Судебная власть в России

I

Федеральное Собрание РФ

Федеральное Собрание РФ как высший законодательный орган выполняет функции представительства интересов граж­дан и собственно законодательствование. Российский парла­мент — двухпалатный государственный орган1.

Верхняя палата — Совет Федерации — постоянно действу­ющий орган, в состав которого входят по два представителя от каждого субъекта РФ. Срок полномочий членов Совета Федерации соответствует сроку полномочий назначившего его органа государственной власти субъекта РФ, порядок форми­рования регламентирует Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации

1 О статусе Федерального Собрания РФ см. например: Грсшкин И.В. Определение статуса Федерального Собрания РФ и проблемы его совер­шенствования// Государство и право. 2005. № 6. С. 5—12.


Федерального Собрания Российской Федерации». К ведению верхней палаты относятся такие вопросы, как: назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности; утверждение границ между субъектами Федерации; назначе­ние на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ (по представлению Президента РФ), замести­теля Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов; назначение на должность судей Высших судов РФ (по представлению Президента РФ); утверждение указов Пре­зидента РФ о введении чрезвычайного и военного положений на территории страны или отдельных ее частях.

Нижняя палата Федерального Собрания РФ — Государ­ственная Дума, состоит из 450 депутатов, избирается сроком на четыре года; первое заседание проводится на тридцатый день после избрания или ранее по инициативе Президента РФ. Порядок выборов депутатов устанавливается Федеральным законом от 20 декабря 2002 г. № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и избирательным законодательством РФ. К ее ведению относятся вопросы одобрения предложенной Пре­зидентом РФ кандидатуры на должность Председателя Прави­тельства РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности; назначение на должность и освобождение от нее Председателя ЦБ РФ, председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека.

Палаты российского парламента являются основными субъ­ектами законодательного процесса: Государственная Дума при­нимает федеральные конституционные и федеральные законы, Совет Федерации одобряет или не одобряет их. Для решения разногласий между палатами конституционно предусмотрена возможность создания согласительной комиссии. Под при­нятым федеральным законом понимается закон, принятый Государственной Думой и считающийся одобренным Советом Федерации в порядке, установленном Конституцией. Такой закон направляется на подпись Президенту РФ. Федеральный конституционный закон отличается от федерального закона: принимается только по вопросам, предусмотренным Консти­туцией; считается принятым при одобрении большинством не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации; подлежит обязательному подписанию Президен­том РФ в течение 14 дней и обнародованию.



Роспуск Государственной Думы осуществляется Прези­дентом РФ в следующих случаях: трехкратное отклонение представленных кандидатур Председателя Правительства РФ; повторное в течение трех месяцев выражение недоверия Прави­тельству РФ; отказ в доверии Правительству РФ, когда вопрос о доверии поставлен по инициативе Председателя Правительства РФ. Государственная Дума не может быть распущена: 1) в тече­ние года после ее избрания по второму из указанных оснований;

2) с момента выдвижения ею обвинения против Президента,РФ
до принятия соответствующего решения Советом Федерации;

3) в период действия на территории государства военного или
чрезвычайного положения; 4) в течение шести месяцев до
окончания срока полномочий Президента РФ. Распустив Го­
сударственную Думу, Президент РФ назначает дату выборов,
чтобы вновь избранная Дума собралась не позднее чем через
четыре месяца с момента роспуска.

Совершенствование системы государственного управле­ния предполагает, в том числе, проведение законодательной реформы, заключающейся в изменении порядка формирова­ния палат парламента. На основании Федерального закона от 5 декабря 1995 г. № 192-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» в состав Совета Федерации РФ входили по должности глава законодательного и глава исполнительного органа государ­ственной власти субъекта РФ. Представитель двухпалатного законодательного органа государственной власти субъекта РФ определялся совместным решением его палат. К концу 1990-х гг. такая система показала свою неэффективность. Новый Фе­деральный закон от 5 августа 2000 г. установил, что в Совет Федерации входят по два представителя от каждого региона страны: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ. Высшее долж­ностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего испол­нительного органа государственной власти субъекта РФ) не позднее трех месяцев со дня вступления в должность назначает представителя в Совет Федерации от исполнительного органа субъекта РФ, решение оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта РФ, в трехдневный срок направляется в законодательный (представительный) орган субъекта РФ. Если на очередном или внеочередном заседании законодательного органа субъекта РФ против назначенной кандидатуры проголосуют 2/3 от общего числа депутатов, указ не вступает в силу, высшее должностное лицо субъекта РФ на­значает другого представителя.


Порядок избрания члена Совета Федерации — представи­теля от законодательного (представительного) органа субъекта РФ отличен для однопалатных и двухпалатных региональных парламентов. Из состава однопалатного законодательного органа субъекта РФ не позднее трех месяцев со дня первого за­седания в правомочном составе этого органа по предложению его председателя избирается представитель в Совет Федерации. Кандидатура (кандидатуры) для избрания представителя в Совет Федерации от двухпалатного законодательного органа субъекта РФ вносится на рассмотрение этого органа пооче­редно председателями палат. Альтернативную кандидатуру может внести группа депутатов численностью не менее '/3 от общего числа депутатов этого органа. Представитель от двух­палатного законодательного органа государственной власти субъекта РФ избирается поочередно от каждой палаты на по­ловину срока полномочий соответствующей палаты. Решение законодательного органа принимается тайным голосованием, оформляется постановлением (совместным постановлением обеих палат двухпалатного законодательного органа). Орган государственной власти субъекта РФ, принявший решение об избрании (о назначении) члена Совета Федерации, не позднее чем на следующий день после дня вступления решения в силу уведомляет Совет Федерации о своем решении, дате его всту­пления в силу и не позднее пяти дней направляет его в Совет

Федерации.

Изменения коснулись и порядка выборов депутатов Госу­дарственной Думы РФ. Четвертый созыв Думы формировался на основании Федерального закона от 20 декабря 2002 г. на­половину по одномандатным избирательным округам (225 депутатов), наполовину по федеральным спискам кандидатов в депутаты, выдвинутых от политических партий, избиратель­ных блоков (225 депутатов). Кандидаты в депутаты могут быть выдвинуты непосредственно путем самовыдвижения, а также путем выдвижения политической партией, избирательным блоком или в составе федерального списка кандидатов. Право на выдвижение кандидатов в составе федерального списка имеют политические партии, прошедшие на выборах 7%-й ру­беж. Решение о выдвижении федерального списка кандидатов политической партией принимается тайным голосованием на съезде политической партии. Общее число кандидатов, вы­двигаемых политической партией, избирательным блоком по федеральному избирательному округу, не может превышать 270 человек.


Судебная власть в России осуществляется только судами в лице судей, присяжных, привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия, народных и арбитражных заседателей, посредством конституционного, арбитражного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства. Судебная система России есть совокупность федеральных судов и судов субъектов РФ. Система федераль­ных судов включает: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды субъектов РФ, районные суды, во­енные и специализированные суды, составляющие системы федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ.

Субъекты РФ имеют право формировать конституционный (уставный) и мировые суды, являющиеся судами общей юрис­дикции, деятельность которых регламентируется региональным законодательством. Правовые основы организации и функ­ционирования судебной системы составляют: Конституция, Федеральные Конституционные законы от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Россий­ской Федерации», от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитраж­ных судах в Российской Федерации», Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (далее — Закон о статусе су­дей). Судьи Высших судов назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, судьи других федеральных судов — Президентом РФ. Ни одно лицо не может быть пред­ставлено к назначению на должность судьи без согласия соот­ветствующей квалификационной коллегии судей.

Судебная реформа началась в связи с необходимостью формирования самостоятельной судебной власти в начале 1990-х г. Концепция реформы, ориентированной на созда­ние наравне с судами общей юрисдикции арбитражного и конституционного судопроизводства, была утверждена по­становлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. № 1801-1. Конституционный Суд РФ был сформирован в 1991 г., система Госарбитража в 1992 г. была преобразована в систему арбитражных судов, которую возглавил Высший Ар­битражный Суд РФ. Следующий шаг — установление в Законе


о статусе судей гарантий независимости судей (несменяемость и неприкосновенность) и освобождение их от дисциплинарной ответственности. Демократический путь развития российского государства предопределил необходимость дальнейшего прове­дения коренных преобразований судебной системы. Ключевой момент судебной реформы — принятие Федерального Консти­туционного закона от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации», во исполнение которого были сфор­мированы органы судейского самоуправления (Советы судей субъектов РФ и Совет судей РФ), институты мировой юстиции и присяжных заседателей. Продолжение судебной реформы связано с модернизацией судебного процесса — с принятием нового Уголовно-процессуального и Гражданского процессу­ального кодексов. В последние годы судебная реформа прово­дилась по единой Федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2002—2006 годы»; в соответствии с Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. № 961 в целях под­готовки предложений о приоритетных направлениях судебной реформы, расширения взаимодействия федеральных органов судебной власти, органов судейского сообщества, организаций и учреждений, осуществляющих деятельность в области права, создан консультативный орган — Совет при Президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия.

Одним из критериев эффективности функционирования судебной системы в настоящее время назван рост обще­ственного доверия к судам. Количество обращений граждан в органы судебной власти увеличилось, но судебная система оказалась не готова к этому. В мировой юстиции на одного су­дью в среднем приходится 139 дел в месяц, в областных судах — 450 дел1, что влияет на качество решений, их объективность и сроки. Решения сложившихся проблем специалисты видят во внедрении в систему судов общей юрисдикции и арбитражных судов принципа разделения функций, т.е. в создании специ­ализированных структур (суды, коллегии, отдельные судьи) по отдельным узким векторам судебной практики. В системе общей юрисдикции это ювенальная юстиция, патентный суд, система административного судопроизводства; в арбитраж­ных судах — углубление по налогам, корпоративным спорам, делам о несостоятельности. Для снижения нагрузки на судей предлагается внедрить в судебную практику примиритель­ные процедуры, внесудебные и досудебные разбирательства, альтернативные способы урегулирования споров. Развитию

1 См.: Судите и судимы будете// РГ. 2006, 10 марта.


судебной специализации должно способствовать принятие федерального закона о судах общей юрисдикции. В целях пре­одоления сильной зависимости процесса назначения судей от бюрократического аппарата предлагается создание дисципли­нарных судов. Альтернативные решения вопросов доступности правосудия, законности судебных решений, эффективности правозащитной и карательной функций государства, другие направления судебной реформы должны найти отражение в Федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2007—2010 годы».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: