Виды консультирования:
- Индивидуальное консультирование.
- Групповое консультирование.
- Организационное консультирование.
Индивидуальное консультирование. Причины необходимости консультирования:
- Особое положение и статус руководителя.
- Влияние личных проблем персонала на эффективность профессиональной деятельности.
Чаще всего заказчиком является первый руководитель. Типичные стадии консультирования:
1. Начало работы – установление контакта, информирование клиента о возможном взаимодействии.
2. Вводная беседа – первоначальные данные о причинах обращения, описание проблем, выявление явных и скрытых проблем.
3. Определение имеющихся проблем, выявление реальной проблемы в обсуждении жизненных ситуаций клиента. На этом этапе клиент контролирует свои эмоции.
4. Работа с чувствами (акцент на Гештальт терапию) акцент на то, что чувствует, что с этим хочется сделать. Может произойти эмоциональная разрядка, инсайт.
5. Поиск возможных решений.
6. Согласование плана действий, когда клиент и консультант совместно выстраивают адекватный план действий.
7. Реализация плана – может проследить как сам клиент, так и в сопровождении консультанта.
8. Создаются условия выхода из контакта и взаимодействия консультанта и клиента. Психологическое дистанцирование.
Специфика группового консультирования. Основные задачи, решаемые консультантом.
Групповое консультирование. При групповом консультировании проясняется позиция каждого участника, принимается совместное решение, вырабатывается общая установка.
Цели групповой работы:
- Сформировать управленческую команду в организации
- Согласовать с группой программу изменений.
- Подготовить персонал к предстоящим изменениям – разъяснить интересы вышестоящих руководителей, организовать процесс диалога.
Задачи:
- Поиск и осознание своего места в организации.
- Разработка правил и требований в процессе работы с другими подразделениями.
Роли консультанта:
- Фасилитатор – человек помогающий наладить отношения, помогает услышать друг друга.
- Технолог-специалист. Предлагается группе определенная методика.
- Учитель-тренер. Знает законы взаимодействия команды.
- Мастер по разрешению конфликта, который помогает группе преодолеть деструктивные взаимоотношения.