Высшие органы государственной власти 7 страница

Отражением кризиса является и нестабильность политических режимов в странах СНГ. В постперестроечный период приходится наблюдать как изменение политических режимов, так и их смешанный характер (авторитарно-демократические, демократическо-авторитарные, авторитарно-национал-демократические и т.д.).

Последние события в ряде стран СНГ (Россия, Таджикистан, Грузия и т.д.) свидетельствуют о том, что возможны самые различные повороты в видоизменениях политической власти.

Политическая власть в Беларуси также проходит этапы вызревания. Политическая система республики в стадии становления. В отличие от других республик СССР Беларусь смогла избежать сильных политических потрясений. Однако размежевания и противостояния политических сил имелись и на уровне законодательной власти (парламент), и в общественно-политической жизни. Подтверждением тому явились постановка оппозиций вопроса о референдуме, досрочных выборах в Верховный Совет Республики Беларусь, разногласия между спикером и парламентским большинством и т.п.

Вопросы и задания

1. Какие подходы к определению власти существуют в политологии?

2. Вчем вы видите сущность политической власти и ее роль в обществе?

3. Всегда ли власть имела политический характер?

4. Как изменялись формы власти на протяжении истории человечества?

5. Чем власть отличается от господства и авторитета?

6. Какой смысл вкладывается в понятие “легитимность”?

7. Чем важно достижение легитимности для политической власти?

8. Назовите типы легитимности и приведите примеры их реаль ного осуществления в конкретных странах.

9. Каковы признаки снижения легитимности?

10. Как вы считаете, каковы уровень и тип легитимности существующего режима в Беларуси?

11. Можно ли считать легитимной власть, установленную боль шевиками в октябре 1917 г.?

12. Как соотносятся легитимность и эффективность режима? Может ли режим быть легитимным, но не эффективным? И наоборот, может ли режим быть эффективным, но не легитимным? Приведите примеры из истории конкретных стран.

13. Трактовки власти.

14. Функции власти.

15. Задачи власти.

16. Субъекты политической власти.

17. Ресурсы власти.

18. Сущность процесса властвования.

19. Технология осуществления власти.

20. Политическая власть в Республике Беларусь.


5.1. Понятие политической системы. Понятие “политическая система” появилось в политологии в 50-х годах ХХ века, благодаря американскому политологу Д. Истэном (род. 1917), который создал теорию политической системы. Это понятие было призвано отразить два момента: целостность политики как самостоятельной сферы общества, представляющей совокупность взаимодействующих элементов (партий, государства, лидеров, права и т.д.); характер связей политики с внешней средой (экономической, социальной, культурной сферами, другими государствами). Введение понятия “политическая система” имело практическую направленность. Оно должно было помочь выявлению факторов, которые обеспечивают стабильность и развитие общества, раскрытию механизмов согласования интересов различных групп.

Понятие “политическая система” объемно по содержанию. Политическую систему можно определить как совокупность политических институтов, общественных структур, норм и ценностей, а также их взаимодействий, в которых реализуется политическая власть и осуществляется политическое влияние. Поэтому в политическую систему включаются не только политические институты, непосредственно и активно участвующие в политике (государства, партии, лидеры и т.д.), но и экономические, социальные, культурные институты, традиции, ценности, нормы, имеющие политическое значение и опосредованно влияющие на политический прогресс. Назначение всех указанных политических и общественных институтов (в их политическом значении) состоит в том, чтобы распределять ресурсы (экономические, валютные, материальные, технологические и т.д.) и побуждать население к принятию этого распределения в качестве обязательного для всех.

Обмен ресурсами и взаимодействие политической системы с внешней средой осуществляется по принципу “входа” и “выхода”.

Д. Истон различает два типа “входа”: требование и поддержка. Требование можно определить как обращенное к органам власти мнение по поводу желательного или нежелательного распределения ценностей и ресурсов в обществе.

Поддержка является формой выражения политической лояльности, т.е. преданного, благожелательного отношения к режиму и означает усиление политической системы. Формами проявления поддержки могут считаться исправное выплачивание налогов, выполнение воинского долга, уважение властных институтов, преданность правящему руководству, проведение демонстраций в поддержку режима и т.д. В результате “входа” совершается процесс воздействия внешней среды на политическую систему. Следствием этого влияния служит реакция системы на требования или поддержку, т.е. “выход”. На “выходе” появляются авторитетные решения и политические действия власти по поводу распределения ценностей и ресурсов. Они могут выступать в форме новых законов, ассигнований на конкретные нужды, политических заявлений и т.д.

Политика будучи относительно самостоятельной сферой представляет собой устойчивое взаимодействие составляющих ее элементов. Причем отношения между ними носят характер взаимозависимости. Это означает, что изменения в деятельности какого-либо элемента приводят к изменениям в функционировании всей системы. Сама политическая система состоит из подсистем, которые и образуют целостность.

Основной элемент политической системы - институциональная подсистема, т.е. совокупность институтов (государственных, партийных, общественно-политических), выражающих и представляющих различные по значению интересы: от общезначимых до групповых и частных. Самым важным инструментом реализации общественных интересов является государство. Максимально концентрируя в своих руках власть и ресурсы, оно распределяет ценности и побуждает население к обязательному выполнению своих решений. Кроме государства в институциональную подсистему входят как политические организации - партии, группы давления, клиентелы (лат. clientela - группа лиц, находящихся под покровительством политического деятеля и поддерживающая его), так и неполитические организации, имеющие значительные возможности влияния на власть и общество: средства массовой информации, церковь. Зрелость институциональной подсистемы определяется степенью дифференциации и специализации ролей и функций ее структур. Благодаря специализации эта подсистема может быстро и эффективно реагировать на новые потребности и требования населения.

Институты власти и влияния выполняют всевозможные роли на основе различных норм - политических, правовых, нравственных и т.д. Вся совокупность норм, регулирующих политические отношения, составляет нормативную подсистему. Нормы выполняют роль правил, на основе которых происходят политические взаимодействия. Эти правила могут фиксироваться в конституции, правовых актах, а могут передаваться из поколения в поколение в форме традиций, обычаев, символов.

Следуя таким формализованным и неформализованным правилам, политические субъекты вступают во взаимодействие. Формы подобных взаимодействий, основанных на согласии или конфликте (например, между личностью и государством; политическими системами различных стран) их интенсивность и направленность составляют коммуникационную подсистему. Систему коммуникаций характеризует открытость власти, ее способность вступать в диалог, стремиться к согласию, реагировать на актуальные требования различных групп, обмениваться информацией с обществом.

Политические взаимодействия обусловливаются характером культурно-религиозной среды, ее однородностью. Совокупность субкультур, конфессиональная (религиозная) система, определяющая приоритетные ценности, убеждения, стандарты политического поведения, политическую ментальность составляют культурную подсистему. Она придает общезначимый смысл политическим действиям, отношениям политических субъектов, стабилизирует общество и выступает матрицей (лат. matrix- основа, начало) взаимопонимания и согласия. Чем выше степень культурной однородности, тем выше эффективность деятельности политических институтов. Базовым элементом культурной подсистемы является господствующая в обществе религия, которая определяет модели взаимодействия индивидов и стандарты индивидуального поведения.

Желаемые модели общества, отраженные в системе культурных ценностей и идеалов, определяют совокупность способов и методов реализации власти. Данная совокупность политических технологий составляет функциональную подсистему. Преобладание методов принуждения или согласия в реализации властных отношений определяет характер взаимоотношений власти и гражданского общества, способы его интеграции и достижения целостности.

Все подсистемы политической сферы связаны отношениями взаимозависимости. Взаимодействуя друг с другом, они обеспечивают жизнедеятельность политической системы, способствуют эффективной реализации ее функций в обществе.

Политическая система призвана обеспечить стабильность общества, его прогресс через сбалансированность различных групп интересов. Исходя из этого, можно выделить следующие функции политической системы, используя классификацию современных американских политологов Г. Алмонда и Дж. Пауэлла.

1. Функция выражения интересов. Политическая система через различные организации должна представлять интересы различных социальных групп. В противном случае они могут находить иные, часто разрушительные формы выражения своих требований.

2. Функция обобщения интересов. Разброс интересов различных групп, индивидов значителен. Поэтому и требуется их обобщение, распределение по степени важности, перевод требований на язык программ и доведение их до власти. Данную функцию осуществляют преимущественно политические партии.

3. Функция выработки правил и норм. Эту функцию выполняют законодательные органы, издавая законы, нормативные документы.

4. Функция применения правил. Выполнение этой функции - прерогатива исполнительных органов, реализующих предписания законодателей.

5. Функция контроля за применением правил. Эту функцию осуществляют судебные органы и органы насилия.

6. Функция политической коммуникации. Она предполагает различные формы взаимодействия и обмена информацией между различными структурами политической системы, лидерами и гражданами и т.д.

5.2. Типология политических систем. Политические системы могут классифицироваться по разным основаниям. Так, в зависимости от типа общества они делятся на традиционные, модернизированные демократичные и тоталитарные. По характеру взаимодействия со средой - на открытые и закрытые. По политическим культурам и их выражениям в формах организации власти - на англо-американскую, континентально-европейскую, доиндустриальную и частично индустриальную, тоталитарную.

Существуют и другие классификации. Одна из самых распространенных классификаций - деление политических систем на тоталитарные, авторитарные, демократические. Критерием их разграничения служит политический режим - характер и способы взаимоотношений власти, общества (народа) и личности (граждан).

Возник в XX веке. Идеи тоталитаризма возникли раньше. Термин “тоталитаризм” происходит от позднелатинских слов “ totalitas ” (полнота, цельность) и “ totalis ” (весь, полный, целый). В политический лексикон его впервые ввел для характеристики своего движения Муссолини в 1925г. Теория тоталитаризма складывалась в 40-50-е годы. Она использовалась Западом для идеологической борьбы против коммунизма.

Общими отличительными признаками являются стремление к всеобщей организованности общества и системы в соответствии с революционной по своему характеру социальной утопией, не оставляющей места для индивидуальной свободы и социальных противоречий.

В зависимости от господствующей идеологии, влияющей на содержание политической деятельности, различают следующие разновидности тоталитаризма: коммунизм, фашизм, национал-социализм.

Исторически первой и классической формой тоталитаризма стал коммунизм (социализм) советского типа. Начало ему положила военно-коммунистическая система, сформировавшаяся в общих чертах в 1918г. Устраняется частная собственность, а следовательно, всякая автономия личности. В социалистической системе СССР присутствуют и гуманные политические цели: повысился уровень образования, доступность культуры, достигнута социальная защищённость, развивалась экономика, космическая и военная промышленность и т.д., сократился уровень преступности.

Фашизм. Впервые был установлен в Италии в 1922г. Здесь тоталитарные черты были выражены не в полной мере. Итальянский фашизм стремился не к строительству нового общества, а к возрождению величия Римской империи и претендует на восстановление коллективной идентичности на культурной или этнической почве, ликвидации преступности.

Национал-социализм возник в Германии в 1933г. Он имеет родство с фашизмом, хотя многое заимствовал у советского коммунизма (революционность, формы организации партии и государства, обращение “товарищ”). Однако место класса здесь занимает нация, место классовой ненависти - ненависть национальная и расовая. Если в коммунистических системах агрессивность направлена внутрь - против собственных граждан (классового врага), то в национал-социализме - против других народов.

Главные различия основных разновидностей тоталитаризма отражены в их целях (собственно: коммунизм, возрождение империи, мировое господство арийской расы) и социальных предпочтениях (рабочий класс, потомки римлян, германская нация).

Одним из наиболее распространенных в истории типов политической системы является авторитаризм. По своим характерным чертам он занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Этой политической системе присущи следующие черты:

-автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта);

-неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, которые принимает по своему усмотрению;

-опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он в случае необходимости может использовать силу;

-монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. Возможно существования ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям;

-отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внешнеполитические сферы. Власть занята собственной безопасностью, хотя она может влиять на стратегию в других сферах;

-рекрутирование политической элиты путем назначения сверху.

Таким образом, авторитаризм - неограниченная власть одного лица или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющих автономию личности и общества во внеполитических сферах. При авторитарной политической системе запрещаются лишь определенные, главным образом политические формы деятельности, в остальном граждане свободны. В то же время в условиях авторитаризма граждане не имеют каких - либо институционных гарантий своей безопасности и автономии (независимый суд, оппозиционные партии и т.д.).

Авторитарные режимы разнообразны. Это монархии, деспотические, диктаторские режимы, военные хунты и др. Большинство таких режимов в Азии, Африке, Латинской Америке (Ю. Корея, Чили, Китай, Вьетнам) оправдывали свое существование необходимостью национального освобождения.

В последние десятилетия авторитарный политический строй чаще носил переходный характер и ориентировался на переход к демократии.

В XX век слово “демократия” стало, пожалуй, самым популярным у народов и политиков всего мира. Сегодня нет ни одного влиятельного движения в мире, которое не претендовало бы на осуществление демократии, не использовало бы этот термин в своих, часто далеких от подлинной демократии целей. Что же представляет собой демократия и в чем причина ее популярности?

В современном языке слово “демократия” имеет несколько значений.

I. Первое значение - этимологическое. Связано с происхождением этого термина “демократия” переводится с древнегреческого как “народовластие”. Или, выражаясь языком американского президента Линкольна, “правление народа, избранное народом и для народа”.

II. Демократия - форма устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству. В этом случае говорится о партийной, профсоюзной, производственной и даже семейной демократии. Демократия может существовать всюду, где есть организация, власть, управление.

III. Демократия рассматривается как основанный на определенной системе ценностей идеал общественного устройства и соответствующее ему мировоззрение. К таким ценностям относят свободу, равенство, права человека, народный суверенитет и др.

IV. Демократия рассматривается как социальное и политическое движение за народовластие. Это движение возникло в Европе для борьбы за освобождение и равноправие третьего сословия.

Как показывает человеческая история, реальная демократия во много далека от демократических ценностей: свободы, равенства и т.д. Между нормативным понятием (исходя из человеческих идеалов, ценностей, пожеланий) и реальностью существует несоответствие, что позволяет усматривать в ней (демократии) элементы утопизма.

Учитывая большое расхождение нормативного и эмпирического понятий демократии и вытекающие отсюда неудобства при использовании этой категории в науке и повседневном языке, Роберт Даль и другие политологи предлагают ввести для обозначения реально существующих государств, называемых демократиями, термин “полиархия”.

“Полиархия”, по Далю - это правление меньшинства, избираемого народом на конкурентных выборах. Демократия же в отличие от “полиархии” - это идеал, предполагающий равное участие всех граждан в управлении. Несмотря на свою достаточную обоснованность, это понятие не получило широкого признания.

Конституирующие признаки демократии:

-Юридическое признание и институционное выражение суверенитета верховной власти народа. Именно народ, а не монарх, аристократия или духовенство выступают официальным источником власти. Суверенитет народа выражается в том, что именно ему принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, что он выбирает своих представителей и может их периодически сменять и т.д.;

-Периодическая выборность основных органов государства;

-Равенство прав граждан на участие в управлении государством (как минимум равенство избирательных прав). Возможность создавать партии и другие объединения для выражения воли граждан;

-Принятие решений по большинству и подчинение меньшинства;

Эти требования - минимальные условия, позволяющие говорить о наличии демократической формы правления в той или иной стране. Однако реальные политические системы существенно отличаются друг от друга.

Как же классифицируются демократии? Если взять за основу важнейший принцип - суверенитет народа, то демократия классифицируется в зависимости от того, как понимается сам термин “народ” и как осуществляется им суверенитет. Такое, казалось бы, простое понятие “народ” в истории трактовалось по-разному. До середины XIX века демос (народ) отождествлялся либо со свободными мужчинами (античная демократия), либо с собственниками, либо лишь с мужчинами.

Ограничение народа определенными классовыми или демографическими рамками дает основание характеризовать государства как социально ограниченные демократии и отличать их от всеобщих демократий. Есть в политической теории такой тип правления, как “ охлократия ” - власть черни, толпы (древнегреческое).

Народ, будучи сложной общностью людей, имеет определенную структуру, состоящую из личностей, групп, коллективов. Отсюда выделяются следующие модели демократии: индивидуалистические - источником власти является личность; плюралистические (групповые) - источником власти является группа; коллективистские - источником является весь народ (нация, класс).

Суверенитет народа - важнейший признак демократии, служащий основанием ее оценки не только с точки зрения понимания термина “народ”, но также по форме осуществления им власти. В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную, представительную (репрезентативную).

В прямых формах народовластия граждане сами непосредственно участвуют в подготовке обсуждения и принятия решений. Такая форма сегодня встречается на уровне местного самоуправления (общины, кибуцы).

Представительная демократия. Ее суть в опосредованном участии граждан в принятии решений, в выборе ими в органы власти своих представителей.

В зависимости от характера равенства прав граждан на участие в управлении государством демократия делится на политическую, предполагающую лишь формальное равенство, равенство прав, и социальную, основанную на равенстве фактических возможностей участия граждан в управлении государством. Термин “социальная демократия” нашел свое выражение в названии одного из самых влиятельных политических движений XX века - социал-демократии.

Применение четвертого признака демократии - подчинение меньшинства большинству позволят выделить деспотичную демократию, тоталитарную и конституционную.

Суть деспотичной демократией в безграничном подчинении всех сторон жизнедеятельности человека. Это абсолютная, неограниченная власть большинства, связанная с произволом. Если власть большинства требует полного подчинения личности и стремится к установлению над ней постоянного контроля, то демократия становится тоталитарной. Конституционная демократия. Она ставит власть большинства в определенные рамки, ограничивает ее полномочия с помощью конституции и разделения властей и обеспечивает тем самым автономию и свободу меньшинства, в том числе и личности.

5.3. Политические режимы. Деление политических систем в известной мере приблизительное. В реальной жизни мы найдем смесь черт и переплетение типов. Вот почему для дальнейшего анализа политической жизни необходимо обратиться к понятию “политический режим”. Оно конкретно описывает социальную разность, вбирает не только общие правила, но и некоторые детали функционирования политических систем.

С помощью понятия “политический режим” в политической науке описываются приемы и методы осуществления власти в обществе. Само слово “режим” часто употребляют в повседневной жизни. Обычно говорят о режиме как о распорядке дня, как о способе работы того или иного механизма - от утюга до космического корабля, - как о способе лечения болезни (постельный режим, амбулаторный режим). Во всех этих случаях речь идет именно о способе действия в той или иной области. Это в полной мере относится и к политической системе, поскольку способы ее действия тоже могут существенно различаться. Политический режим и есть не что иное, как способ функционирования политической системы. Это конкретные формы и методы реализации власти, определенная структура властных институтов, полномочия которых обусловлены принципами организации ветвей власти.

Понятие “политический режим” является основополагающим в политологии, однако трактуется оно достаточно вольно. Можно выделить две точки зрения. Согласно первой точке зрения, сводящейся к расширительному толкованию понятия “политический режим”, оно отождествляется с категорией “политическая система”. Это создает известные теоретические сложности, поскольку возникает опасность терминологического дублирования двумя понятиями одного ряда политических явлений. Термины “политическая система” и “политический режим” характеризуют политическую жизнь с различных сторон. Политическая система выявляет характер связей с внешней средой, а политический режим определяет средства и методы реализации общезначимых интересов. Согласно второй точке зрения содержание понятия “политический режим” ограничивается формой правления. Эта точка зрения доминирует в конституционном праве, в котором классификация политических режимов основывается на различии законодательной и исполнительной функций государства и выяснении их соотношения. На этой основе выделяют: режим слияния властей (абсолютная монархия), режим разделения властей (президентская республика), режим сотрудничества (парламентская республика).

Акцентируя внимание на деятельности правительственных структур, не следует игнорировать влияние других политических институтов в представительстве и выражении групповых интересов: партийной системы, групп давления и т.д. Следовательно, форма правления представляет собой наиболее существенный компонент политического режима, однако не исчерпывает его содержания.

При определении сущности политического режима необходим комплексный подход.

С этой целью поставим ряд вопросов, ответы на которые “выхватывают” из политической реальности самое главное, самое существенное. Взятые в совокупности, они воссоздают реальную картину политической жизни общества. Попробуем сформулировать такие вопросы. Это:

Какова мера вмешательства власти в жизнь общества?

Каков характер отношения людей к власти?

Каковы роль и место политического лидера или главы государства?

Каким образом формируются органы власти?

Каковы взаимоотношения между законодательными и исполнительными, центральными и местными органами власти?

Существуют ли в обществе альтернативные политические институты?

Какова мера прав человека?

Каков характер политических идеалов в обществе?

Вопросы напоминают своего рода тест, с помощью которого можно определить характер политического режима в той или иной стране. С помощью этого теста гражданин получает возможность поставить “диагноз” политической системе. А это значит, что он может не только разобраться в процессах, происходящие сегодня, но и в определенной мере предугадать перспективы развития.

Политический режим представляет собой совокупность приемов и методов, с помощью которых осуществляется экономическое и политическое господство и правление.

Политический режим - это своеобразная среда и условие политической жизни общества, это определенный политический климат, существующий в том или ином обществе в данный момент. Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти, поскольку оно непосредственно связано с тем или иным соотношением диктатуры и демократии. Характеристика политического режима в любой отдельно взятой стране дает подлинную картину их соотношения, указывает на существование либо демократии, либо диктатуры как форм и принципов организации общественной жизни. В политической практике государства часто встречается несоответствие характера режима форме правления и наоборот. Это особенно наглядно проявляется в фактической реализации института прав и свобод граждан, в осуществлении принципа социальной справедливости. К примеру, социалистические страны, будучи в юридической оценке форм правления республиканскими, где высшие формы государственной власти выборные, по содержанию политического режима были авторитарными и тоталитарными государствами и поэтому не могли считаться демократическими. А такие буржуазные государства, как Швеция, Норвегия, Бельгия, по форме - типичные конституционные монархии, в достаточно высокой степени демократичные благодаря особенностям политического режима.

Под политическим режимом понимается определенное сочетание системы партий, способа голосования, одного или нескольких типов принятия решений, одной или нескольких структур групп давления. А также в содержание понятия “политический режим” включается: принцип легитимности, структура институтов, партийная система, форма и роль государства. Данное определение политического режима стало общепризнанным в европейской политической науке.

Остановимся на характеристике основных компонентов политического режима.

Принцип легитимности Известно, что эффективность воздействия власти на общество определяется не степенью принуждения, а уровнем легитимности режима. Принцип легитимности, по мнению профессора Йельского университета (США) Х.Линца, подразумевает способность власти создавать у населения веру и “убеждение в том, что, несмотря на все их промахи и недостатки, существующие политические институты являются наилучшими, нежели какие-либо другие, которые могли бы быть установлены и которым следовало бы в результате подчиняться”. Убеждение в правомерности власти принимать решения, которые граждане должны выполнять, складывается у людей в том случае, если эти решения соответствуют ценностям, разделяемым большинством общества. Как правило, такие ценности отвечают представлениям и требованиям демократии, которая способна сформировать наилучшие институты. Для авторитарных и тоталитарных режимов проблема легитимности не актуальна.

Структура институтов. Воля большинства народа осуществляется через систему политических институтов. Наряду с правом, партийной системой, группами давления, неполитическими структурами, обладающими значительным влиянием на общество (церковь, средства массовой информации), самым важным элементом режима является государство. Способность государства быть эффективным в значительной мере зависит от принципов организации институтов законодательной, исполнительной и судебной власти. Способы формирования высшей государственной власти, принципы организации ее институтов и их взаимоотношения с гражданами выражаются понятием “форма правления”.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: