Прыжки на батуте как универсальное средство развития физических способностей

Прыжки на батуте являются разновидностью акробатических прыжков, которые с глубокой древности использовались в праздничных гуляниях всех народов мира и включались в программы странствующих артистов, а с появлением стационарных цирков в Европе в 1800 году, стремительно развивались и эволюционировали. В первой половине 20 века акробатические упражнения постепенно проникли с арены цирка в спортивные школы и клубы и стали средством физического воспитания молодежи. Идею использовать для акробатических прыжков батут первым воплотил в жизнь американец Д. Ниссен. В 1926 году он создал конструкцию батута и год за годом ее совершенствовал. Так прыжки на батуте стали самостоятельным любительским видом спорта в США. В 1939 году батут уже отвечал требованиям, предъявляемым в то время к гимнастическим и спортивным снарядам. Во время Второй мировой войны армия и флот США использовали этот гимнастический снаряд в качестве средства физической подготовки. В 1940-х годах прыжки на батуте стали составной частью программ физического воспитания США, с 1948 года там стали проводиться национальные и студенческие чемпионаты. В 1955 году эта дисциплина пришла в Европу. В России и СССР в довоенное и послевоенное время (1930-1964 гг.) батут применялся как средство профессиональной подготовки летчиков, космонавтов и парашютистов, а также для тренировки спортсменов других специальностей. И только 1964 году упражнения на батуте были включены в классификационную программу по акробатике, в этом же году в Ленинграде были проведены первые соревнования по этой дисциплине. Чуть позже, с появлением Всесоюзной федерации прыжков на батуте в июне 1971 года батут стал самостоятельным видом спорта [2].

В настоящее время в прыжках на батуте выделяют 3 дисциплины – индивидуальные прыжки, синхронные прыжки и командные выступления. Индивидуальные прыжки входят в программу Олимпийских игр с 2000 года и поэтому считаются самыми престижными [4]. Первыми олимпийскими чемпионами в этом виде спорта стали российские спортсмены из Краснодара Ирина Караваева и Александр Москаленко.

Наряду с тем, что прыжки на батуте динамично развиваются и популяризируются как самостоятельный вид спорта, батуты все шире используются в профессиональной подготовке спортсменов других профилей. Из-за высокой эффективности упражнений на батуте число видов спорта, использующих этот снаряд в своих тренировках, растет. В наши дни наряду с акробатикой, гимнастикой, прыжками в воду и парашютным спортом, батутами пользуются в волейболе, баскетболе, лыжном спорте, сноуборде, черлидинге, танцах, фигурном катании и других схожих видах спортивной деятельности. В некоторых из них батут является средством постановки силы толчка (волейбол, баскетбол), в других – отработки элементов вращения (сноуборд, горные лыжи, фигурное катание, прыжки в воду, черлидинг), в-третьих – формирования правильной осанки и координации (танцы), а в-четвертых – способом расслабления мышц и отвлечения от основной спортивной деятельности.

В доказательство эффективности применения упражнений на батуте для развития способностей, необходимых спортсмену, можно привести исследование, проведенное в 2011 году в г. Рыбинске. Объектом исследования являлся процесс обучения двух групп девушек-волейболисток 12-14 лет: экспериментальной группы (24 человека) и контрольной группы (20 человек). Цель исследования заключалась в том, чтобы оценить эффективность экспериментальной методики, включающей в себя разучивание и отработку элементов акробатики и упражнений на батуте. После 30 занятий наиболее выраженное изменение показателей специальной работоспособности произошло в экспериментальной группе: на 33 % увеличилась общая высота прыжка, которую достигла спортсменка за 20 прыжков специального теста, на 4 % увеличилась высота прыжка с места и на 11 % – высота прыжка с разбега. Таким образом, тренировка по экспериментальной программе, включающей в себя элементы акробатики и прыжки на батуте, оказалась более эффективной в развитии специальной работоспособности юных волейболисток, нежели тренировка согласно ранее использовавшейся методике [5]. В данном случае акробатика и прыжки на батуте помогли спортсменам развить силу, ловкость и координацию.

Тренировки на батуте эффективны для развития выносливости. Олимпийский призер Дмитрий Ушаков для развития выносливости использует трехминутное упражнение на батуте, которое заключается в 80 подпрыгиваниях с прямым корпусом (без трюков), после которого, по его словам, «сил хватает только на то, чтобы слезть с батута» [4]. Исходя из этого, батут по праву может называться универсальным и эффективным средством развития основных способностей спортсмена.

Кроме того, тренировки на батуте несут массу положительных эффектов для организма человека: при прыжках нагрузка приходится на каждую клеточку организма, благодаря чему улучшается кровоснабжение; за счет увеличения потребления кислорода ускоряется обмен веществ, и выводятся шлаки из организма; укрепляется и развивается сердечно-сосудистая система, и, соответственно, иммунитет; формируется правильная осанка и гармонично развивается мускулатура; врачи советуют прибегать к тренировкам на батуте в качестве реабилитации после некоторых видов травм, а также при заболеваниях суставов и опорно-двигательного аппарата [1]. Благодаря всем вышеперечисленным свойствам батут обретает все большую популярность и среди широких слоев населения, не имеющих отношения к спорту. Люди различных возрастов и с различными уровнями физической подготовки с огромным энтузиазмом и завидной стабильностью приходят на тренировки дважды, трижды в неделю и не теряют интереса к данному виду физической активности. По их мнению, это «самый веселый фитнесс из всех возможных его вариантов», после тренировки чувствуется легкость, прилив энергии, полное удовлетворение, а иногда даже счастье [6]. Не удивительно, почему люди приходят заниматься прыжками на батуте снова и снова.

