Судебная власть — это одна из трех ветвей власти государства. Основное направление ее деятельности — рассмотрение споров, имеющих юридическое значение. Совокупность всех судов данного государства называется юстицией, а совокупность вопросов их компетенции — юрисдикцией. Деятельность судов по осуществлению своей юрисдикции, т.е. по разрешению правовых споров, именуется правосудием.
Социальная роль судебной власти в демократическом обществе состоит в обеспечении господства права, как в естественном, так и в позитивном понимании, т.е. в установлении преграды произвольному применению насилия со стороны государства и, вместе с тем, обеспечении выполнения закона всеми субъектами на территории данной страны.
Статус судебной власти, как правило, регламентируют конституции в отдельных главах или разделах. В них устанавливаются основы судебной системы, принципы организации и деятельности судов. Например, Конституция Франции в ст. 66 характеризует судебную власть как хранительницу личной свободы.
|
|
Конституции обычно устанавливают лишь основы судебной системы. Все ее звенья определяются законами данного государства. Конституция США по этому поводу гласит, что «судебная власть Соединенных Штатов осуществляется Верховным судом и теми низшими судами, которые будут время от времени учреждаться Конгрессом» (раздел 1, ст. 3). В государствах структура судебной системы неодинакова. Ее особенности во многом зависят от правовой системы, существующей в той или иной стране, формы ее территориального устройства, исторических традиций и т.д. Общая черта организации современных судебных систем: в каждой стране существует, как правило, несколько видов судебных органов. Это суды общей юрисдикции, а также несколько разновидностей судов специальной юрисдикции, например конституционной, административной, финансовой и т.д. При этом в странах с англо-саксонской правовой системой Верховный суд является не только высшим судом общей юрисдикции, но и последней инстанцией для всех судов специальной юрисдикции, отсутствуют специализированные суды конституционной юрисдикции (конституционный контроль в них осуществляется общими судами или не существует вообще).
В европейских и некоторых других странах различные звенья судебной системы самостоятельны: суды общей юрисдикции, а также судебные и (или) квазисудебные органы конституционной, административной, финансовой, иной специальной юрисдикции имеют собственные высшие органы.
В исламских странах, наряду с государственными судами, действует система шариатских судов, которые рассматривают дела на основе принципов ислама.
|
|
Многие демократические конституции содержат запрет создания чрезвычайных судов. Например, согласно ст. 102 Конституции Италии «не могут учреждаться должности чрезвычайных или специальных судей».
Теоретическое и законодательное понимание судебной системы и судебной власти во многих странах охватывает не только собственно суды, но и органы и учреждения, содействующие судебной власти: органы судейского сообщества, расследования, прокуратуру, адвокатуру. Вместе с тем органы конституционной и административной юрисдикции, а также органы, существующие в ряде стран для осуществления правосудия над высшими должностными лицами, некоторыми конституциями в состав судебной системы не включены.
Следует отметить, что в ряде федеративных государств наряду с федеральными судами действуют суды субъектов федерации. Можно выделить централизованную и децентрализованную модели федеративных судебных систем. Наиболее яркий пример децентрализованной судебной системы — США, где наряду с федеральными судами (система которых включает четыре уровня: Верховный суд США, апелляционные суды и районные суды, а также мировые судьи) в каждом штате, федеральном столичном округе и зависимых территориях имеются собственные судебные системы, включающие аналогичные уровни. При этом юрисдикция федеральных судов и судов субъектов федерации строго разграничена.
Пример централизованной судебной системы, существующей в федеративном государстве,— судебная система ФРГ, Австрия, где суды субъектов федерации одновременно являются нижестоящими инстанциями федеральных судов.
Конституции зарубежных стран отражают главные принципы судебной власти.
Конституционные принципы судебной власти — это закрепленные в конституциях руководящие идеи, которым должны быть подчинены и правовое регулирование, и практика деятельности судов. Конституционные принципы условно можно разделить на две группы: принципы судоустройства и принципы судопроизводства.
К числу важнейших принципов судоустройства относятся следующие.
1. Независимость судей и их подчинение только закону. Данный принцип означает недопустимость вмешательства в судебный процесс, получения судьями указаний от кого бы то ни было. Он гарантируется несменяемостью судей, их неприкосновенностью, недопустимостью уменьшения их вознаграждения, централизованным порядком финансирования судов и назначения судей.
2. Исключительность судов как органов, осуществляющих правосудие, означает, что правосудие может отправляться только судом.
3. Отправление правосудия от имени народа и с участием населения. Данный принцип предполагает, что большая часть дел, имеющих серьезную юридическую значимость, рассматривается с участием граждан, не являющихся профессиональными судьями. Мировая практика знает две основные формы такого участия: в качестве присяжных заседателей и в качестве народных заседателей (шеффенов, народных судей). Первая модель возникла в Великобритании, а вторая — в Германии. Различие между ними состоит в следующем: функции присяжных разграничены с функциями профессионального судьи (присяжные определяют характер приговора, а судья — вид и меру наказания, если присяжными вынесен обвинительный вердикт), в то время как народные заседатели полностью равноправны с профессиональным судьей.
4. Коллегиальность судопроизводства означает, что юридические споры рассматриваются с участием нескольких профессиональных судей, народных или присяжных заседателей.
5. Возможность обжалования судебных постановлений в вышестоящие инстанции. Обжалование может носить апелляционный и кассационный характер. Апелляция предполагает пересмотр дела по существу с новым исследованием всех доказательств и вынесение решения. Кассация же означает лишь проверку соблюдения закона, при отмене судебного постановления дело направляется для пересмотра в тот же суд, но иным составом судей. В обоих случаях обжалованы могут быть лишь не вступившие в силу судебные постановления.
|
|
6. Обязательность судебных решений, вынесенных в стране, на всей ее территории.
Конституционные принципы судопроизводства.
1. Гласность судебного разбирательства означает, что все дела должны слушаться открыто — в присутствии публики, доступ которой на заседания судов должен быть свободным.
2. Связанность судей только законом требует, чтобы при вынесении решения суд ссылался, прежде всего, на закон, а если закону противоречит какой-либо подзаконный акт, то решение должно приниматься в соответствии с законом.
3. Конституционность судебных решений. Данный принцип означает недопустимость применения при рассмотрении дела правовых норм, в том числе, норм законов, противоречащих конституции.
4. Состязательность и равноправие сторон, т.е. обеспечение одинаковых возможностей истцам и ответчикам, обвиняемым и потерпевшим для обоснования своей позиции.
5. Устный и очный характер судопроизводства создает наилучшие условия для установления истины.
Кроме того, принципами осуществления правосудия следует считать конституционные процессуальные гарантии прав человека: право на должную судебную процедуру, право на защиту, презумпцию невиновности и т.д.
ВОПРОС 70\72
Стабильность и высокий авторитет конституции как основного закона обеспечивается не только жестким порядком ее изменения и наивысшей среди национальных правовых актов юридической силой, но и особой формой правовой защиты, в качестве которой выступает конституционный контроль. Под конституционным контролем или конституционным надзором понимается проверка соответствия законов конституции. В большинстве зарубежных стран осуществление такого контроля возлагается на судебные органы.
|
|
В современном мире существуют две основные модели конституционного правосудия.
Первая модель заключается в том, что конституционный контроль осуществляют суды общей юрисдикции. При этом в одних случаях такой контроль возложен только на верховный суд, в других — на суды всех инстанций. Такую модель принято называть «американской». Она существует в США, Канаде, Японии, скандинавских государствах.
Вторая модель преобладает в европейских странах. Конституционное правосудие осуществляется специальным органом — конституционным судом. В федеративных государствах создаются, кроме федеральных конституционных, суды субъектов, которые являются самостоятельными и обладают собственными компетенциями.
Суды общей юрисдикции, осуществляющие конституционный контроль (так называемая американская модель), могут ставить вопрос о конституционности закона в связи с рассмотрением конкретного судебного дела — конкретный контроль.
Конституционные суды рассматривают вопрос о конституционности закона в связи с запросом субъектов, обладающим таким правом. Тем самым, инициаторами конституционного контроля могут быть физические и юридические лица, и, в первую очередь, органы государства, наделенные правом обращения в органы конституционного контроля. Круг субъектов конституционного надзора устанавливается либо конституциями, либо специальными законами о конституционных или обычных судах. Например, в Венгрии обращение гражданина будет принято конституционным судом только после того, как данный гражданин получил отрицательное решение по своему делу во всех иных судах страны. В Японии обычный гражданин имеет право обратиться в Верховный суд с заявлением о признании закона неконституционным. Хотя реализовать данное право достаточно сложно.
Существует также две системы конституционного контроля — предварительный и последующий контроль.
Предварительный контроль применяется во Франции, Португалии и других странах после принятия закона до его промульгации президентом.
Последующий контроль осуществляется судом общей юрисдикции (США) и конституционным судом (Германия, Италия), когда закон на момент проверки его конституционности уже вступил в силу и действует.
Конституционные суды в некоторых странах (например, в ФРГ) обладают правом толкования конституции.
Орган конституционного надзора может признать несоответствующим конституции либо весь нормативный акт, либо отдельные его положения. Если акт признан несоответствующим конституции целиком, он объявляется юридически недействительным. В теории конституционного права такие действия называются нуллификацией. Обычно нуллифицированный закон остается в сборнике законов с пометкой о фактической его недействительности. Решение органа конституционного надзора является окончательным, и, как следствие этого, не обжалуется.
В ряде стран некоторые функции конституционного надзора выполняет президент, который, в соответствии с основным законом, является гарантом конституции (Румыния, Украина, Франция и др.). Практически это выражается в том, что президент после принятия закона парламентом и до его промульгации вправе использовать вето или обратиться в специализированный орган конституционного контроля с вопросом о конституционности данного акта.
В некоторых европейских странах конституционный контроль осуществляется специальными несудебными органами. Классический пример такого органа — Конституционный совет Франции. Специальные судебные органы мало чем отличаются от несудебных органов конституционного надзора, с другой — такое отличие все же имеется.
Специальные судебные органы соблюдают судебную процедуру: дело слушается, как правило, в открытом судебном заседании, ведется по правилам судебной процедуры, заседание ведет председатель, заслушиваются свидетели, ведется протокол, допускается публика.
Несудебные органы конституционного надзора такие процедуры могут и не соблюдать. Их главная задача — произвести экспертизу законодательства. Получив обращение, они могут рассмотреть это дело «за закрытыми дверями», а потом объявить свое решение.
Органы конституционного надзора могут быть и весьма необычными. Например, в Иране конституционный надзор осуществляет своеобразный орган — Наблюдательный совет, в который входят 12 видных теологов (богословов). Совет формально следит за соответствием законов, но не столько Конституции 1979 г., сколько священной книге мусульман — Корану. Под предлогом несоответствия этот орган может отклонить обычные светские законы.
В мировой практике существует два способа формирования состава конституционного суда — парламентский и смешанный.
Парламентским путем формируется Федеральный конституционный суд ФРГ. В соответствии с частью 1 ст. 90 Основного закона ФРГ члены Федерального конституционного суда избираются Бундестагом и Бундесратом поровну.
При смешанной процедуре парламент участвует в этом процессе наряду с другими государственными органами.
Во Франции Конституционный совет состоит из девяти членов, три члена назначаются Президентом, три — председателем Национального собрания, три — председателем Сената.
Конституции зарубежных стран устанавливают достаточно высокие требования к судьям конституционных судов: профессиональный уровень, возраст, стаж работы, авторитет, безупречная репутация и т.д.
Члены Конституционного суда Австрии должны иметь законченное образование в области государственно-правовых наук и не менее 10 лет занимать такое служебное положение, которому соответствует их образование (часть 3 ст. 147 Конституции Австрии).