Особенности ответственности у студентов специальной медицинской группы с различной динамикой адаптации к условиям среды

Одной из задач, стоящих перед разработчиками образовательных технологий в сфере оздоровительной физической культуры, является диагностирование и планирование шагов по формированию ответственного отношения к своему здоровью, мотивации к выполнению индивидуальных программ оздоровления, разрабатываемых студентами при консультационной помощи преподавателей. Сформированные на лекционных и практических занятиях по физической культуре у студентов специальной медицинской группы компетенции в области использования физических упражнений в целях коррекции, профилактики или компенсации отклонений в состоянии здоровья могут остаться невостребованными из-за низкой, как бы сказали медики, комплаентности – соответствия между поведением пациента и рекомендациями, полученными от врача. Половозрастные особенности различных видов ответственности изучены достаточно полно [2, с. 46-272]. Вместе с тем, нерешенным остается вопрос о том, какие именно виды ответственности, прежде всего, следует развивать, и какие ее виды могут являться препятствием при формировании ответственного отношения к оздоровительной физической культуре.

Сказанным определяется актуальность данного поискового исследования. Нами предпринята попытка выявить виды ответственности, имеющие положительную связь с состоянием адаптации к условиям среды, и те ее виды, которые могут препятствовать осмысленной деятельности в целях укрепления здоровья.

Ответственность в 14 различных ее аспектах определялась по 10-бальной шкале у 32 студентов второго и третьего курсов с помощью опросника, разработанного В.П. Прядеиным [2, с. 37-45]. У этих же студентов в октябре и апреле определялась степень адаптации к условиям среды по показателю активности регуляторных систем (ПАРС), вычислявшемуся помощью аппаратного комплекса «Варикард» [1, с. 85-94]. Запись кардиоинтервалов с последующим математическим анализом ритма сердца производилась в течение 5 минут в положении сидя.

По результатам проведенного обследования студенты были распределены на три группы. Первую составили 11 человек, у которых сохранялась удовлетворительная адаптация (ПАРС 2-4 балла) и те студенты с напряжением адаптации (ПАРС 5-7 баллов), у которых выявлено улучшение адаптации по данным ПАРС на 2 балла и более (5 и 6 человек соответственно). Во вторую группу вошли 9 студентов с напряжением адаптации и неудовлетворительной адаптацией (ПАРС 8 баллов и больше), у которых состояние не изменилось, а также те, у кого адаптация ухудшилась. Третья группа студентов представлена 12 студентами со средним уровнем адаптации без выраженной динамики в течение учебного года. Целенаправленного изучения сравниваемых характеристик в этой группе не проводилось.

Установлено, что у подавляющего большинства студентов первой группы (73 %) регуляторная интернальность, характеризующая самостоятельность, самокритичность и независимость при выполнении ответственных дел, находилась на относительно высоком уровне – 7 баллов и выше. Студенты с низким уровнем (3 и ниже) боязни столкнуться с препятствиями и боязни того, что с ними не справятся (показатель – «трудности») также составили большинство (64 %).

Во второй группе, в которой наблюдалась низкая степень адаптации или отрицательная ее динамика в течение года, у 6 из 9 студентов выявлен высокий уровень когнитивной осмысленности, а ответственность сводилась ими к простой исполнительности. Показатель «искренность» при выполнении ответственной работы находился на низком уровне.

Учитывая малочисленность группы студентов, участвовавших в исследовании, вряд ли корректно говорить о гендерных особенностях ответственности, имеющих связь с динамикой состояния организма. Можно лишь отметить, что у большинства студенток обеих обсуждаемых групп выявлен низкий уровень динамической эргичности, связанной с кругом тех проблем, которые приходится решать женщинам и за которые они не всегда берутся.

Поисковый характер данного исследования не позволяет пока конкретизировать содержание педагогического взаимодействия, которое должно использоваться в целевом и информационном блоках образовательной технологии, применяемой на кафедре оздоровительной физической культуры. На данном этапе работы для нас становится яснее понимание того, что смыслообразование в педагогическом взаимодействии и воспитание ответственности в самостоятельной деятельности по использованию ценностей оздоровительной физической культуры являются наиболее проблемными точками проектирования образовательных технологий в сфере физической культуры.

Литература:

1. Баевский Р. М. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний / Р. М. Баевский, А. П. Берсенева – М.: Медицина, 1997. – 236 с.

2. Прядеин В. П. Половозрастные особенности ответственности личности / В. П. Прядеин – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 1998. – 291 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: