Правовую основу местного самоуправления составляют ст 4 фз 131:
· общепризнанные принципы и нормы международного права,
· международные договоры РФ,
· Конституция РФ,
· федеральные конституционные законы,
· Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ",
· другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований, решения, принятые на референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
В развитии правовой основы местного самоуправления в Российской Федерации можно выделить 4 периода: первый период продолжался с 1990-1991 гг. по октябрь-декабрь 1993 г., второй - с октября-декабря 1993 г. по сентябрь 1995 г, третий период с 1 сентября 1995 г. - в этот день вступил в силу Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г., 4 с 6 окт 2003 года
первый период происходит переход к новым принципам организации местной власти, принимаются первые законы о местном самоуправлении: 9 апреля 1990 г. был принят Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», а 6 июля 1991 г. - Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР». Соответствующие изменения были внесены в Конституцию СССР и Конституцию РСФСР.
Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР»* определял местное самоуправление как часть социалистического самоуправления народа, которое призвано обеспечить реализацию прав и свобод граждан, их самостоятельность в решении вопросов социального и экономического развития территории, охраны окружающей среды
В Российской Федерации Закон «О местном самоуправлении в РСФСР» был принят 6 июля 1991 г.*
Российский закон о местном самоуправлении в отличие от союзного закона ввел в понятие местного самоуправления такой важный его признак как собственная ответственность населения, берущего на себя право самостоятельного решения вопросов местного значения. Данный Закон использовал также понятие «муниципальная собственность», в то время как союзный закон - понятие «коммунальная собственность». Местное самоуправление в соответствии с российским законом осуществлялось в
в границах административно-территориальных единиц.
Акты местной администрации, противоречащие законодательству и решениям Совета, принятым в пределах его компетенции, могли быть отменены соответствующим Советом, вышестоящим исполнительно-распорядительным органом или признаны недействительными судом.
акон Российской Федерации о местном самоуправлении от 6 июля 1991 г. предполагал формирование местного самоуправления на основе сложившейся структуры местной советской власти, сохраняя при этом главенствующую роль местного Совета в системе местного самоуправления, двойное подчинение местных органов управления, право вышестоящих Советов отменять противоречащие законодательству решения местных Советов.
В рассматриваемый период на федеральном уровне были приняты законы: «О выборах главы администрации» от 24 октября 1991 г. и «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» от 15 апреля 1993 г.
Однако эти законы не оказали какого-либо серьезного влияния на становление местного самоуправления.
1 апреля 1993 г. был принят Закон Российской Федерации «О порядке назначения на должность и освобождения от должности глав краевой, областной, автономной области, автономного округа, города федерального значения, районной, городской, районной в городе, поселковой и сельской администрации»*.
Закон Российской Федерации «О местном самоуправлении в РСФСР» от 6 июля 1991 г. в соответствии с конституционными полномочиями федеральных органов государственной власти в сфере организации местной власти достаточно подробно регламентировал формы организации и деятельности органов местного самоуправления, а также компетенцию местных Советов и местной администрации
31 марта 1992 г. был подписан Федеративный договор, который стал составной частью Конституции Российской Федерации.
Осенью 1993 г. начался процесс реформирования системы местного самоуправления, сложившейся на основе реализации Закона Российской Федерации «О местном самоуправлении в РСФСР» от 6 июля 1991 г.
Правовой основой реформирования местного самоуправления послужили указы Президента Российской Федерации по вопросам местного самоуправления, изданные в рамках полномочий Президента Российской Федерации, которые были определены его Указом от 21 сентября 1993 г. «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». Указами Президента Российской Федерации «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации»* от 9 октября 1993 г. и «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации»** от 26 октября 1993 г. деятельность местных Советов была прекращена, их функции были возложены на соответствующую местную администрацию. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации было рекомендовано осуществлять реформу местного самоуправления в соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации от 26 октября 1993 г. «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации».
Выборы в представительные органы местного самоуправления предлагалось провести в период с декабря 1993 г. по июнь 1994 г. Дату проведения выборов должны были установить органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 1993 г. «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» было утверждено Положение об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы.
22 декабря 1993 г. Президент Российской Федерации издал Указ «О гарантиях местного самоуправления»*, который содержал ряд принципиальных положений, касающихся организации и деятельности местного самоуправления.
Указы Президента Российской Федерации послужили правовой базой для принятия субъектами Российской Федерации соответствующих правовых актов по местному самоуправлению.
существенным образом изменился характер взаимодействия представительного органа местного самоуправления и главы администрации, который стал именоваться главой местного самоуправления.
3. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 28 августа 1995 г. был подписан Президентом Российской Федерации и 1 сентября 1995 г. - со дня своего официального опубликования - вступил в силу. Начался новый этап развития правовой основы местного самоуправления. Статья 55 этого Закона установила, что нормативные правовые акты в Российской Федерации до приведения их в соответствие с настоящим Федеральным законом применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Новый Закон также сохранил действие статей 49-76 (закрепляющих полномочия местной администрации) и статей 80-86 (регулирующих вопросы территориального общественного самоуправления) Закона Российской Федерации «О местном самоуправлении в Российской Федерации»
Закон содержит специальную статью 62 «О формировании правовой основы местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом». В ней содержатся положения, адресованные Правительству Российской Федерации, о разработке и представлении на рассмотрение Государственной Думе:
проектов федеральных законов, обеспечивающих приведение законодательства Российской Федерации, в том числе налогового и бюджетного, в соответствие с данным Федеральным законом;
проектов законодательных актов, обеспечивающих правовую защиту органов местного самоуправления;
проектов законодательных актов, устанавливающих ответственность, в том числе уголовную, за воспрепятствование осуществлению прав граждан на местное самоуправление, включая ответственность за нарушение установленных сроков проведения выборов органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления.
Федеральный закон лишь определил основные направления реформы местного самоуправления и закрепил основы ее правового механизма.