Критика «сенсорной мозаики» Титченера. На первый план выходит проблема исследования содержания не структуры, но функций психики.
Программа Франца Брентано (1838-1917) противостояла как традиционной ассоциативной психологии, так и структурализму Титченера.
Начав свою деятельность в качестве католического священника, он оставил ее из-за несогласия с догматом о непогрешимости папы и перешел в Венский университет, где стал профессором философии (1873). В то же время богословское образование оказало в дальнейшем влияние на работы Брентано.
Его первый труд был посвящен психологии Аристотеля, а также ее интерпретации средневековыми католическими теологами, разработавшими понятие об интенции как особой направленности мысли.
Влияние Аристотеля: жизнь души как активное начало, а не восприятие воздействия извне.
Метод: исключительно субъективный метод самонаблюдения, отходит от экспериментального метода Вундта (считая его ограниченным). Кроме того, считал, что утверждал, что позиция Вундта игнорирует активность сознания, его постоянную направленность на объект.
|
|
Выступает против психологии как науки о содержаниях сознания; подлинная психологическая реальность – акты сознания. Таким образом, предмет психологии: психические феномены как акты (видение, слушание, суждение и т.п.).
Акт интенционально содержит в себе объект, на который он направлен (иначе он не имел бы смысла). Def: интенциональность – направленность на некий объект. Следовательно, основная характеристика психологических актов – это имманентная предметность, они всегда направлены на какой-то объект. Весь предметный мир как бы живет в душе человека; не материальное, а интенциональное бытие. Но каждый акт содержит в себе объект определенным образом: «В представлении что-то представляется, в суждении что-то признается или отвергается, в любви любится и т.д.».
Соответственно способу отношения к объекту классифицирует духовные акты:
- акты представления: им принадлежит ведущая роль, так как в представлениях предметы репрезентируются в сознании.
- акты суждения: в отличие от ассоцианизма, где суждение понимается как объединение или разъединение представлений, по Брентано, в суждении объект мнится как истинный или ложный.
- акты чувства: отношение к объекту как к добру или злу. (Учение о чувствах положил в основу этических представлений).
Подчеркивал целостность душевной жизни, в отличие от физического мира, в котором объекты могут существовать как отдельные вещи.
Таким образом, поставлены три важных вопроса:
- предметность сознания;
- его активность;
- его единство.
Идеи Брентано оказали влияние на Вюрцбургскую школу, гештальтпсихологию и др. + создание феноменологии его учеником Гуссерлем.