На основании анализа научной литературы нами выделено понятие ценностные ориентации

Ценностные ориентации (ЦО) – это элементы внутренней структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации, отграничивающие значимое (существенное для данного человека) от незначимого (несущественного) через (не) принятие личностью определенных ценностей, осознаваемых в качестве рамки (горизонта) предельных смыслов и основополагающих целей жизни, а также определяющие приемлемые средства их реализации.

На основе изучения литературы, практического опыта была определена цель исследования – выявить особенности ценностных ориентаций занимающихся фитнессом в зависимости от возраста и пола.

Экспериментальная база исследования Фитнес клуб «Фристайл» г. Асбеста, Свердловской области.

Всего в исследовании приняло участие 48 человек, из них 30 женщин, и 30 мужчин, по 6 человек женщин и мужчин в 3-х возрастных группах до 20, 30, 40, и по 3 человека в возрастных группах до 50 лет, и после 50 лет.

Для проведения исследования мы применяли методы:

- теоретического анализа (анализ литературных источников);

- педагогического исследования (для определения влияния занятий фитнесом на ценностные ориентации занимающихся;

Исследование ценностных ориентаций по методике Рокича, проведенное нами в разных группах занимающихся показало, что активность посещения фитнесс клуба женщинами значительно превосходит мужчин, кроме возрастной группы до 20 лет. При этом нами отмечено, что большинство занимающихся посещают занятия в течение от полугода до 1 года. Эти факты выступают основой для анализа ценностей в двух возрастных группах от 20 до 30, которые с одной стороны являются определяющими в посещении фитнесс клуба, а с другой не обеспечивают в полной мере долговременности занятий.

Среди терминальных ценностей, у женщин, занимающихся, фитнесом первой группы до 20 лет ведущее место занимает любовь (4,3 %), уверенность в себе (4,6 %), наличие хороших и верных друзей (5,0 %), здоровье (5,3 %), счастливая семейная жизнь (7,6 %).

Выявленные ценности позволяют говорить, что для девушек в большей степени посещение фитнесс клуба связано со стремлением изменить свой внешний вид, стать стройнее, что придаст им уверенность в себе. Причем нами отмечено, что только первые две ценности для девушек главные, в то время как здоровье, друзья и семейная жизнь имеют по значимости сходный статус, что говорит о том, что здоровье (как главная ценность стимулирующая посещение клуба) не является у них ярко выраженной. Этим и можно объяснить, что отсутствие данной ценности как ведущей ведет к тому, что девушки через год занятий прекращают посещать фитнесс клуб. Данный факт отмечен во многих исследованиях, изучающих ценности студенток вуза (Л. Н. Рогалева, И. В. Ефимова и др.).

Во второй группе до 30 лет ведущими терминальными ценностями являются здоровье (1,6 %), любовь (3,0 %), счастливая семейная жизнь(6,3 %), продуктивная жизнь (7,3 %), уверенность в себе (7,6 %), свобода (7,6 %), активная деятельная жизнь (8,0 %). Как видно из результатов исследования, ценности во второй возрастной группе значительно меняются, ведущей ценностью, обеспечивающей посещение фитнесс клуба, является здоровье, а второй фактор как нам кажется, это стремление быть уверенными активными и продуктивными. Данные факты позволяют говорить, что именно здоровье рассматривается данной группой как условие активной продуктивной жизни, и большинство женщин посещающих фитнесс клуб это наиболее активная часть женщин, ориентированных на достижения и личностное развитие. В силу этого именно они и составляют основной контингент фитнесс клуба, а так же позволяют сделать вывод, что именно ценность здоровье и продуктивная жизнь могут рассматриваться теми ценностями, которые стимулируют посещение фитнесс клуба.

Для третьей группы до 40 лет доминирующими ценностями является здоровье (2,3 %), материально обеспеченная жизнь (3,3 %), наличие хороших и верных друзей (5,3 %), любовь (6,0 %) счастливая семейная жизнь (6,3 %).

Как видно из результатов именно здоровье и уверенность в себе являются определяющими для продолжения занятий фитнессом для женщин.

Для четвёртой группы до 50 лет доминирующими ценностями являются здоровье (1,0 %), любовь, продуктивная жизнь (6,0 %), активная деятельная жизнь (6,3 %), материально обеспеченная жизнь. Видим что, здоровье и продуктивная жизнь и активная жизнь выступает является показателем, которые стимулируют женщин для занятий фитнессом.

В число доминирующих терминальных ценностей пятой группы после 50 лет так же входят здоровье (1,6 %), интересная работа, развитие (5,3 %), счастливая семейная жизнь, жизненная мудрость, продуктивная жизнь (9,6 %), уверенность в себе (9,6 %). Для женщин старше 50 ценности определяющие занятия фитнессом являются теми же что и в группе до 30 лет. Это говорит о том, что наиболее долговременными ценностями, обеспечивающими активное посещение фитнесс клуба, являются здоровье, продуктивная жизнь и желание развития.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Наиболее важными ценностями, способствующими активное посещение фитнесс клуба женщинами, являются здоровье, уверенность в себе, продуктивная жизнь, развитие.

Проведенное исследование дает основание говорить, что с одной стороны, активные занятия в фитнессом позволяют реализовывать наиболее значимые личностные ценности, а с другой, что именно в работе с женщинами необходимо делать акцент на том, что фитнесс это она из форм достижения женщинами здоровья, уверенности в себе, развития, активности и продуктивности.

Исследование терминальных ценностей мужчин занимающихся фитнессом выявило, что у юношей, занимающихся, фитнесом первой группы до 20 лет ведущее место занимает здоровье (3,6 %), жизненная мудрость, активная деятельная жизнь.

Как мы уже отмечали, именно до 20 лет наибольшее количество юношей посещает занятия фитнессом, и выше чем девушки. В связи с этим те ценности, которые мы видим, тесно связаны со здоровьем и активной деятельной жизнью. Представляется что юноши до 20 лет, направлены в данном возрасте на активный досуг, повышение уровня своего здоровья.

Во второй группе до 30 лет ведущими терминальными ценностями являются счастливая семейная жизнь, любовь, материально обеспеченная жизнь, интересная работа, активная деятельная жизнь.

В группе до 30 лет значимость здоровья снижается и стимулом для активных занятий фитнессом является в большей степени активная деятельная жизнь.

Для третьей группы мужчин до 40 лет доминирующими ценностями является свобода, счастливая семейная жизнь, уверенность в себе, здоровье, любовь.

В данной группе появляется ценность уверенность в себе и здоровье которые детерминируют занятия фитнессом.

Для четвёртой группы до 50 лет доминирующими ценностями являются здоровье, активная деятельная жизнь, продуктивная жизнь, любовь, счастливая семейная жизнь.

В силу того, что данная возрастная группа самая незначительная по контингенту занимающихся, можно говорить, что именно здоровье и продуктивная и активная жизнь, могут рассматриваться как главные долговременные ценности посещения фитнесс клуба.

В число доминирующих терминальных ценностей пятой группы после 50 лет так же входят любовь, здоровье, уверенность в себе, счастливая семейная жизнь, познание.

Ценности мужчин после 50 лет, как и у женщин, меняются, появляется уверенность в себе, познание.

Проведенное исследование позволяет говорить о том, что у мужчин ценностные ориентации в разных возрастных группах, в отличие от женщин имеют свои особенности и меняются в разных возрастных группах. Тем не менее, наше исследование позволяет выделить те ценности, которые будут способствовать долговременному посещению занятий фитнесс клубом.

Наиболее устойчивыми терминальными ценностными ориентациями, обеспечивающими долговременное посещение фитнесс клуба как у женщин, так и мужчин являются ценности здоровье, активная деятельная жизнь, продуктивность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: