Направления необихевиоризма

Скиннер и оперантное обусловливание. С. считал, что если строить понимание человека на его видимом поведении, то вовсе не требуется ломать голову над его внутренними процессами. Т.о., личность отдельно не фигурирует в его теории. Она понимается как набор поведенческих шаблонов. Ситуация - реакция (последняя зависит от предыдущего опыта и генетической истории). В этом теория С. похожа на буддистское представление о личности - нет личности, а есть лишь поведение и чувства, которые непостоянны, правильное понимание причин которых исключает возможность исключает путаницу. Надуманные объяснения -термины, которые употребляют противники бихевиоризма для описания поведения. К ним С. относит свободу (доказывает ее отсутствие на примере гипнотических опытов М. Эриксона), личность, творчество (оно не есть спонтанный процесс, а его истоки не находятся за пределами жизненного опыта творца; Док-во: гипноз, 25 кадр в рекламе и т.п.). Факторы, меняющие или нет поведение: Респондентное поведение - поведение, возникающее в ответ на что-то (классический пример опыты Павлова с собакой). Оперантное поведение (обусловливание) - поведение возникающее спонтанно. Оно усиливается или ослабляется в зависимости от тех, событий которые следуют за ним (пример: девочка боится воды - если зайдешь в воду по колени, то получишь конфету - и так шаг за шагом). Здесь отец обусловил поведение девочки, тем, что давал конфеты после определенных действий с ее стороны. Но это обусловливание может зависеть от нашего предыдущего опыта (Иллюзия Эймса - чукчи ее не видят, поскольку иглу круглые). Подкрепление - любой стимул предъявляемый после к-л. действия и усиливает вероятность его дальнейшего появления (в примере с девочкой с боязней воды этим п. была конфета). Позитивное п. - увеличивает вероятность повторения действия, после которого оно появилось (жажда - стакан воды - след. раз - мы так же возьмем стакан, т.к. он удовлетворил в 1-ый раз). Негативное п. -усиливает то поведение, которое снижает вероятность появления поведения, которое мы подкрепляем (лечение энуреза с пом. будильника). Первичное п. - заложенные в нас с рождения стимулы. Вторичные - нейтральные стимулы, но кот. сильно связаны с первичн. (деньги - по сути нейтральны, но будучи связ. с первичн. п.)

К. Халли гипотетико-дедуктивная система. Поведение есть там, где можно сказать о наличии потребности и продолжается до тех пор пока не наступает ее редукция. Поведение целостно: скорость выработки навыка различна при приближении к цели (градиент цели); животное совершает незоканченные действия в лабиринте - антицип. проба. Подкрепление может происходить и изнутри (локус контроля).

Субъективный бихевиоризм Миллера-Галантера-Прибрама. Поведение управл. образ. + определенная программа, состоящая из системы операций - плана (всякий иерарх. построенный процесс, способн. контролировать порядок, в котором должна соврешаться последовательность операций). Образ - то, что организм узнает об окружающем мире. Для управления поведения неоюх. механизм обратной связи. Процессы, участвующие в регуляии поведения: Test - Operate - Test - Exit.

Когнитивный б. Толмена -При описание поведенческого акта нужно вкл. в него следующие особенности: целевой объект, которые его направляют и из которых он исходит; специфическая картина отношения к объектам, которые используются в качестве ср-в достижения цели; относительная селективность к объектам, выступающим в к-ве ср-в и выбор тех, которые способствуют более быстрому достижению цели. Основная черта поведения - целевой и познавательный характер. Поведение всегда осуществляется организмом как целым, а не есть дело отдельных сис-м. Имманентно в поведении есть непосредственные заложенные в нем цели и познавательные процессы. Эти определяемые функционально переменные есть последнее звено в причинном управлении детерменант поведения. Но кроме непосредствекнных детерминант есть еще и дрю детермин. способности и приспособительные акты (образуют замещение реального поведения). Эти две детерминанты вмешиваются в управление между стимулом и первичными физиологичными состояниями, а др. стороны - поведением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: