Цвета дополнительные -

цвета, которые при оптическом смешении вызывают ощущение ахроматического цвета (белого или серого). Ц. д. являются красный и голубовато-зеленый, синий и желтый и др. (см. Цветовое зрение).

ЦВЕТОВАЯ СЛЕПОТА – см. Цветовое зрение.


ЦВЕТОВОЕ ЗРЕНИЕ – способность человека и некоторых животных различать электромагнитные излучения разных длин волн в пределах т. н. видимого спектра, т. е. приблизительно 369 – 760 нм. Примерное соотношение между длинами волн и цветами, им соответствующими: 687 – красный, 589 – оранжевый, 580 – желтый, 527 – зеленый, 486 – голубой, 430 – синий, 397 – фиолетовый. Основные характеристики любого цвета: тон, т. е. хроматичность; светлота – степень близости к белому; насыщенность – степень заметности цветового тона. Наш орган зрения не обладает способностью вычленять из суммарного цвета отдельные его спектральные составляющие, а видит один результирующий цвет, что отражается в законах смешения цветов.

Наибольшее количество фактов и закономерностей Ц. з. объясняет т. н. трехком-понентная теория Ц. з. Исходя из того, что любой цвет можно получить при смешении трех цветов, взятых в качестве основных, ее авторы считают, что в зрительном анализаторе имеются три вида рецептор-ных аппаратов; изолированное возбуждение одного из них давало бы ощущение насыщенного красного, второго – насыщенного зеленого, третьего – насыщенного синего. Обычно же свет действует на все эти аппараты, но в разной степени.

Аппаратом Ц. з. в сетчатке являются колбочки (см. Фоторецепторы). В сетчатке находятся три вида колбочек, каждый из которых реагирует избирательно на один из основных цветовых раздражителей. Для возникновения процессов Ц. з. нужно, чтобы свет поглощался зрительными пигментами, присущими каждому виду колбочек. Под действием реакции света в зрительных пигментах возникает фотохимическая реакция, дающая начало процессу возбуждения в нервных элементах сетчатки. Трехкомпонентная теория удовлетворительно объясняет не только многие закономерности нормального Ц. з., но и явления частичной цветовой слепоты: отсутствие цветовых ощущений в области красного конца спектра (протанопия), в зеленой его области (дейтеранопия) и в сине-фиолетовом конце (тританопия).

Аппаратом Ц. з. в высших отделах зрительного анализатора являются спектрально чувствительные нервные клетки, названные оппонентными, потому что они возбуждаются при действии одного из цве-



тов спектра и тормозятся при действии другого. Наиболее часто наблюдаются следующие комбинации входов: голубой с желтым, голубой с зеленым, зеленый с красным. Одна половина этих клеток возбуждается длинноволновым светом и тормозится коротковолновым, другая – наоборот. Т. о., в настоящее время принята т. н. стадийная теория Ц. з., которая предусматривает две стадии кодирования цветовой информации: трехкомпонентную на периферии и оппонентную в центральных отделах зрительного анализатора.

ЦВЕТОВОЕ ТЕЛО – пространственная модель (с соответствующим математическим представлением) всех цветов, которые можно получить по законам смешения, причем мерность пространства обычно бывает равна числу перцептивных характеристик цвета. Известны самые различные Ц. т. – от простого круга до ромбоэдрического тетраэдра. За стандартное Ц. т. в системе МКО-31 принято векторное пространство, заключенное между тремя косоугольными осями координат и ограниченное конической поверхностью, образованной векторами, исходящими из точки пересечения координат. Эти векторы соответствуют спектральным цветам и пурпурным, полученным при смешении красного цвета с синим. Все остальные цвета заключены внутри этой поверхности. Смешение цветов происходит по принципу сложения векторов, причем длина вектора определяет яркость данного цвета.

ЦЕЛОСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ –

общее название для ряда школ и направлений в психологии, предложивших и обосновавших целостный подход к анализу различных явлений человеческого сознания и поведения. К ним относят Лейпцигскую школу, гешталыппсихологию, школу К. Левина (см. Топологическая психология). Австрийскую школу, которая поставила проблему целостности в психологии, но осталась в основном на позициях элементариз-ма, следует рассматривать как непосредственную предшественницу Ц. п.

ЦЕЛОСТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ – свойство восприятия^состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого цело-


го в данный момент не могут быть наблюдаемы (напр., тыльная часть предмета).

Проблема Ц. в. впервые была отчетливо сформулирована и экспериментально исследована представителями гештальт-психологии – М. Вертгеймером, В. Кёле-ром и др. Однако в гештальтпсихологии Ц. в. выступила как изначальное свойство, определяемое имманентными законами сознания.

Отечественная психология рассматривает Ц. в. как отражение целостности, присущей воспринимаемому миру объективно. Образ, формирующийся у человека в процессе отражения действительности, обладает высокой избыточностью признаков. Это значит, что некоторая совокупность компонентов образа содержит информацию не только о самой себе, но и о др. компонентах, а также образе в целом. Так, человек, который по условиям восприятия мог наблюдать голову и плечи прохожего, воспринимает положение рук, туловища, ног прохожего и даже характер его походки. Степень отчетливости этого амодального восприятия зависит от вероятности предвосхищения отсутствующих в данный момент частей объекта, что определяется в процессе формирования образа.

ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД (в психо
логии) – совокупность принципов изуче
ния психики, сознания и поведения как
целостных феноменов. Разрабатывался с
начала XX в., г. о. в школах целостной пси
хологии,
как антитеза господствовавшему
ранее в психологической науке элемента-
ристскому подходу. ч

Основные составляющие Ц. п.:

1) решение вопроса о природе изучае
мой реальности (мир внутренних пережи
ваний, поведение, сознание в целом, дея
тельность и т. п.) и степень ее целостности:
является ли данное целое (система) сумма-
тивным (целое равно сумме своих частей,
как понимались, например, ассоциатив
ные образования в ассоциативной психоло
гии),
организованным (части имеют свои
свойства, но при вхождении в целое изме
няют их – так понималось гешталът-ка-
чество
в Австрийской школе), органиче
ским (части не могут существовать вне це
лого – психологическое поле, гештальт в
гештальпсихологии);

2) выделение «целостных» единиц ана
лиза, которые наиболее адекватны целям
объяснения свойств целого (так молеку-


I


лярный подход к объяснению свойств воды более адекватен, чем атомарный);

3) выделение целостнообразующих
факторов, т. е. оснований целого на дан
ном этапе его развития (законы «психоло
гического поля» в гештальтпсихологии,
эмоции и «структуры» в Лейгщигской шко
ле, «ведущая деятельность»
в концепции
Д. Б. Эльконина и др.);

4) законы развития целого.

Ц. п. был введен в психологию геш-тальтпеихологией и Лейпцигской школой, однако разрабатывался и другими школами (в культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, теории деятельности А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна, «описательной психологии» В. Дильтея, гуманистической психологии и др.). Определенной проблемой выступает соотношение целостного и системного подходов в психологии. Хотя в литературе эти понятия употребляются как синонимы, более обоснованной представляется точка зрения, в соответствии с которой Ц. п. является составной частью системного подхода, исследующего более широкий класс систем, а также занимающегося проблемами моделирования, проектирования и прогнозирования поведения данных систем и т. п.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМАсм. Нервная система, Мозг.

ЦЕНТРАЦИЯ – термин, используемый Ж. Пиаже в двух смыслах: 1) синоним понятия «эгоцентризм», характеристика процесса мышления; 2) фиксация органов чувств на воспринимаемом объекте, характеристика процесса восприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: