Принцип учета поэтапности формирования речевых умений

В ПРИНЦИПЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ

Логопедическая работа по коррекции нарушений речи у дошкольников с ЗПР основывается на следующих теоре­тических положениях и принципах.

Тесная взаимосвязь развития речи и познавательных процессов

В структуре речевого расстройства детей с ЗПР первич­ным является семантический дефект, который оп­ределяет нарушения как на уровне языковых значений, так и на уровне звукового оформления. Наиболее грубое недо­развитие выявляется в усвоении и дифференциации языко­вых значений, особенно грамматических значений, кото­рые являются более отвлеченными и абстрактными, чем лексические значения.

Формирование речи предполагает анализ, сравнение речевых единиц, выделение и обобщение языковых правил, то есть высокий уровень сформированности вербально-логического мышления, аналитико-синте-тической деятельности в целом.

В связи с этим, усвоение языковой системы детьми с ЗПР должно быть основано на развитии мысли­тельных операций анализа, синтеза, обобщения, абстракции. Это и определяет необходимость тесной свя­зи с развитием познавательных процессов, с развитием опе­раций анализа, синтеза, обобщения, абстракции на рече­вом материале.

Так, например, при формировании грамматического строя речи, в процессе логопедической работы осуществляется, с одной стороны, сравнение форм одного и того же слова, выделение общей части, соотнесение с лексическим значе­нием; с другой стороны, проводится сравнение различных


§ 1. Принципы коррекции нарушений речи

слов с одинаковым аффиксом, выделение общей морфемы и соотнесение ее со значением.

Взаимосвязь развития речи и моторики

Развитие речи в онтогенезе тесно связано с развитием тонкой ручной моторики, особенно в сензитивный период развития речи. Развитие ручной моторики, как показывают исследования М. М. Кольцовой, оказывает стимулирующее влияние на развитие речи. Это обусловлено, прежде всего, анатомо-физиологической близостью речевых зон коры го­ловного мозга и зон, регулирующих движения руки. Функ­ционирование зон, обеспечивающих произвольные движе­ния руки, вызывает активизацию, созревание речевых зон.

Развитие тонкой ручной моторики в дошкольном возра­сте обеспечивает и готовность руки ребенка к овладению письмом.

Постепенность перехода от наглядно-действенного и наглядно-образного к вербально-логическому мышлению (постепенный переход от конкретного к абстрактному, формирование процессов генерализации)

Коррекционно-логопедическое воздействие должно учи­тывать выявленные специфические особенности высших психических функций дошкольников с ЗПР. На начальных этапах обучения необходимо использовать более простые мыслительные операции (анализ, классификация) с опорой на наглядно-образное мышление; на последующих этапах обучения — более сложные мыслительные опе­рации (обобщение, абстракция) с опорой как на наглядно-образное, так и на словесно-логическое мышление. Это дает возможность детям сравнивать, сопоставлять, классифици­ровать, обобщать и в целом абстрагировать семантические и формально-языковые признаки речевых единиц.


Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи

Принцип учета поэтапности формирования речевых умений

С учетом процесса интериоризации умственных действий (поП. Я. Гальперину,А. Н. Леонтьеву) можно выделить следующие этапы формирова­ния речевых умений:

1) первоначальная дифференциация языковых, речевых единиц на основе наглядно-образного мышления (ана­лиз, сравнение по значению на основе использования наглядного материала) с опорой на внешние действия;

2) закрепление дифференциации при восприятии, в имп-рессивной речи;

3) дифференциация речевых единиц в экспрессивной речи;

4) интериоризация полученных речевых умений и навы­ков, перевод их во внутренний план, то есть выполне­ние действий в умственном плане, по представлению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: