Общие положения

Введение

Сегодня любое развитое общество невозможно представить себе без местного самоуправления. Демократические государства давно признали достоинства местного самоуправления и отвели ему особое место в структуре власти. Но ценность местного самоуправления состоит в том, что это не только проявление принципа народовластия. В силу приближенности этого уровня власти к населению, граждане имеют возможность непосредственно участвовать в решении важнейших проблем своего общежития: жилищно-коммунальное хозяйство, благоустройство, медицинская помощь и т.д. Тем самым происходит приближение управляющего субъекта к управляемому объекту, то есть местное самоуправление выступает в качестве формы оптимизации управленческих процессов. В этом смысле местное самоуправление является важнейшей формой самодеятельности граждан.

Мировой практикой накоплен многолетний опыт организации и функционирования местного самоуправления, сложилось несколько моделей этого института. Местное самоуправление рассматривается как один из элементов конституционного строя.

Местное самоуправление является одной из конституционно-правовых основ государственного устройства Российской Федерации. В Конституции Российской Федерации 1993 г. имеется глава о местном самоуправлении, в которой сформулированы основные принципы местного самоуправления, закреплены права и обязанности, возможности и формы ответственности органов местного самоуправления. Местное самоуправление – часть единой публичной власти народа, это самостоятельное и под свою ответственность (в том числе и материальную) решение вопросов местного значения. Особая значимость местного самоуправления состоит в том, что оно позволяет создать реальные условия и механизмы широкого и непосредственного участия населения в управлении государством и обществом, формирует гибкую систему управления, хорошо приспособленную к местным условиям и особенностям, способствует развитию инициативы и самодеятельности граждан.

Становление местного самоуправления в России как отдельного института публичной власти берет начало в XIX в., хотя отдельные его организационно-правовые формы существовали и ранее.

Термин «муниципальное образование» впервые был применен в части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, принятого в 1994 г. (статьи 124, 125, 215) и в дальнейшем был включен в другие федеральные законы о местном самоуправлении.

Местное самоуправление должно играть особую роль в становлении гражданского общества в России, являясь одновременно и механизмом формирования такого общества, и институтом гражданского общества и правового государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: