что он сделал:

  • обобщал ключевые пункты дискуссии, что позволяло другим не терять нить обсуждения;
  • ясно высказывал свои мнения, но при этом не звучал слишком категорично, что позволяло другим участникам обсуждения предлагать свою точку зрения;
  • выглядел в группе очень уверенно и оптимистично при обсуждении;
  • четко и ясно излагал проблему;
  • умело убеждал других в правоте своей точки зрения и тем самым заставлял собеседников согласиться с ним;
  • никогда не опускал руки во время обсуждения, а оставался энергичным и не упускал своей цели придти к общему решению.

Когда ему показали, насколько успешным лидером он был в свой группе коллег, он в итоге начал понимать и видеть, из чего, из каких мелочей складывается повседневное лидерство. Начав с понимания и копирования стиля успешного поведения (папка – обучающая литература), он был готов расти и развиваться в направлении «повседневного лидерства». Впрочем, ключевой момент в его развитии заключался в установлении обратной связи с тем, кому он доверял, в поддержке с той стороны (папка – обучающая литература).

Гоулман (1998) говорит о человеческих чертах, которые угадываются в повседневной жизни и никак не связаны ни со статусом, ни с иерархией. Это такие человеческие качества, которые доступны всем нам. Он также показывает, что единственным способом овладеть новыми привычками поведения является создание мотивации к тому, чтобы попробовать что-либо новое, а затем постоянно использовать это новое в своей практике до тех пор, пока это новое поведение по-настоящему не укрепится. Все мы прекрасно помним, как учились кататься на велосипеде, как наши терпеливые родители обещали, что будут придерживать велосипед за седло, пока мы катим по дороге. Гоулман предлагает нам убедиться на практике, что лидерский тип поведения доступен каждому, а не только является прерогативой суперчеловека.

Другая точка зрения, представленная Коттером (Kotter), также касается «повседневного лидерства». В своем анализе поведения действенных лидеров он описывает повседневную жизнь лидера, состоящую как из мелких деталей, так и весьма существенных, — жизнь, постоянно, изо дня в день и из месяца в месяц, сопровождающую людей. Он выделяет основной критерий преуспевающего лидера: способность создавать такое окружение, где происходит постоянный обмен помощью и где всегда можно найти и получить содействие. Это — лидерство в миниатюре, лидерство, которое, кажется, является неотделимым фактором мира повседневной деятельности, со всей его упорядоченностью и беспорядком. Коттер также показывает нам многие поступки, описанные ниже, которые люди вряд ли бы посчитали принадлежащими к сфере лидерства.

Человек проводит много коротких, разнообразных разговоров и встреч с людьми, где:

1. лидер задает много вопросов;

2. темой обсуждения является все, связанное с бизнесом;

3. постоянно присутствует чувство юмора;

4. людям не указывают, что делать, а просят и убеждают;

5. много времени уделяется проблемам других людей, что создает благоприятную атмосферу и чувство помощи и содействия;

6. на выполнение всего вышесказанного может уходить до 90% всего времени в рамках разговора или встречи.

Все начинается с необходимого признания того, что лидерство необязательно должно проявляться в большом масштабе. Полезные вводные были в последнее время предложены двумя исследователями. Даниел Гоулман (Daniel Goleman) стал широко известен в последнее время благодаря своей эффектной модели лидерства, представленной как «чувственный интеллект» или эмоциональное лидерство. Его исследование показывает, что все преуспевающие лидеры обладают 5 насущными компонентами, изображенными в таблице 2 «Компоненты чувственного интеллекта».

Схема 1

5 – способность брать на себя ответственность за дело и убеждать других участвовать в нем; склонность распознавать способности других люде и развивать их;

Эмоциональное лидерство

Люди – это единственные создания, которые могут вести себя иррационально во имя разума.

Говорят, что чем больше у человека сердце (способное вмещать чужие эмоции), тем большим количеством людей он может руководить. Готовы ли вы увеличить свое сердце? Разум не способен наслаждаться, поэтому вся мотивация в бизнесе замешена на эмоциях. Бизнес – это общение с людьми, а эмоции – ключ к их сердцам. Эмоции как универсальная валюта человечества напрямую (а не опосредованно, как деньги) связаны с институтами власти.

В вечном противоборстве между IQ (умствен­ным развитием) и EQ (!) (эмоциональным интеллектом, или эмоциональным потенциалом – открытость и сопереживание) все чаще побеждает EQ. По тестам, выявляющим «причины успешности» руководителя, EQ отвечает за 80% успехов, а IQ –лишь за 20%. Даже если отбросить нечеткость определения учеными самого термина «эмоциональный интеллект», перевес все равно оказывается феноменальным.

В эмоциональном фронте бизнеса выделяют три части:

· различия между людьми (индивидуальность);

· отсутствие границ (стремление к устранению ­ограничений, умение слушать);

· проникновение (способность вживаться в чужие и свои мечты).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: