Анализ готовности ОУ к преодолению рисков связанных с внедрением системы мониторинга

Риски Готовность их преодолеть
Целостная система мониторинга разворачивается в образовательном учреждении примерно в течение трех лет, поэтому первый значимый результат может быть получен только по истечении этого времени Готовы ли вы ждать?
Мониторинг дело трудоемкое и достаточно дорогое. Затраченные на создание мониторинга ресурсы должны окупаться полученными результатами Сможет ли мониторинг дать действительно нужную информацию о качестве образовательных результатов и процессе их достижения?
Мониторинг должен давать информацию самой организации (для принятия управленческих решений, для оптимизации работы учителей) и позволять отправлять часть информации во внешнюю среду (в органы управления образованием, социальным партнерам, родителям и т.п.) Насколько, по Вашему мнению, внешняя среда (кто именно) заинтересована в такой информации? В какой именно информации она заинтересована?
Циркуляция всей информации, полученной в ходе мониторинга, должна существовать в рамках некоторой нормативной базы Готовы ли Вы к изменениям нормативной базы, в частности функциональных обязанностей администраторов и представителей педагогического коллектива?

Как показал анализ практического опыта мониторинговых исследований, проводящихся в школах, система мониторинга разворачивается в школе в течение трех лет. Такой длительный срок определяется не сложностью самой деятельности, но необходимостью получения результатов, измеряемых одними и теми же измерителями в течение нескольких лет. В этом главное отличие мониторинга от диагностики. Диагностика – это точечное, одномоментное измерение. Мониторинг – это измерение изменения объектов во времени. Возникающее противоречие между временной ограниченностью ценности информации и временными рамками становления мониторинга может быть решено поэтапным введением мониторинга как средства сбора и хранения информации о состоянии качества образования в школе и постепенной замене существующих процедур, как правило, вписанных в рамки внутришкольного контроля, на процедуры мониторингового измерений.

Система мониторинга в школе, как показывает практический опыт, возникает по спирали. Сначала используются простые показатели и соответствующие им методики, позволяющие решать насущные, первостепенные задачи. Затем постепенно перечень показателей расширяется и одновременно усложняется. Опыт внедрения мониторинга в деятельность образовательных учреждений показывает, что эффективен только эволюционный путь разворачивания системы мониторинга.

Внедрение мониторинга в жизнедеятельность образовательного учреждения может быть реализовано постепенно в результате:

- оптимизации объектов сбора информации и соответственно определение вида мониторинга, реализуемого в учреждении;

- поиска разумных временных интервалов сбора информации, определяемых исходя из скорости изменения состояния объекта;

- разработки плана мониторинговых мероприятий, предусматривающего не только временной разброс в сборе информации, но и субъектный – расширение круга педагогов, участвующих в сборе, обработке и анализе информации.

Остановимся на определении объектов для мониторингового исследования.

Объекты мониторинга инклюзивного процесса определяются, с одной стороны, требованиями федерального государственного образовательного стандарта, а с другой – социальным заказом школе и характеризуют специфику образовательного учреждения, его отличие от других учреждений. Процедура выбора объектов для мониторинга инклюзивного процесса в образовательном учреждении связана с серьезным анализом имеющихся условий, особенностей, задач и ориентиров деятельности учреждения, с имеющейся системой внутришкольного контроля и мониторинга качества образования.

Руководителю учреждения потребуется найти наиболее точные ответы на ряд вопросов:

· О каких результатах мы будем собирать информацию?

· О каких условиях образовательной деятельности, приводящих к получению значимых образовательных результатов, для нас важна информация?

· Какова цена достижения значимых образовательных результатов?

Цена достижения образовательных результатов характеризует усилия всех участников образовательного процесса в достижении требуемых результатов, т.е. их нагрузку. Стандартная нагрузка учащихся определяется валеологической кривой расписания, объемом домашних заданий. Нагрузка преподавателей также может быть охарактеризована расписанием его уроков, удовлетворенностью профессиональной деятельностью, необходимостью повышения квалификации для реализации требований стандарта. Цену достижения можно рассматривать и буквально, как финансовые и материальные затраты для достижения данного результата.

В качестве объектов мониторинга инклюзивного процесса могут выступать:

· образовательные результаты (предметные, метапредметные, личностные) как детей с ОВЗ, включенных в деятельность класса, так и всех остальных детей, обучающихся в инклюзивном классе;

· условия достижения образовательных результатов в инклюзивном процессе (кадровые ресурсы, методические ресурсы, валеологические ресурсы, ресурсы получения дополнительного образования, ресурсы инклюзивной образовательной среды);

· цена достижения образовательных результатов в инклюзивной группе (нагрузка всех учащихся (и с ОВЗ и без), нагрузка педагогов, специалистов сопровождения, координаторов инклюзивного процесса в учреждении, динамика состояния здоровья и заболеваемости участников образовательного процесса, удовлетворенность участников инклюзивного процесса.

· качество инклюзивного образовательного процесса

· состояние инклюзивной образовательной среды

Выбрав объекты мониторинга, группе разработчиков рекомендуется заполнить таблицу 3. Она будет основным рабочим документом при разработке инструмента мониторинга, или выбора пакета инструментов, при разработке плана анализа мониторинговой информации. В практике социально-педагогических мониторингов при анализе данных происходит описание текущего состояния объекта мониторинга (объекта управления) в совокупности выбранных параметров и связь полученной на объекте мониторинга информации с реальной ситуацией жизнедеятельности школы.

Таблица 2.

Параметры, показатели мониторинга инклюзивного процесса и способы их измерения (в качестве иллюстрации заполнения таблицы приведен материал ИПИО МГППУ по мониторингу инклюзивной образовательной среды учреждений общего образования города Москвы).

Объект Параметры Показатели оценки Методики сбора и обработки информации
Инклюзивная образовательная среда Управление ИОС Наличие координатора, или выделенного администратора по инклюзивному образованию в ОУ. Наличие документации, обеспечивающей развитие инклюзивной образовательной среды в ОУ Анкетный опрос Статистическая обработка
Особенности контингента обучающихся    
Образовательные программы    
Формы организации образования    
Психолого-педагогическое сопровождение    
Сетевое взаимодействие    
Ресурсное обеспечение    
Средовые условия    
Социальное партнерство    
Средства обучения    
Кадры. Обучение кадров. Количество специалистов сопровождения Повышение квалификации педагогами и специалистами сопровождения вне ОУ Повышение квалификации педагогами и специалистами сопровождения внутренние формы в ОУ Анкетный опрос, анализ документов. Количественные и качественные методы.

Разработка программы мониторинга – это совокупность управленческих решений. В таблице приведена основная последовательность управленческих действий и решений, которые необходимо осмыслить руководителю внедряющему мониторинг в деятельность своей организации.

Таблица 3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: