Уральский федеральный университет,
Институт физической культуры, спорта и молодежной политики,
старший преподаватель кафедры
г. Екатеринбург
Государственно-частное партнерство в сфере физической культуры и спорта: зарубежный опыт
Основными международными документами в сфере массового спорта следует считать Международную хартию физического воспитания и спорта 1978 г. с последующими дополнениями, Спортивную хартию Европы 1992 г. Данные документы устанавливают основные принципы регулирования развития массового спорта, которых обязаны придерживаться все страны, ратифицировавшие соглашения. Страны обязаны исходить из следующих принципов:
1. Доступность занятий массовым спортом без дискриминации по каким-либо признакам,
2. Государственное регулирование развития сети спортивных сооружений и доступности занятий физической активностью.
Основываясь на положениях вышеуказанных документов, различные страны в зависимости от специфики социально-экономического и политического устройства формируют условия для развития спорта, для создания, восстановления и пополнения его ресурсной базы как основы функционирования.
|
|
Международное законодательство кроме частных инвестиций, призывает для решения задач развития массового спорта использовать ресурсы государственных бюджетов – национальных, региональных и местных. На содержание сферы массового спорта требуют серьезных финансовых затрат. В этой ситуации государству необходимо привлекать частный сектор для реализации социально значимых задач.
Инвестирование в ФКС обладает важным социальным эффектом – созданием дополнительных рабочих мест не только непосредственно в спортивной отрасли, но и в смежных отраслях и производствах. Создание новых рабочих мест – это не только рост экономики, но и во многом решение социальных проблем государства: снижение безработицы, улучшение социального климата в обществе.
Проведя анализ, можно сделать выводы, что доля государственного сектора имеет важное, но не первостепенное значение в финансировании спорта и спортивной индустрии. В данной сфере происходит развитие государственно-частного партнерства. В Европе государственно-частное партнерство в области спорта применяется не только в проектах создания/реконструкции объектов спортивной инфраструктуры, но и в проектах других типов.
Таблица 1
Государственно-частное партнерство в сфере физической культуры и спорта
Страна | Проекты |
Великобритания | Большое количество завершенных проектов и проектов, введенных в эксплуатацию |
Швеция | Большое количество завершенных проектов и проектов, введенных в эксплуатацию |
Франция | Этап планирования |
Германия | Проекты в процессе планирования и реализации |
Венгрия | Проекты в процессе реализации |
Польша | Проекты в процессе реализации |
Чехия | Этап планирования |
Ирландия | Проекты в процессе планирования и реализации |
Нидерланды | - |
Рассмотрим примеры реализации проектов в сфере физической культуры и спорта в форме государственно-частного партнерства в различных странах.
|
|
1. Швеция
В формате государственно-частного партнерства осуществлялось строительство ряда спортивных сооружений в различных городах Швеции:
- 1971 г. - арена «Скандинавиум» в Гётеборге;
- 1989 г. - арена «Глобен» в Стокгольме;
- 2000 г. - «Чиннарпс Арена» в г. Йончёпинг;
- 2003 г. - «Эдсбюн Арена» в г. Эдсбюн;
- 2005 г. — «Бурое Арена» в г. Бурос.
2. Великобритания
Олимпийские Игры 2012 года в Лондоне – это мероприятие является крупным и требует серьезных финансовых затрат во всех направлениях – технологии, организация, управление проектом, работа со СМИ, строительство спортивных объектов и т. д. В этой ситуации государство привлекло частный сектор для реализации данного крупномасштабного мероприятия.
В Элмбридже в 2003 году, когда три спортивных центра, принадлежавших Городскому Совету, стали еще более затратными и не эффективными для эксплуатации, было принято решение о создании ГЧП для постройки нового объекта. Реконструкция данных объектов государством было бы быстрым, но очень дорогим решением без долгосрочной перспективы. Вместо этого Элмбридж решил закрыть устаревшие объекты и использовать капитал, полученный с продажи земли, чтобы отчасти компенсировать строительство нового центра.
Новый центр был построен компанией «DC Leisure», выигравшей тендер, в рамках бюджета всего 12,8 млн. фунтов, а ежегодные расходы местных властей сократились в 3,2 раза, что позволило сэкономить Элмбриджу более 6 млн. фунтов в течение 15 лет. Более того, по контракту, по истечению этого срока, объект должен быть возвращен в Городской Совет, по крайней мере, в таком же состоянии, в каком он и был, когда только построился [2]. Это гарантирует постоянные инвестиции частного сектора через весь жизненный цикл объекта.
На основе «Частной финансовой инициативы» реализуются проекты по подготовке специалистов в сфере спорта, в том числе профессиональных спортсменов (то есть проекты на стыке спортивной и образовательной сфер). При этом в партнерстве участвуют не только представители государства и бизнеса, но и высшие учебные заведения, а также социально-ориентированные общественные организации. В таких проектах также принимают участие производители спортивного оборудования, заинтересованные в увеличении своей доли на рынке.
3. Франция
В настоящее время в стадии подготовки и реализации находится контрак на национальном уровне оборудование спортзалов (Минздравспорт).
4. Германия
Осуществляется пять проектов в сфере физической культуры и спорта, утвержденные в 2009.
5. Польша
Наибольшее число проектов в 2009 году начали реализовываться в сфере отдыха и спорта – 15.
6. Нидерланды
Министерство здравоохранения, благосостояния и спорта Нидерландов совместно с Минфином Нидерландов стремятся к тому, чтобы разработка, строительство, финансирование и обслуживание новых зданий медицинских учреждений передавались частным компаниям. По их мнению, это позволит здравоохранительным учреждениям сконцентрироваться на выполнении своей основной функции - предоставлении медицинских услуг. К настоящему времени в этой сфере не было реализовано ни одного проекта в данной сфере.
7. Ирландия
Объем средств, инвестируемых со стороны частного капитала в проекты в сфере туризма и спорта, находится в пределах 20-250 млн. евро.
|
|
Изучив зарубежный опыт, можно сделать выводы:
1. Проекты ГЧП развивается во многих странах мира.
2. Наибольшее распространение проекты ГЧП получили в странах с развитой рыночной экономикой и с устоявшимися традициями взаимодействия государства и частного секторов.
3. При реализации проектов ГЧП наиболее часто используемой формой является концессия.
4.
Литература:
1. Официальный сайт ХХХ Олимпийских Игр в Лондоне в 2012 году [Электронный ресурс] // URL: http://www.london2012.com/. - Дата обращения 30.10.2013.
2. Официальный сайт Совета по спорту в Англии [Электронный ресурс] // URL: http://www.sportengland.org. - Дата обращения 30.10.2013.