Слово 1. Наставления братиям, которые жили с ним

Авва Исаия

Духовно – нравственные слова

(Перевод преп. Паисия Величковского)

Оглавление

Слово 1. Наставления братиям, которые жили с ним.. 1

Слово 2. Об уме по естеству. 1

Слово 3. Наставление новоначальным братиям.. 2

Слово 4. О том, что должно соблюдать во время путешествия келлиотам?. 5

Слово 5. О том, что должно соблюдать тем, которые желают жить в мире между собою.. 11

Слово 6. О том, что желающие пребывать в истинном безмолвии не должны быть пытливы и иждивать время в бесполезных занятиях, оставив рассматривание грехов своих. 14

Слово 7. О добродетелях. 14

Слово 8. Блаженного аввы Исаии изречения. 16

Слово 9. Наставление отрекшимся от мира. 19

Слово 10. Продолжение наставлений к отрекшимся мира. 19

Слово 11. О зерне горчичном.. 20

Слово 12. О вине. 20

Слово 13. К новоначальным и стремящимся к совершенству. 21

Слово 14. Блаженного аввы Исаии плач и рыдание. 23

Слово 15. Об отречении от мира. 24

Слово 16. О помыслах, которые борют человека, по отречении от мира, особенно удаляющегося в пустыню.. 25

Слово 17. О радости души, работающей Богу. 27

Слово 18. О забвении обид. 31

Слово 19. О болезнях душевных. 32

Слово 20. О смирении. 33

Слово 21. О ветвях зла. 34

Слово 22. О покаянии. 35

Слово 23. О делах нового человека. 40

Слово 24. О совершенстве. 42

Слово 25. О бесстрастии. 45

Слово 26. Того же к авве Петру, ученику его. 45

Слово 27. Изречения блаженного аввы Исаии, которые слышал от него авва Петр, ученик его, и вписал в книгу. 55

Слово 28. На слова: «Внемли себе» (Товит. 4, 12) 57

Слово 29. Его рыдания. 59

Блаженного аввы Исаии монашеские правила. 62

Аввы Исаия главы. О духовном делании и безмолвии. 65

Изречения Аввы Исаия. 67

Повесть весьма полезная. Об искушении, постигшем преподобного Елиссея, ученика аввы Исаии 69

Слово 1. Наставления братиям, которые жили с ним

Желающие жить со мной братие, послушайте меня, Бога ради, умоляю вас. Каждый из вас да пребывает в келлии своей со страхом Божиим. Не пренебрегайте рукоделием вашим ради заповеди Божией. Не будьте нерадивы к поучению вашему и частой молитве. Храните сердце свое от помыслов чуждых, не беспокоясь ни о каком человеке, ни о какой-либо вещи мира сего, но всегда исследуйте, как вам исправить себя и преуспеть (в добродетели), умоляя Бога с болезнованием сердечным и слезами в умерщвлении плоти, дабы Он простил вам согрешения ваши и сохранил вас на будущее время от впадения в те же грехи. Ежедневно имейте смерть пред очами, внимательно размышляя о том, как будете разлучаться с телом, как пройти вам власти тьмы, которые встретят вас на воздухе, как вам предстать пред Богом в тот страшный День Суда, когда будет определяться должное воздаяние каждому за дело, слово и помышление. Ибо «все обнажено и открыто перед очами Его» (Евр.4, 13) Того, Кому должны мы дать ответ. В трапезе и в собрании (церковном) ничего не говорите, разве только по крайней надобности. Читающего псалмы не поправляйте, если он сам о том не спросит. Каждый (по очереди) в свою неделю да приготовляет для прочих потребную пищу со страхом Божиим, не оставляя притом надлежащего попечения о душе своей. Никто отнюдь не должен входить в келлию брата своего (без надобности). Не старайтесь видеться друг с другом прежде определенного времени. Не любопытствуйте ни о том, какие работы сделаны другими, ни о том, кто трудился более, брат ли более тебя или ты более его.

Выходя на дело (послушания), храните себя от лености и дерзости. Каждый со страхом Божиим да внимает себе, своему делу и сокровенному поучению души своей. Когда отпустится собрание (из церкви) или встанете из-за трапезы, не садитесь для бесед друг с другом, даже о божественных предметах, но каждый да поспешает в келлию свою и там да оплакивает грехи свои. Когда же необходимость потребует сказать что-либо друг другу, и тогда говорите кратко со смирением и благоговением, как бы в присутствии Божием. Не спорьте друг с другом ни о каком предмете, никого не порицайте, никого не осуждайте, не уничижайте ни словом, ни мыслью и отнюдь не ропщите ни на кого, подозревая его в чем-либо с худой стороны. Ложь да не исходит из уст ваших. Не желайте ни слышать, ни говорить того, что не приносит вам (душевной) пользы. Злоба, зависть и ненависть к ближнему да не обитают в сердце вашем.

2. Да не будет одно в устах ваших, а другое в сердце, ибо «Бог поругаем не бывает» (Гал.6, 7), но равно видит и сокровенное, как явное. Не скрывайте никаких помыслов, смущающих вас, ни скорбей, ни желаний, ни зазрений ваших (касательно ближнего), но все их открывайте авве своему и принимайте с верою то, что от него услышите. Когда решаетесь жить со мною, смотрите не пренебрегайте моими заповедями (иначе я не оставлю вас пребывать со мною). Если вы сохраните их, то я дам ответ за вас Богу, но если не исполните, то от вас потребуется ответ и за ваше нерадение, и за то, что я бесплодно трудился о вас. Кто соблюдает мои заповедания как тайно, так и явно, того соблюдет Господь Бог от всякого зла и защитит его от всякого искушения, и тайного и явного. Умоляю вас, братие, памятуйте непрестанно, для чего вы оставили мир, и заботьтесь о спасении вашем, чтобы отречение ваше (от мира) не было тщетным, и да не посрамитесь пред лицом Божиим и святых Его, которые ради Бога отреклись от мира и подвизались. Знайте, что добродетель заключается в том, чтобы от споров уклоняться, злострадание переносить равнодушно, обучаться смирению, во всяком случае отсекать волю свою, не надеяться на свою правду, но всегда иметь пред очами грехи свои. Поверьте мне, что покой, ослабление и тщеславие погубляют весь труд монашеский.

Слово 2. Об уме по естеству

1. Братие! я не хочу оставить вас в неведении о том, что Бог в начале сотворил небо и землю, все видимое и невидимое; потом сотворил чело­века по образу Своему и по подобию, и, поставив его царем над всею тварью поместил его в раю с чувствами непорочными и сообразными с его естеством. Но после того, как человек послушался обольстителя, все чувства его превратились в про­тивоестественное состояние; (тогда) и сам изринут был от своей славы. Господь же наш, движимый великою любовью, явил милость Свою роду челове­ческому. «Слово стало плотию» (Иоан.1,14), то есть сдела­лось совершенным человеком, подобным нам во всем, кроме греха; чтобы посредством святого тела Своего возвратить нас в первобытное естественное состояние. Являя человеку Свое милосердие, Бог воз­водит его опять в рай, сообщив такую силу желающим следовать стопам Его и повиноваться данным от него заповедям, что они бывают сильны побеждать тех, которые изринули нас из нашей славы. Он предал нам святое учение о Богопочтении и закон чистый, по коему человек мог бы возвра­титься в то естественное состояние, в котором первоначально сотворен был Богом. Итак, жела­ющий возвратиться туда, отсекает все свои плотские хотения, дабы возвести ум в прежнее состояние. Есть вожделение (желание, свойственное нашему есте­ству, без которого любовь к Богу невозможна. По сему Даниил назван «муж желаний» (Дан.9, 23). Это вожделение враг превратил в страстные похотения, чтобы мы вожделевали всяких нечистот. Есть в уме ревность, свойственная естеству, без которой невозможно преуспеяние (в деле) Божием. Посему и Апостол сказал: «ревнуйте о дарах больших» (1Кор.12,31). Но и сия Божественная ревность уклонилась от своего естественного направления в такое, что мы стали восставать от ревности друг против друга, завидовать и лгать.

2. Уму свойственен также гнев не чуждый есте­ству; без гнева человек не может иметь чистоты, то есть, если не будет гневаться на все всеваемое в нас от врага. Финеес, сын Елеазаров, по­двигнутый сим гневом, пронзил мужа вместе с женою, и ярость Божия отступила от народа своего (Числ.25, 7, 8). Этот гнев превратился в нас в такое состояние, что мы воспламеняемся им на ближних своих за какие либо ничтожные и бесполезные вещи. Есть ненависть духа, сообразная есте­ству, которая побудила пророка Илию умертвить всех студных пророков, каких он тогда нашел (3Цар.18, 40). Ею и Самуил воспламенился против Агага, царя Амаликского. Без сей ненависти ко врагу не открывается слава души. Но сия ненависть в нас превращена в противоестественное; мы ненавидим ближнего, презираем его, и эта ненависть истребляет все добродетели. Есть возвышение ума над врагами не противное естеству, которое ощутив Иов, поносил врагов своих так: «безчестнии же и похулении, скудни всякого блага, ихже не вменях достойными быти псов моих стад» (Иов. 30, 4, 1). Мы теперь не имеем сего возвышения над врагами (душев­ными); мы уничижаемся пред ними, тогда как гордо препираемся с ближними, почитая себя пра­веднейшими их; и такою гордостью мы соделываем себе Бога врагом. Вот с какими свойствами сотворен человек, а он превратил их в гнусные страсти, когда вкусил от запрещенного древа. Воз­любленные братия! исторгнем оные (страсти) из душ наших и возделаем то, что Господь наш Иисус Христос показал нам в Своем святом теле. Он свят и во святых почивает. Будем внимать себе, и постараемся по сил нашей благоугодить Богу тщательным упражнением в добрых делах. Все наши занятия и попечения будем взвешивать и подводить под правильную меру и образец природы, чтобы обрести нам милосердие в день искушения, «грядущих на вселенную» (Лук.21,26). Будем всегда прибегать к благоутробию Божию, дабы Оно помогло нашей немощи, и освободило нас от врагов наших. Ибо Ему принадлежит сила, помощь и власть во веки веков. Аминь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: