Если вы сосредоточиваете внимание только на наказании или только на общении, то будете подобны судну, у которого весь груз смещен на один борт. В таком случае ваш корабль не сможет хорошо плавать. Общение и розга – это методы, которые не срабатывают, будучи изолированы друг от друга. Они предназначены действовать сообща.
Это как раз то, о чем говорит Послание к евреям 12:5-6: «Вы… забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает».
Ваши дети нуждаются в том, чтобы их знали и понимали. Поэтому обильное, полноценное общение совершенно необходимо. Они также нуждаются в том, чтобы кто-то руководил и управлял ими. Они нуждаются в ограничениях, которые понятны им, и в наказании, которое является предсказуемым. Поэтому розга также необходима.
Использование розги способствует сохранению родительского авторитета, укорененного в Библии. Ставка на полноценное, интенсивное общение исключает холодную, деспотичную дисциплину и жестокое наказание.
|
|
Очевидно, что приоритет того или иного метода зависит от возраста ваших детей. Мы уделим этому особое внимание во второй части книги.
Одни родители имеют больше возможностей для общения, другие – для наказания. Неплохо знать небиблейские извращения того и другого метода и быть чувствительными к ним. Родитель, который спокойно относится к розге, может впасть в крайность авторитаризма. Родитель, для которого общение с ребенком легко и естественно, может склониться к попустительству и вседозволенности. Родителям, любящим властвовать, часто не хватает доброты. Тем, кто попустительствует своим детям, не хватает твердости. Определите, к какому именно искажению библейского воспитания вы имеете склонность. Стремитесь обрести взвешенный подход.
Вопросы к главе 11
- Что в ваших детях такого, что требует применения розги?
- Каково назначение розги?
- Кого Бог уполномочил наказывать детей при помощи розги?
- Повторите обычные возражения против использования розги. Выдвигали ли вы сами какое-либо из этих возражений?
- Приведите некоторые примеры неправильных подходов к использованию розги
- Как вы можете описать взаимосвязь между общением и наказанием? Что для вас легче – общаться с ребенком или наказывать его?
ГЛАВА 12