В теории поведения потребителей принимается во внимание и экономическая ценность времени. Время представляет собой ценный экономический ресурс. За один час работы человек в состоянии заработать 300, 400, 600 руб. и больше в зависимости от своего образования, квалификации, умения и пр. Но, затратив этот час на отдых или потребление, человек несет убытки в виде потерянного дохода; он жертвует, 300, 400, 600 руб. и более, которые мог бы заработать за это время. Поэтому потребитель, оценивая предельные полезности потребляемых товаров, должен учитывать и ценность времени, необходимого для потребления этих товаров. Например, потребитель выбирает между покупкой билета на футбол и покупкой билета в театр. Рыночная цена билета на футбол равна 300 руб., а билета в театр — 500 руб. Если предположить, что предельные полезности последующих посещений футбола и театра одинаковы, то потребителю следует больше ходить на футбол, чем в театр. Но игра в футбол занимает больше времени, чем поход в театр. Предположим, чтобы сходить на футбол, потребитель затрачивает 4 ч, а в театр — 2 ч. Тогда, при ценности времени для потребителя 300 руб. в час, «полная цена» посещения футбола составит 300 + 300 * 4 = 1500 руб., а посещения театра - 500 + 300 * 2.= 1100 руб., т. е. в действительности «полная цена» билета в театр ниже «полной цены» билета на футбол. И с учетом фактора времени потребителю разумнее ходить в театр, чем на футбол.
|
|
Учет ценности времени позволяет понять конкретные наблюдаемые нами явления в реальной жизни. Например, почему неработающий пенсионер, для которого время имеет низкую ценность, может тратить несколько часов в день в поисках более дешевых товаров, при этом ездить из одного конца города в другой, а управляющий банком, который ценит свое время гораздо выше, зайдет в ближайший супермаркет и купит там нужные ему товары. Здесь, конечно, надо учитывать и разницу в доходах пенсионера и управляющего банком. Время на рынке труда ценится тем выше, чем выше уровень получаемого дохода.
2.
Т.к. любой товар имеет цену, а денежный доход каждого потребителя ограничен размером заработной платы, стипендии или той суммы, которую дают родители на карманные расходы, приходится сталкиваться с экономическим ограничением потребителя.
Экономическое ограничение – это бюджетное ограничение потребителя, которое измеряется покупательной способностью его дохода.
Анализ возможностей потребителя проводится с помощью линии бюджетного ограничения. Линия бюджетного ограничения (рис.2) показывает различные комбинации двух товаров, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода и при данном уровне цен на эти товары.
|
|
Рис. 1. Линия бюджетного ограничения.
Расположение линии бюджетного ограничения зависит от величины дохода потребителя и изменения цен:
а) если доход потребителя увеличится, то, следовательно, увеличится количество наборов товаров, доступных покупателю, и линия бюджетного ограничения сдвинется вправо (рис. 2). И, наоборот, при уменьшении денежного дохода количество доступных наборов товаров снизится, и линия бюджетного ограничения сдвинется влево;
б) снижение цен товаров X и. У сместит линию бюджетного ограничения вправо (так как это эквивалентно увеличению дохода), а рост цен сдвинет линию бюджетного ограничения влево;
в) снижение цены товара X (при неизменной цене товара У) приведет к тому, что имея прежний доход, можно купить больше товара X: нижняя часть линии бюджетного ограничения сдвинется вправо (см. рис. 2);
г) снижение цены товара У (при неизменной цене товара X) сдвинет верхнюю часть линии бюджетного ограничения вверх, так как на прежний доход можно будет купить больше товара У (см. рис. 2).
Итак, мы видим, что линия бюджетного ограничения отражает объективные рыночные характеристики (доход и цены). Но существуют еще и субъективные факторы, которые влияют на поведение потребителя. Этими факторами являются различные вкусы потребителей и их предпочтения, которые анализируются при помощи кривых безразличия.
Кривая безразличия — это линия, соединяющая все точки наборов двух благ, имеющих для потребителя одинаковую общую полезность, т. е. потребителю безразлично, какой набор товаров (Х и У) выбрать. Допустим, потребитель безразлично относится к наборам А, В, С, D, составленным из определенного количества персиков и яблок, так как общая полезность этих наборов для него одинакова (табл. 2):
Таблица 2 – Таблица безразличия.
Наборы фруктов | Количество персиков, шт. | Количество яблок, шт. |
А | ||
В | ||
С | ||
По данным таблицы безразличия построим кривую безразличия (рис. 3).
Каждая точка на этой кривой (а 1) представляет набор фруктов, общая полезность которых для потребителя одинакова. Но если мы увеличим количество персиков и яблок (а наш потребитель большее количество благ предпочитает меньшему), то перейдем на дру гую кривую безразличия, которая будет расположена дальше от начала координат (а 2). И любой набор фруктов, находящийся на этой кривой, будет лучше, чем любой их набор на кривой а1, так как общая полезность от потребления этих наборов увеличится. В своей совокупности все кривые безразличия представляют собой карту кривых безразличия. Карта кривых безразличия распределяет наборы по порядку: от наиболее предпочтительных до наименее предпочтительных, но не указывает, насколько один набор предпочтительнее другого (нельзя, например, утверждать, что потребитель, купивший набор товаров, отобранных на кривой а2 в два раза довольнее того, который купил набор товаров, отобранных на кривой а1).
Рис. 3. Кривые безразличия.
На графике все кривые, расположенные выше а1 (например, а2), находятся в зоне улучшения благосостояния потребителя, а кривые, расположенные ниже а1 (например, а3) — в зоне ухудшения его материального положения.
Таблица безразличия и кривая безразличия а1 показывают, каким количеством персиков потребитель готов пожертвовать ради приобретения двух дополнительных яблок. Вначале, чтобы получить два дополнительных яблока, он готов пожертвовать шестью персиками, для получения следующих двух яблок покупатель готов отказаться уже от двух персиков, а для получения еще двух яблок он откажется только от одного персика. Итак, мы видим, что по мере движения вниз по кривой безразличия а1 покупатель готов отказаться от все меньшего количества персиков. Поэтому кривая безразличия имеет выпуклую форму, т. е. вогнута вовнутрь, что отражает тот факт, что потребители получают все меньше удовольствия по мере потребления все большего количества товара.
|
|
Что касается взаимозаменяемых товаров, то потребитель в равной степени будет жертвовать определенным количеством товара У для приобретения одного дополнительного товара X (говядина — свинина, сливочное масло — маргарин и т. д.), предельная норма замены будет величиной постоянной и кривая безразличия примет вид прямой линии (рис. 4 а).
В отношении взаимодополняемых товаров, когда потребление одного товара не возможно без другого (молоток и гвозди, теннисные ракетка и мячик и т. д.), предельная норма замены будет равна нулю, а кривая безразличия будет иметь прямоугольную форму (рис. 4, б).
Рис. 4. Кривая безразличия для:
а – взаимозаменяемых товаров;
б – взаимодополняемых товаров.