Испытуемый элемент | Испытательное напряжение промышленной частоты, кВ, для машин с номинальным напряжением возбуждения, кВ | Характер и объем ремонта | ||
От 0,1 до 0,25 включительно | Свыше 0,25 | |||
1. Изоляция отдельных катушек обмотки ротора после изготовления и установки на полюсы: а) от корпуса б) витковая 2. Изоляция отдельной катушки после установки на роторе и крепления полюсов, но до соединения катушек между собой и с контактными кольцами: а) от корпуса б) витковая 3. Изоляция контактных колец, токоподводов и щеточных траверс до соединения с обмоткой 4. Изоляция катушек от корпуса после соединения между собой и с контактными кольцами 5. Изоляция обмотки ротора от корпуса в собранной машине после ремонта 6. Изоляция оставшейся части обмотки ротора: а) от корпуса б) витковая 7. Изоляция обмотки от корпуса после соединения всех катушек между собой и с контактными кольцами 8. Обмотка ротора в собранной машине после частичной замены изоляции | 4,0 | 4,5 | Полная замена обмотки ротора Полная или частичная замена обмотки ротора Полная замена обмотки ротора То же “ Частичная замена обмотки ротора Тоже | |
3,0 В на виток | ||||
3,5 | 4,0 | |||
2,5 В на виток | ||||
3,5 3,0 2.5 2,5 | 4,0 3,5 3,0 3,0 | |||
2,0 В на виток | ||||
2,25 2,0 | 2,75 2,5 | |||
Приложение 2
Нормы испытаний электродвигателей переменного тока при ремонтах обмоток
Испытания электродвигателей с жесткими катушками или со
Стержнями при полной смене обмоток
Испытание стали статора
Электродвигатели мощностью 40 кВт и выше испытываются перед укладкой обмотки методами п. 3.12. При этом если заводом-изготовителем не указываются более жесткие требования, то при индукции 1 Тл удельные потери в стали не должны превышать 5 Вт/кг, наибольший нагрев зубцов не должен быть более 45 °С, а наибольшая разность нагрева различных зубцов 30 ° С.
Измерение сопротивления изоляции обмоток
Измерение производится у электродвигателей на напряжение до 0,66 кВ включительно мегаомметром на напряжение 1000 В, а на напряжение выше 0,66 кВ — мегаомметром на напряжение 2500 В. Допустимые значения сопротивления изоляции обмоток указаны в табл. 5.1-5.3.
Испытание повышенным напряжением промышленной частоты
Испытательное напряжение при полной смене обмотки статора принимается согласно табл. П2.1.
Продолжительность приложения испытательного напряжения 1 мин.
Испытание витковой изоляции обмотки импульсным напряжением высокой частоты
1.4.1 Испытательные напряжения витковой изоляции после укладки новой обмотки или новых катушек принимаются по табл. П2.2. Продолжительность испытаний 3-10 с. Испытания проводятся при наличии аппаратуры, предназначенной для таких испытаний.
Испытательные напряжения витковой изоляции катушек до укладки их в пазы должны быть выбраны по стандарту или нормами предприятия, в соответствии, с чертежами которого изготовлены катушки.
Таблица П2.1. Испытательное напряжение промышленной частоты
при ремонте обмотки статора электродвигателей
(с жесткими катушками или со стержневой обмоткой)
Испытуемый элемент | Испытательное напряжение, кВ для электродвигателей на номинальное напряжение, кВ | ||||||||
до 0,5 включительно | до 3 включительно | ||||||||
мощностью до 1000 кВт | мощностью свыше 1000 кВт | ||||||||
1. Отдельная катушка (стержень) 1) перед укладкой 2) 2. Обмотки после укладки в пазы до пайки межкатушечных соединений 3. Обмотки после пайки и изолировки соединений 4. Главная изоляция обмотки собранной машины (каждая фаза по отношению к корпусу при двух других заземленных). У электродвигателей, не имеющих выводов каждой фазы отдельно, допускается производить испытание всей обмотки относительно корпуса | 4,5 3,5 3,0 — 3) | 6,5 5,0 | 13,5 11,5 9,0 7.0 | 21,5 18,5 15,8 13,0 | 31,5 29,0 25,0 21,0 | 13,5 11.5 9,0 7,0 | 23,5 20,5 18,5 15,0 |
1) Если стержни или катушки изолированы микалентной без компаундирования изоляцией, то испытательное напряжение, указанное в пп. 1 и 2, может быть снижено на 5%.
2)Если катушки или стержни после изготовления были испытаны данным напряжением, то при повторных испытаниях перед укладкой допускается снизить испытательное напряжение на 1 к В.
3) Испытательное напряжение в соответствии с ГОСТ 183-74 устанавливается равным 2Uном + 1 кВ, но не ниже 1,5 кВ.
Таблица П2.2. Импульсные испытательные напряжения обмоток статора после укладки в пазы
Номинальное напряжение обмотки, кВ | Напряжение на выводах катушки (амплитудное значение), кВ | Наибольшее допустимое значение междувиткового напряжения (амплитудное значение), В |
до 0,5 0,5-3,0 3,0-3,3 6,0-6,6 10,0-11,0 | 2.0 3,5 5,0 9,0 12,0 |
Примечания:
1. Междувитковое испытательное напряжение определяется как частное от деления значений, указанных в столбце 2, на число витков в катушке.
2. Если междувитковые напряжения превышают значения, указанные в столбце 3, то испытательное напряжение на выводах катушки снижается до значения, равного произведению допустимого междувиткового напряжения из столбца 3 на число витков в катушке.
Испытательные напряжения витковой изоляции катушек после их укладки не должны превышать 85% этого значения.
Допускается снижение испытательного напряжения по сравнению со значением, указанным в табл. П 2.2, если это необходимо для выполнения данного условия.
1.4.3 Испытания витковой изоляции оставшейся части обмотки при замене нескольких катушек производятся, как правило, лишь для катушек, отгибающихся при подъеме шага и снова уложенных в пазы, выводы которых были распаяны. Испытательные напряжения для этого случая выбираются в соответствии с документацией ремонтной организации, но должны составлять не менее 50% значений, указанных в п. 1.4.1 данного раздела. При наличии испытательной аппаратуры, позволяющей производить испытания всей оставшейся части обмотки без дополнительной ее распайки, применяются такие же испытательные напряжения, как и для отгибавшихся катушек.