«Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта». Пояснительная записка

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта»

для ООП «050700 «Специальное (дефектологическое) образование»

Профиль: «Олигофренопедагогика»

по циклу Б.3.В.03. - профессиональный цикл, вариативная часть

Очная форма обучения Курс – 3, 4 Семестр – 6, 7 Объём в часах всего – 288 в т. ч.: лекции – 72 практические занятия – 72 самостоятельная работа – 144 Экзамен –7 семестр Заочная форма обучения Курс – 2, 3, 4 Семестр – 4, 5, 6, 7 Объём в часах всего – 288 в т. ч.: лекции – 14 практические занятия – 24 самостоятельная работа –250 Экзамен – 7 семестр

Екатеринбург 2011


Рабочая учебная программа по дисциплине «Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта»

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Екатеринбург, 2011. – 64 с.

Составитель: Зак Г.Г., доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии ИСО УрГПУ

Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры специальной педагогики и специальной психологии УрГПУ

Протокол от 03.03.2011г. № 7. Зав. кафедрой О.Л. Алексеев

Руководитель учебного подразделения И.А. Филатова


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта» – одна из профилирующих дисциплин в профессиональной подготовке будущего учителя - олигофренопедагога. Программа составлена в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования 2010 года.

Деятельность учителя-олигофренопедагога должна быть направлена на изучение и оценку деятельностного потенциала ребенка, на его обучение, воспитание и развитие как субъекта образовательного процесса.

Программа ориентирована на субъект-субъектные отношения в учебно-воспитательном процессе, и, прежде всего, на субъектность ученика в воспитании. В связи с этим рассматриваются типы сотрудничества учителя и учащихся, условия демократизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса, проблемы экономического воспитания в рыночных условиях и общественно полезного производительного труда с перенесением акцентов на социально-экономическую деятельность учащихся.

В данном предмете используется тот уровень знаний, умений и навыков, который они получили ранее, для решения технологических задач, связанных с процессами изучения, обучения, воспитания и коррекции детей с интеллектуальными недостатками; осуществляется формирование необходимых профессиональных компетенций.

1.1.Цели и задачи дисциплины:

ЦЕЛЬ: подготовка студентов к обучению и воспитанию лиц с недостатками интеллектуального развития.

ЗАДАЧИ:

· укрепить гуманистическую тенденцию в отношениях будущих педагогов к лицам с ограниченными возможностями;

· вооружить студентов теоретическими знаниями о сущности умственной отсталости и системном характере детского недоразвития при различных ее формах, а также путях коррекции имеющихся отклонений;

· сформировать правильные представления о целях, задачах и содержании образования и воспитания детей с нарушением интеллекта, о системном характере развивающей образовательной среды как совокупности общих и специальных условий детского развития;

· ознакомить студентов с разнообразием форм организации образовательных систем и специальных педагогических технологий;

· обеспечить обучающихся умениями и навыками исследования и усвоения теоретических знаний и овладения профессиональной деятельностью;

· сформировать у студентов потребности к самосовершенствованию и мотивы осознанного и эффективного овладения основной профессионально-образовательной программой.

1.2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта» относится к циклу Б3-профессиональный цикл, В.03 вариативная часть.

При определении содержания и структуры данного курса учитывалась его системообразующая и интегрирующая роль в общей структуре профессиональной подготовки будущих специалистов. Ему предшествовало изучение студентами в профессиональном цикле таких курсов, как «Специальная педагогика» и «Специальная психология», и, следовательно, они знакомы с основными научными понятиями и категориями, знают цели, задачи педагогических систем общего и специального образования.

Прочное усвоение знаний по дисциплине «Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта» является необходимым условием дальнейшего успешного изучения таких дисциплин как «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта», «Методики преподавания», а также дисциплин по выбору студентов.


1.3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных компетенций:

способностью к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1);

способностью использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ОК-7);

профессиональных компетенций:

способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП-1);

готовностью к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК-8);

в области культурно-просветительской деятельности:

готовностью к формированию общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья и к взаимодействию с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями (ПК-13);

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

· общие и специальные задачи учреждений для детей с умственной отсталостью, пути и средства их осуществления, контингент детей, подлежащих обучению и воспитанию в каждом из специальных учреждений;

· особенности развития всех групп умственно отсталых школьников и их компенсаторные возможности; психолого-педагогические основы специального обучения и воспитания;

· пути и особенности реализации принципов обучения и воспитания в работе с умственно отсталыми детьми; содержание образования;

· пути, условия и особенности формирования знаний, умений и навыков у умственно отсталых школьников;

· требования к оборудованию и оснащению учебных кабинетов;

· совместные методы обучения и воспитания; пути их использования в специальных учреждениях;

· пути и средства дифференциации и индивидуализации учебного процесса;

· особенности организации и проведения самостоятельной работы учащихся;

· дидактические требования к уроку, типы и структура уроков; содержание и формы внеклассной работы;

· особенности классного коллектива, отдельных групп и приемы управления ими;

· особенности организации различных видов деятельности умственно отсталых школьников;

· пути и средства осуществления профессиональной ориентации и социальной адаптации школьников с отклонениями в психическом развитии;

· виды планирования учебно-воспитательной работы;

· сравнительный характер построения систем специального образования в разных общественно-политических, экономических условиях с учетом национальных особенностей;

Уметь:

· творчески реализовывать общие и специальные задачи изучения, обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта;

· осуществлять нравственное, эстетическое, трудовое воспитание с целью успешной социализации и трудовой адаптации учащихся;

· стимулировать положительное отношение школьников к учению, формировать у них положительные интересы и потребность в знаниях;

· оптимально применять и сочетать словесные, наглядные и практические, продуктивные и поисковые методы и приемы обучения;

· учить установлению причинно-следственных, связей и отношений между предметами и явлениями окружающей действительности;

· осуществлять индивидуальную программу обучения и воспитания каждого школьника в условиях классно-урочного обучения;

· применять технические средства обучения, рационально сочетать слово, наглядность и практическую деятельность: использовать элементы алгоритмизации, программированного и проблемного обучения;

· самостоятельно организовывать воспитательную работу, проводить внеклассные занятия;

· активизировать познавательную деятельность школьников, развивать мышление, речь, память, формировать учебные навыки;

· вносить коррективы в воспитательный процесс с учетом изменений, происходящих в экономической жизни страны;

· анализировать и давать оценку опыту работы педагогов, осуществлять его реконструкцию;

· осуществлять простейшие операции по эволюции педагогических процессов на основе моделирования, проектирования и программного управления;

· делать исторический сравнительный анализ систем специального образования, построенных на различных методологических и теоретических основаниях.

Владеть:

· методами психолого-педагогического изучения, обучения и воспитания детей в целях научно обоснованного индивидуального подхода к ним;

· методами руководства коллектива учащихся, формирования межличностных отношений в коллективе с учетом типологических особенностей детей;

· системным анализом процессов в конкретном учреждении и в специальном образовании региона;

· технологиями организации учебно-воспитательного процесса с учетом контингента детей;

· теоретическими и практическими основами моделирования и проектирования систем и управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: