Государственные требования к минимуму содержания дисциплины……........ | |
Введение………………………………………………………………...…………. | |
Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………..…........... | |
Тематический план. ……………………………………………………................ | |
Программа учебного курса……………………………………………...……….. | |
Тематический план семинарских (практических) занятий……………………. | |
Планы семинарских занятий……………………………………………………... | |
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины……….. | |
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы ……. | |
Примерная тематика рефератов………………………………………….............. | |
Примерный перечень вопросов для проведения рубежного контроля, тестовые задания для самопроверки……………………………………………... | |
Вопросы для подготовки к экзамену…………………………….………............. | |
Нормативные акты и литература, рекомендуемые по курсу «Правоохранительные органы»…….…………………………………………… | |
Приложение………………………………………………………………………. |
Государственные требования
|
|
к обязательному минимуму содержания дисциплины
Выписка из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, специальность 030501.65 (021100) «Юриспруденция»:
4. Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины основной образовательной программы подготовки юриста по специальности 030501.65[1] (021100) «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
ОПД.Ф.23 | Правоохранительные органы Основные понятия, предмет и система дисциплины, законодательство и иные правовые акты о правоохранительных органах; взаимодействие правоохранительных с другими органами; судебная власть и система органов, осуществляющих ее; правосудие и его демократические принципы; основное звено общих судов; среднее звено общих судов; военные суды; Верховный Суд Российской Федерации; арбитражные суды и иные арбитражные органы; Конституционный Суд Российской Федерации; статус судей, народных заседателей и присяжных; основные этапы развития российской судебной системы; организационное обеспечение деятельности судов и органы юстиции; прокурорский надзор и органы прокуратуры; организация выявления и расследования преступлений; юридическая помощь и защита по уголовным делам, их организация. |
Введение
«Правоохранительные органы» - важная учебная дисциплина в системе подготовки по специальности «Юриспруденция», она вводит студентов в сложный и увлекательный мир правоохранительной деятельности, знакомит с его историей и современностью. Учебный курс призван показать студентам место и роль их будущей профессии в системе государственной правоохраны, сформировать необходимые учебные и практические установки, мотивировать на глубокое изучение юридических дисциплин.
|
|
Цель дисциплины - формирование знаний и представлений об исторических, теоретических, идеологических, нормативных, нравственных основах построения и функционирования органов, осуществляющих правоохранительную деятельность.
Основными задачами дисциплины являются:
1. Изучение основных понятий правоохранительной деятельности;
2. Изучение действующей в России судебной системы и системы правоохранительных органов;
3. Ознакомление студентов с основными направлениями правоохранительной деятельности в Российской Федерации: конституционный контроль, отправление правосудия, прокурорский надзор, выявление и расследование преступлений, охрана общественного порядка, обеспечение государственной безопасности, оказание юридической помощи;
4. Предоставление исходных сведений о структуре конкретных правоохранительных органов, принципах их организации и деятельности, основных полномочиях и кадровом составе;
5. Изучение роли и значения каждого правоохранительного органа в решении задач, связанных с охраной права в Российской Федерации;
6. Освещение важности взаимодействия между правоохранительными органами в обеспечении безопасности личности и государства.
Базовыми дисциплинами изучения курса «Правоохранительные органы» являются: теория государства и права; конституционное право; введение в специальность «Юриспруденция».
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 030501.65 (021100) «Юриспруденция» – относит курс «Правоохранительные органы» к федеральному компоненту общепрофессиональных дисциплин (ОПД.Ф. 23).
Место дисциплины «Правоохранительные органы» в профессиональной подготовке специалиста определяется тем, что студенты в процессе ее изучения впервые встречаются со множеством законодательных и иных нормативно-правовых актов, приобретают первоначальные навыки самостоятельной работы с ними, что пригодится в их будущей деятельности. Одновременно студенты впервые встречаются со своеобразной юридической терминологией, что будет полезно в процессе дальнейшего изучения всего комплекса юридических наук и учебных дисциплин.
Помимо литературы, рекомендованной по курсу, студентам в ходе освоения дисциплины «Правоохранительные органы» целесообразно знакомиться со статьями в юридических журналах: «Российская юстиция», «Законность», «Государство и право», «Российский следователь» и других, а также с судебной практикой по гражданским, уголовным, арбитражным делам, публикуемой в «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации», «Вестнике Высшего арбитражного суда РФ».
Основные формы занятий по курсу для студентов очной формы обучения: лекции, семинары и самостоятельная работа под руководством преподавателя. Лекции носят обзорный характер и читаются по наиболее сложным и важным темам. Семинары проводятся по наиболее сложным разделам курса. Они призваны способствовать формированию у студентов юридического мышления и высокой правовой культуры, всестороннему изучению и творческому осмыслению правовых актов, регламентирующих деятельность конкретных правоохранительных органов. Вместе с тем семинары также направлены на формирование у студентов умений и навыков самостоятельной работы с научной литературой.
После изучения дисциплины обучаемые должны:
а) знать:
– основные направления и особенности правоохранительной деятельности и ее роль и место в укреплении законности и правопорядка;
|
|
– роль и место правоохранительных органов в системе государственных органов Российской Федерации;
– правовые и организационные основы правоохранительной деятельности;
б) уметь:
- разграничивать функции и сферы деятельности различных правоохранительных органов;
- определять направления и формы взаимодействия различных правоохранительных органов, выполняющих аналогичные виды правоохранительной деятельности;
в) владеть:
– навыками работы с законодательными и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность правоохранительных органов.
На изучение дисциплины «Правоохранительные органы» отводится 108 часов, в том числе для очной формы обучения 54 часа – аудиторные занятия, 54 часа – самостоятельная работа;
Изучение дисциплины завершается сдачей экзамена.