Теории дают консультантам, психотерапевтам концепции, позволяющие им систематично думать о человеческом развитии и консультационной и терапевтической практике.
Главные элементы консультационных теорий следующие: 1) формулировка основных положений, лежащих в основе теории; 2) объяснение сведений о «полезном» и «бесполезном» поведении; 3) объяснение приверженности неадекватному поведению и постоянного совершения полезных или бесполезных поступков; 4) объяснение того, как можно помочь клиентам изменить свое поведение и закрепить достижения после окончания консультирования. Практикующий психолог (консультант, психокорректор, психотерапевт) смотрит на клиента (пациента) через призму тех или иных теоретических подходов. Олпорт выделил три наиболее полумерных подхода: бихевиоризм, психоанализ, экзистенционально-гуманистический. В настоящее время следует пополнить этот список когнитивной психологией, гештальт-психологией, интегративной психологией [23].
Теоретический подход адаптирован к практике, когда соответствует следующим критериям:
· прописана теория личности;
· имеется концепция здоровья личности;
· имеется концепция патологии личности;
· разработана система методических приемов перехода от патологии к норме [34].
Этим критериям соответствуют следующие подходы: психодинамический, когнитивно-поведенческий, экзистенционально-гуманистический и интегративный.
В теории находятся идеи, организующие ключевые принципы психологической помощи. О практике следует говорить, когда психолог берет теорию, методики и применяет их непосредственно с клиентом.
Схема 1. Представление элементов теории и их взаимосвязь
с практикой
Для оказания эффективной психологической помощи психологу необходимы: понимание теории, солидный багаж методик, умение слушать и задавать вопросы и собственная личностная зрелость [2; 23].
Таблица 2. Теоретические принципы современных психологических направлений [2]
Направление | Основные теоретические принципы |
Психоаналитическое направление | Сущность человека определяется психической энергией сексуальной природы и опытом раннего детства. Основу структуры личности составляют три инстанции: ид, эго и суперэго. Поведение мотивируется агрессивными и сексуальными побуждениями. Патология возникает из-за вытесненных в детском возрасте конфликтов. Нормальное развитие основывается на своевременном чередовании стадий сексуального развития и интеграции. |
Адлерианское направление | Акцентируется позитивная природа человека. Каждый человек в раннем детстве формирует уникальный стиль жизни, человек творит свою судьбу. Поведение человека мотивируется стремлением к достижению целей и социальным интересом. Жизненные трудности способствуют формированию неблагоприятного стиля жизни. Нормальное развитие личности предполагает адекватные жизненные цели. |
Терапия поведения | Человек – продукт среды и одновременно ее творец. Поведение формируется в процессе обучения. Нормальному поведению обучают посредством подкрепления и имитации. Проблемы возникают в результате плохого обучения. |
Рационально-эмоциональная терапия (A. Ellis) | Человек рождается со склонностью к рациональному мышлению, но одновременно и со склонностью к паралогичности. Он может становиться жертвой иррациональных идей. Жизненные проблемы возникают из-за ошибочных убеждений. В основе нормального поведения лежат рациональное мышление и своевременная коррекция принимаемых решений. |
Ориентированная на клиента терапия (C. Rogers) | Акцентируется позитивная природа человека – свойственное ему врожденное стремление к самореализации. Проблемы возникают при вытеснении некоторых чувств из поля сознания и искажении оценки опыта. Основу психического здоровья составляют соответствие идеального Я реальному Я, достигаемое реализацией потенциала собственной личности, и стремление к самопознанию, уверенности в себе, спонтанности. |
Экзистенциональная терапия | Основное внимание уделяется способности человека познавать свой внутренний мир, свободно выбирать свою судьбу, ответственности и экзистенциональной тревоге как основному мотивирующему фактору, поиску уникального смысла в бессмысленном мире, одиночеству и отношениям с другими, временности жизни и проблеме смерти. Нормальное развитие личности основывается на уникальности каждого индивида. |