Необходимо упомянуть еще один немаловажный плюс – батут не имеет возрастных ограничений. Бывает, что на тренировку в фитнесс-клуб, одним из направлений которого является батут, приходят мужчины 60 лет, или женщины 45-50 лет. Дети могут заниматься прыжками на батуте с раннего возраста. Батут дает равномерную нагрузку и способствует правильному наращиванию мышечной массы, развитию вестибулярного аппарата, опорно-двигательного аппарата, моторики рук и ног. В результате улучшается координация движений – способность, которую необходимо развивать у ребенка с раннего детства. Батутная школа Краснодарского края, сильнейшего региона России в этом виде спорта, принимает детей с 5 лет. Необходимость начинать физическую подготовку в столь раннем возрасте обусловлена эволюцией батутного спорта и ежегодным возрастанием сложности прыжков. Эволюция обусловлена несколькими факторами. Во-первых, оборудование, которое используется в тренировках (батутные рамы, сетки, пружины, страховочные системы, тестирующие системы и пр.) ежегодно модернизируются, что позволяет увеличить высоту прыжков спортсмена и дать более детальный и точный анализ прыжков и разбор ошибок. Во-вторых, система спортивной подготовки батутистов определяется, прежде всего, направленностью на достижение максимально возможного индивидуального результата. Никто не знает пределов резервных возможностей человеческого организма. Мы знаем только тот факт, что с каждым годом сложность соревновательных комбинаций растет, и те элементы, которые казались невозможными для исполнения 2-3 десятка лет назад, сейчас исполняются. Кажется, нереально выполнить сальто назад в прямом положении с двумя винтами так, чтобы один винт был в одну сторону, а другой винт – в другую. «Это ведь противоречит законам физики», - подумаете вы, и будете неправы. В Интернете есть видео, демонстрирующее данный прыжок [7]. На чемпионате мира в 1994 году сложность соревновательного упражнения у мужчин ограничивалась только двойными сальтовыми вращениями, к 2003 году в программе китайцев из десяти различных элементов три были с тройными сальтовыми вращениями. К лондонской олимпиаде китайский спортсмен Лу Чанлонг отработал программу с пятью тройными сальто, в 2013 году русские спортсмены Дмитрий Ушаков и Никита Федоренко продемонстрировали уровень сложности программы китайца. Третьим фактором высокой динамики развития батутного спорта является обострение конкуренции за высшие спортивные титулы на всех уровнях [3].

В 2012 году бесспорным лидером в прыжках на батуте был Китай, их спортсмены хорошо подготовлены и морально устойчивы, поэтому стабильно показывают хорошие результаты. Однако по итогам Кубков мира в 2013 году, прошедшим в Португалии, Испании и Дании, на первое место выходит Российский батутист Никита Федоренко, при этом второе, четвертое и пятое места достались китайцам, а на шестом месте снова россиянин – Сергей Азарян [8].

Подводя итог, необходимо сказать: физическая подготовка необходима всем без исключения – взрослым в целях укрепления и поддержания здоровья, детям – для более гармоничного и полноценного развития организма, спортсменам или маленьким будущим спортсменам – для достижения максимально возможных результатов. Одним из универсальных средств такой подготовки являются прыжки на батуте, которые способствуют развитию таких основных спортивных способностей, как координация, сила и выносливость.

Литература:

1. Валова Н.Л., Осипов А.С., Чарова В.П., Мамина Г.П. Дополнительная образовательная программа подготовки резервного состава в спортивно-оздоровительных группах по прыжкам в воду и на батуте для детей 6-9 лет. – Екатеринбург: ГБОУ СО «Дворец молодежи», 2012.

2. Гаранин С.А. Прыжки на батуте: Учебное пособие для студентов факультетов физической культуры. – Уссурийск: Издательство УГПИ, 2007, с. 16-39.

3. Караваева И.В., Москаленко А.Н., Пилюк Н.Н. Теория и практика системы подготовки спортсменов в прыжках на батуте [Электронный ресурс] Режим доступа: http://apps.who.int/gho/data/node.country.country-RUS

4. Лагутко К. Докачаться до небес: прыжки на батуте // Men’s Health. 01/2012.

5. Новожилова С.В., Мельников А.А. Применение плиометрических средств и акробатических упражнений для специальной физической подготовленности юных волейболисток // Ярославский педагогический вестник. 2011. №2.

6. Попова И.С., Рудик А.Э. Социологический опрос постоянных клиентов спортивного клуба «Reebok Crossfit», направление акробатика на батутах. – Екатеринбург. 2013.

7. Greg Roe. Видеоканал Youtube. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.youtube.com/user/gymkid3150

8. Trampoline world ranking list 2013 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.trampoline.ru/files/results/2013_WorldCup_above.pdf


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: