Изречения Аввы Исаия

Авва Исаия говорил: когда на вечери любви бра­тья вкушали пищу, и разговаривали между собою, Пресвитер Пелусийский упрекая их сказал: братья! молчите; ибо я знаю брата, который есть с нами, и пиет те же чаши, а молитва его как огнь восхо­дить к Богу.

Авва Исаия говорил: ложь рождается от любления славы человеческой; но кто удаляется оной со смирением, в сердце того возрастает страх Бо­жий. Не желай любить славных мира сего, чтобы слава Божья не удалилась от тебя.

Еще говорил: если ты совершаешь свое молитвен­ное правило со смиренномудрием, почитая себя недостойным; то служение твое приятно Богу. Когда же гордый помысл взойдет на сердце твое, и ты, приняв оный, вспомнишь о ком-либо спящем, или нерадящем, и осудишь его мыслью, то знай, что суетен труд твой.

Еще говорил о том, какие свойства имеет сми­ренномудрый? Смиренномудрый не имеет языка ска­зать о ком, что он нерадив, или отвечать оби­жающему; он не имеет очей видеть прегрешенья ближнего; не имеет слуха для слышания слов, неполезных для души его; не имеет рук, чтобы обидеть кого; не имеет никакой скорби, кроме скорби о грехах своих.

Рассказывали об Авве Исаии: однажды он взял зеленую ветвь, пошел на гумно одного владельца, и говорит ему: дай мне пшеницы. А жал ли ты, Авва? спросил он. Нет! отвечал старец. Тогда владелец говорит ему: как же ты хочешь полу­чить пшеницу, когда сам, не жал? А старец го­ворит: неужели не получает награды тот, кто не жнет? Не получает, сказал владелец. Так ста­рец и ушел от него. Братья, которые видели это, поклонившись, просили его объяснить им, для чего он сие сделал? Старец сказал им: это я сделал для примера: если кто не будет трудиться, тот не получит награды от Бога.

Авва Исаия говорил: прежде всего человек дол­жен стяжать веру в Бога, постоянную любовь к Нему, незлобие, не воздавая злом за зло, иметь удручение тела подвигами, смиренномудрие, чистоту, ми­лосердие, ко всем любовь и повиновение.—Еще гово­рил он: возненавидь все принадлежащее миру и телесный покой; ибо они соделывают тебя врагом Божиим. Как человек, имеющий врага, сражается с ним; так и мы должны сражаться с телом, не давая ему послабления.

Брат вопросил Авву Исаию: что значит: «да свя­тится имя Твое»? Старец отвечал: это относится к совершенным: ибо невозможно святиться в нас имени Божью в то время, когда обладают нами страсти.

Еще говорил: более люби молчать, нежели гово­рить: ибо молчание собирает, а многословие расточает.

Авва Исаия позвал к себе некогда одного из братий; омыв ему ноги, всыпал горсть чечевицы в горшок, и когда она вскипела, принес ее. Брат сказал ему. Авва! она еще не уварилась. Авва от­вечал: не довольно ли для тебя и того, что ты видел огонь? И это великое утешение.

Он же говорил: Думаю: великое дело победить тщеславие и придти в разум Божий; ибо впадший в лукавые страсти, чужд бывает умиления, ко всем жестокосерд, и к довершению зла, впадает в высокоумие, то есть в гордость, которая есть ма­терь погибели. Ты же верный раб Христов, совер­шай в тайно дело свое, и с болезнованием сердечным заботься о том, чтобы, ради человекоугодия, не погубить награды за воздержание твое, ибо делающий что-либо напоказ людям, лишается мзды своей, как сказал Господь.

Еще говорил: желающему прославиться между людьми, невозможно быть без зависти; а кто имеет зависть, тот не может стяжать смиренномудрия. Таковой предал душу свою врагам, которые вовлекают ее во множество зол, и умерщвляют. Бегай тщеславия, и сподобишься быть причастником славы Божьей в будущем веке.

Еще говорил: если придет тебе помысл осудить ближнего в каком-либо прегрешении, то прежде помысли о себе, что ты согрешил более его; а те дела, кои ты считаешь добрыми, не верь им, что они благоприятны Богу, и не будешь осуждать ближ­него твоего; уничижение самого себя да будет для тебя вместо успокоения.

Авва Исаия говорил о новоначальных, которые были послушны духовным Отцам: первая краска на багрянице не отмывается. Еще говорил: и моло­дое дерево достаточно не поливаемое, засыхает: то же случается и с новоначальными послушниками.

Также говорил: будем помнить о Том, Кто не имел, где главы подклонить. Человек! внимай себе и не высокомудрствуй! Кто Он, и кем соделался ради тебя. Владыка твой соделался странником, не имевшим дома. О, неизреченное Твое человеколюбие, Господи! Сколько Ты смирил себя ради меня! Если сотворивый все словом не имел где главу подклонить, то для чего ты, жалкий человек, заботишься о суетном почто увлекаешься ненасытимым желанием твоим? (Помни сказанное): «вся искушающе, добрая держите» (1Сол. 5. 20). Еще говорил: стяжавший смиренномудрие, возлагает вину брата своего на себя, говоря: я согрешил; презирающий же брата своего, считает себя правым, укоряет брата своего, и досаждает ему. Осуждающий самого себя, никогда никого не будет укорять. Еще говорил: не тот мудр, кто (много) говорит; но тот, кто знает время, когда должно говорить. С разумом молчи, с разумом и говори. Прежде нежели на­чнешь говорить, подумай, и тогда отвечай должное; не хвались своим разумом, и не возносись, что ты более других знаешь. Конец же всего (благого) со­стоит в том, чтобы себя укорять, и считать себя худшим всех.

Авва Исаия говорил: ничего нет полезнее для новоначального, как поношение. Как для сада частая поливка полезна, так для новоначального по­ношение.—Еще говорил: блаженны трудившиеся с разумом: ибо они успокоились от всякой скорби, и избежали коварства бесовского.—Еще говорил: кто поступает с братом своим коварно, тот не избежал сердечной скорби.

Авва Исаия говорил: от пяти страстей усили­вается блудная брань: от празднословия, тщеславия, многого сна, от украшения себя одеждами, и от пресыщения. Кто хочет избежать брани блудной, тот не должен предаваться сим страстям;—но вместо празднословия, да вооружается псалмопением; вме­сто тщеславия, да содержит в памяти смирение Хри­стово; вместо многого сна, да ограждает себя бдением; вместо украшения одеждами, да носит ру­бища; вместо пресыщения, да сохраняет умеренность при употреблении пищи. Ибо страсти подобны цепям, связанным звеньями.

Тот же Авва Исаия говорил: благоразумный бо­гатый человек скрывает сокровища свои внутри дома; сокровище же, обнаруживаемое, подвергается расхищениюй. Так и монах смиренномудрый и добро­детельный скрывает свои добродетели, как богач свои сокровища, и не исполняет воли плотской, но ежечасно себя укоряет, и упражняется в тайном поучении, как сказано в Писании: «Согреяся сердце мое, и в поучении моем разгорится огнь» (Пел. 38, 4). Внимайте, о каком огне говорит Писание: «Бог наш есть огнь поядаяй» (Евр.12. 29). Как огнь растопляет воск, и иссушает тину скверных нечистот; так и тайное поучение иссушает скверные помыслы, (от чего) упраздняются душевные страсти; оно просвещает ум, соделывает мысль светлою и исполняет сердце радости.—Тайное поучение уязвляет бесов и отгоняет злые помыслы: ибо оно просвещает внутреннего человека. Кто тайным поучением себя вооружает, тот бывает укрепляем Богом, приемлет помощь от Ангелов, и от людей бы­вает прославляем. Тайное поучение и чтение (св. Писания) есть дом души недоступный для врагов, столп неподвижный, пристанище тихое и безмятеж­ное, верно спасающее душу. Много смущает и тре­вожит бесов то, когда инок вооружает себя тай­ным поучением, которое заключается в следующей молитве: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, поми­луй меня, — и духовным чтением в уединении. Сокровенное поучение есть зерцало для ума, светиль­ник для совести. Сокровенное поучение иссушает по­хоть, укрощает раздражительность, отгоняет гнев, отъемлет печаль, удаляет дерзость, разрушает уны­ние. Сокровенное поучение просвещает ум, отго­няет леность. Сокровенное поучение рождает умиление, вселяет в душу страх Божий, приносит слезы. Сокровенное поучение усваивает монаху смиренномудрие истинное, бдение благоумиленное, молитву неразвлекаемую; оно отгоняет злые помыслы, уя­звляет бесов и очищает тело (от страстей). Со­кровенное поучение научает долготерпению, оно причастник воздержанию, вестник геенны. Сокровенное поучение соблюдает ум от мечтательности, воз­буждает его к размышлению о смерти. Сокровенное поучение исполнено всех благих дел, украшено всякою добродетелью, чуждо и непричастно всякого скверного дела.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: