Образ молодого спортсмена в современной российской публицистике и спортивных мемуарах

В рамках исследования профессиональной идентификации личности интересным представляется рассмотреть, как образ молодого спортсмена в качестве разновидности профессиональной идентификации предстает в дискурсе современной российской публицистики и спортивных мемуаров, поскольку такой анализ позволяет выявить особенности интерпретации данного когнитивного феномена в сознании современных россиян. В качестве материала исследования использовались данные основного и газетного подкорпусов Национального корпуса русского (www.ruscorpora.ru).

Основными лексическими репрезентациями образа молодого спортсмена в лексикографических источниках являются понятия молодой – «Находящийся в возрасте от отрочества до зрелых лет, обычно от восемнадцати до тридцати пяти лет» и спортсмен – «Человек, систематически, постоянно (как любитель или профессионал) занимающийся каким‑либо видом спорта или спортивной игры, участвующий в спортивных состязаниях для достижения спортивных результатов, высоких достижений в спорте, а также для развития физической культуры, закалки организма».

В настоящее время в когнитивных науках утвердилось мнение о том, что большая часть структуры знания имеет форму пропозициональных моделей, которые вычленяют элементы, дают их характеристики и указывают на связи между ними. Понятие пропозиции вводится в рамках когнитивной психологии, под пропозицией понимается языковое воплощение некоего положения дел в действительности, ситуации. Образ молодого спортсмена в современной российской публицистике и спортивным мемуарах конкретизируется через маркеры дискурсивной актуализации следующих аспектов, на основе когнитивного подхода соотнесенных с позициями когнитивно-пропозициональной структуры, составляющей в сознании современных россиян ядро данного образа.

Субъект 1 – молодой спортсмен, когнитивные характеристики которого в дискурсе современной российской публицистики и спортивных мемуаров актуализируются следующим образом: спортивный талант молодого спортсмена может проявиться не сразу (….свет от вновь родившейся звезды доходит до нас через длительный промежуток времени. Кто знает, не родилось ли уже где-нибудь новое гимнастическое «светило»?! И, безусловно, скажут еще свое веское слово наши более молодые спортсменки <…> кто знает, в каком порядке они выстроятся на Олимпиаде! (Л. Латынина «Моя гимнастика»); среди молодых спортсменов выделяются самые талантливые и наиболее одаренные в своем виде спорта (…болею за всех молодых и талантливых спортсменов. В большинстве случаев я – не за национальные сборные, а за индивидуалов (газ.); …из числа молодых спортсменов немец выделил именно Гамильтона как одного из самых перспективных и талантливых (газ.)); молодые спортсмены – часто зависимы и бесправны (Если молодой теннисист не заиграл, это всего лишь упущенная выгода посредника – он же ничего не тратил, но вот если заиграл, то он его с помпой перепродает могущественной фирме (вспомните, у молодого спортсмена нет прав)... (Ш. Тарпищев «Самый долгий матч»).

Кроме того, дискурсные реализации понятия «молодой спорстмен» указывают и на существующий в русском национальном сознании этностереотип физкультурника, качка с куриными мозгами (Символом этого искусства был образ молодого жизнерадостного человека, ловкого спортсмена, вечно смеющегося весельчака, не отличавшегося сложностью своей психологии, не занимавшегося размышлениями о вещах, его непосредственно не касающихся, не задумывающегося о смысле жизни и о смысле истории, не отягощенного традициями прошлого (Ю. Елагин «Темный гений»), потенциального или реального нарушителя закона, поскольку специфика российской действительности (особенно периода 90-х гг. ХХ в.) такова, что молодые спортсмены – это своеобразный «резерв» для преступных группировок (Шабалов многие годы посвятил спорту и в напряженном труде получил звание мастера спорта по вольной борьбе. Свою бригаду он начал сколачивать исключительно из молодых спортсменов, ранее не судимых… (А. Ростовский «По законам волчьей стаи»);

Характеристики Субъекта 1: молодые спортсмены – это люди с сильным характером (…внутренне я был полностью убежден в большом будущем Ирины и Алексея. Верил в них до конца, как в собственные силы. Я видел в этих молодых спортсменах незаурядные личности, стойкие характеры (А. Митьков. «Ирина Роднина: “Не желаю возвращаться в коммунальную квартиру”»); инициативные личности, которые ломают устоявшиеся в спорте стереотипы (И главное – считал их [Ирину и Алексея] носителями нового, прогрессивного направления в фигурном катании. Они взрывали старые каноны, шли в неизведанное. И ради нового стиля вышли на ледяную арену (А. Митьков. «Ирина Роднина: “Не желаю возвращаться в коммунальную квартиру”»)).

Позиция предиката: молодые спортсмены постоянно и интенсивно тренируются (К поездке на майское ралли молодые спортсмены готовятся целый год, выбирают экипировку понаряднее и носятся по проселочным дорогам на радость деревенской ребятне (газ.)).

Субъект 2: во-первых, в становлении молодого спортсмена неоценима роль тренера, который ищет и находит одаренных молодых людей ([Тарасов] всегда имел лучших спортсменов, и не только потому, что служил в ЦСКА, а армейский клуб имел привилегию забирать молодых спортсменов в армию. Отец не пользовался готовым, он ребят находил. Ездил в Сибирь, летал на Дальний Восток, был готов ради талантливого парня отправиться куда угодно. Любого мальчика, о котором начинали говорить, он сначала сам смотрел (Т. Тарасова, В. Мелик-Карамов «Красавица и чудовище»); помогает раскрыть и развить свои физический качества и личный талант (Имя «Том Коллинз» все выдающиеся русские фигуристы знают и почитают. <…> Том не просто импресарио, он примечает американских молодых спортсменов, помогает им развиваться, безвозмездно помогая самым способным (Т. Тарасова, В. Мелик-Карамов «Красавица и чудовище»); «отдает всего себя» в процессе тренировки молодых спортсменов, часто в ущерб своему здоровью, собственным спортивным достижениям и материальному достатку (После переезда в Швейцарию тренировали группу молодых спортсменов в США и убедились: позанимавшись несколько часов с другими, не можем нормально тренироваться сами (газ.)). Во-вторых, молодые спортсмены «наступают на пятки» признанным корифеям спорта (…после третьей дистанции на втором месте шла Инга Артамонова, но «на пятки» начали наступать молодые уральские спортсменки – свердловчанка, конструктор Верх-Исетского завода Валентина Стенина и студентка Челябинского пединститута Лидия Скобликова (газ.)). В-третьих, по данным анализа публицистического дискурса молодым спортсменам активно помогают руководители разного ранга и «простые граждане» (Руководство сразу откликнулось на инициативу молодых спортсменов – рабочие и инженеры предприятия с энтузиазмом приступили к разработке и строительству собственного гоночного автомобиля для участия в «третьей Формуле» – соревнованиях машин с рабочим объемом двигателя до 500 куб. см (газ.); Закладываем новый парк для молодых спортсменов на 5 га (газ.). В-четвертых, на формирование спортивных и личностных качеств молодых спортсменов большое влияние оказывают ветераны спорта (При министерстве 8 лет назад был создан Совет ветеранов спорта. И ни один юбилей, ни одно значимое спортивное событие не проходит без участия наших ветеранов спорта, заслуженных людей. Это также производит сильное впечатление на молодых спортсменов. Все это создает какую-то ауру добролюбивого отношения к спорту со стороны общественности страны (газ.)).

Одну из позиции когнитивно-пропозициональной структуры занимает Риск как составляющая подготовки молодого спортсмена к соревнованиям (…функционально программа очень сложная. Если любая пара себе не отказывает в двух минутах медленной части и таким образом отдыхает, восстанавливает дыхание, то у Платова с Грищук не получалось и секунды передышки. От начала и до конца программа, как рулетка, раскручивается все быстрее и быстрее. И конечно, для уже не совсем молодых спортсменов, какими они были, это в некотором роде авантюра, но все-таки мы на нее замахнулись (Т. Тарасова, В. Мелик-Карамов «Красавица и чудовище»)).

Данные анализа дискурсной реализации образа молодого спортсмена показали, что когнитивно-пропозициональная структура образа молодого спортсмена сквозь призму современной российской публицистики и спортивных мемуаров включает в себя следующие позиции: Субъект 1 (молодой спортсмен), Характеристики Субъекта 1, Предикат – типичные действия и деятельность молодых спортсменов, Субъект 2 (тренер, другие спортсмены, спортивные руководители, ветераны спорта и т.д.), Риск – как составляющие образа молодого спортсмена.

Обобщение данных их лексикографических интерпретаций и дискурсивной реализации образа молодого спортсмена позволяет выявить общие и специфические черты в структурной организации образа молодого спортсмена, способах его вербализации в русской лингвокультуре, а также в полном объеме описать совокупность когнитивных признаков, существующие в русском национальном сознании и свойственных данному образу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: