(Наиболее ранний текст атеистической Санкхьи)
218. Джанака критикует учение Вед о перевоплощении, как не способствующее постижению Атмана. Встреча Панчашикхи, ученика Асури, с ученицей Ка-пилы. Разъяснения Панчашикхи об Освобождении. Душа есть не что иное, как тело. Отрицание "теории перевоплощений: как нельзя восстановить разрушенное тело, так нельзя думать, что вновь рождающийся получает плод действия умершего; это разные тела и разные «я». Спор материалиста и идеалиста. Агамы (Упанишады) только сбивают с дороги. Сущность Освобождения от страданий — отказ от привязанностей и желаний.
219. Космология. Учение о плотных сутях (бхутах). Психология. Восприятие-, связь предмет — чувства (воспринимающие индрии) — манас. В сознании есть то, что приносят чувства, поэтому тело и душа тождественны. Психика определяется соотношением гун. Для правильного развития психики необходима гармонизация субъекта и объекта. Путь к Освобождению в полной отрешенности от чувства. Сущность Освобождения — безвозвратное растворение в природе, слияние с ней, как реки с океаном. Освобожденный рассыпается, как ком земли, упавший на камень. Джанака полностью признает учение Панчашикхи и принимает муни как учителя.
РАЗРОЗНЕННЫЕ АСКЕТИЧЕСКО-ЙОГИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ
220. Самообуздание есть сущность работы над собой ради Освобождения. Достигший помогает другим (текст близок махаянизму).
221. Умение правильно принимать пищу равносильно вкушению амриты.
222. Беседа Шакры и Прахрады. Шакра спрашивает, как может Прахрада (постигнутый бедой) оставаться спокойным. Прахрада поучает, что все совершается природой, а пуруша бездейственен, а потому равнодушен ко всему происходящему.