Фз 131 Статья 4. Правовая основа местного самоуправления

Правовую основу местного самоуправления составляют ст 4 фз 131:

· общепризнанные принципы и нормы международного права,

· международные договоры РФ,

· Конституция РФ,

· федеральные конституционные законы,

· Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ",

· другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований, решения, принятые на референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

В развитии правовой основы местного самоуправления в Рос­сийской Федерации можно выделить 4 периода: первый период продолжался с 1990-1991 гг. по октябрь-декабрь 1993 г., вто­рой - с октября-декабря 1993 г. по сентябрь 1995 г, третий период с 1 сентября 1995 г. - в этот день вступил в силу Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г., 4 с 6 окт 2003 года

первый период происходит переход к новым принципам организации мест­ной власти, принимаются первые законы о местном самоуправ­лении: 9 апреля 1990 г. был принят Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», а 6 июля 1991 г. - Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР». Соответствующие изменения были внесены в Консти­туцию СССР и Конституцию РСФСР.

Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР»* определял местное самоуправление как часть социалистического самоуправления народа, которое призвано обеспечить реализацию прав и свобод граждан, их самостоятельность в решении вопросов социального и экономи­ческого развития территории, охраны окружающей среды

В Российской Федерации Закон «О местном самоуправлении в РСФСР» был принят 6 июля 1991 г.*

Российский закон о местном самоуправлении в отличие от союзного закона ввел в понятие местного самоуправления такой важный его признак как собственная ответственность населения, берущего на себя право самостоятельного решения вопросов местного значения. Данный Закон использовал также понятие «муниципальная собственность», в то время как союзный закон - понятие «коммунальная собственность». Местное само­управление в соответствии с российским законом осуществля­лось в

в границах адми­нистративно-территориальных единиц.

Акты местной администрации, противоречащие законодательству и решениям Совета, принятым в пределах его компетенции, могли быть отме­нены соответствующим Советом, вышестоящим исполнительно-распорядительным органом или признаны недействительными судом.

акон Российской Фе­дерации о местном самоуправлении от 6 июля 1991 г. предполагал формирование местного самоуправления на основе сложившейся структуры местной советской власти, сохраняя при этом главен­ствующую роль местного Совета в системе местного самоуправ­ления, двойное подчинение местных органов управления, право вышестоящих Советов отменять противоречащие законодатель­ству решения местных Советов.

В рассматриваемый период на федеральном уровне были при­няты законы: «О выборах главы администрации» от 24 октября 1991 г. и «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» от 15 апреля 1993 г.

Однако эти законы не оказали какого-либо серьезного влия­ния на становление местного самоуправления.

1 апреля 1993 г. был принят Закон Российской Федера­ции «О порядке назначения на должность и освобождения от должности глав краевой, областной, автономной области, авто­номного округа, города федерального значения, районной, город­ской, районной в городе, поселковой и сельской администра­ции»*.

Закон Российской Федерации «О местном самоуправлении в РСФСР» от 6 июля 1991 г. в соответствии с конституционными полномочиями федеральных органов государственной власти в сфере организации местной власти достаточно подробно регламентировал формы организации и деятельности органов местного самоуправления, а также компетенцию местных Советов и мест­ной администрации

31 марта 1992 г. был подписан Федеративный договор, который стал составной частью Конституции Российской Федерации.

Осенью 1993 г. начался процесс реформирования системы местного самоуправления, сложившейся на основе реализации Закона Российской Федерации «О местном самоуправлении в РСФСР» от 6 июля 1991 г.

Правовой основой реформирования местного самоуправления послужили указы Президента Российской Федерации по вопро­сам местного самоуправления, изданные в рамках полномочий Президента Российской Федерации, которые были определены его Указом от 21 сентября 1993 г. «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». Указами Президента Россий­ской Федерации «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации»* от 9 октября 1993 г. и «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации»** от 26 октября 1993 г. деятельность мест­ных Советов была прекращена, их функции были возложены на соответствующую местную администрацию. Органам государст­венной власти субъектов Российской Федерации было рекомен­довано осуществлять реформу местного самоуправления в соот­ветствии с положениями Указа Президента Российской Федера­ции от 26 октября 1993 г. «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации».

Выборы в представительные органы местного самоуправления предлагалось провести в период с декабря 1993 г. по июнь 1994 г. Дату проведения выборов должны были установить органы госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 1993 г. «О реформе местного самоуправления в Российской Фе­дерации» было утверждено Положение об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы.

22 декабря 1993 г. Президент Российской Федерации издал Указ «О гарантиях местного самоуправления»*, который содер­жал ряд принципиальных положений, касающихся организации и деятельности местного самоуправления.

Указы Президента Российской Федерации послужили право­вой базой для принятия субъектами Российской Федерации со­ответствующих правовых актов по местному самоуправлению.

существенным образом изменился характер взаимодействия представительного органа местного самоуправления и главы администрации, который стал имено­ваться главой местного самоуправления.

3. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 28 августа 1995 г. был подписан Президентом Российской Федерации и 1 сентября 1995 г. - со дня своего официального опубликова­ния - вступил в силу. Начался новый этап развития правовой основы местного самоуправления. Статья 55 этого Закона устано­вила, что нормативные правовые акты в Российской Федерации до приведения их в соответствие с настоящим Федеральным законом применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Новый Закон также сохранил действие статей 49-76 (закрепляющих полномочия местной администра­ции) и статей 80-86 (регулирующих вопросы территориального общественного самоуправления) Закона Российской Федерации «О местном самоуправлении в Российской Федерации»

Закон содержит специальную статью 62 «О формировании правовой основы местного самоуправления в соответствии с на­стоящим Федеральным законом». В ней содержатся положения, адресованные Правительству Российской Федерации, о разработ­ке и представлении на рассмотрение Государственной Думе:

проектов федеральных законов, обеспечивающих приведение законодательства Российской Федерации, в том числе налогового и бюджетного, в соответствие с данным Федеральным законом;

проектов законодательных актов, обеспечивающих правовую защиту органов местного самоуправления;

проектов законодательных актов, устанавливающих ответст­венность, в том числе уголовную, за воспрепятствование осущест­влению прав граждан на местное самоуправление, включая от­ветственность за нарушение установленных сроков проведения выборов органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления.

Федеральный закон лишь определил основные направления реформы местного самоуправления и за­крепил основы ее правового механизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: