Психологическая диагностика в настоящее время обладает большим количеством методик, соответствующих основным требованиям к их разработке и проверке, но различающихся как по содержанию, так и по способам извлечения диагностической информации. Знакомство с основными типами диагностических методик при понимании их специфики и сферы применения является существенным компонентом знания современного психодиагностика.
Вместе с тем авторы книги не ставили своей целью описать все многообразие методик, разработанных специалистами и составляющих инструментарий психодиагностика. Читатели будут ознакомлены лишь с некоторыми наиболее известными и применяемыми в отечественной практике методиками, которые могут рассматриваться в качестве иллюстрации методов диагностики (совокупности способов и приемов оценки психологических свойств, имеющих существенные сходные признаки).
Специфические особенности каждого метода определяют возможности и трудности в работе с ним, достоинства и недостатки его использования, характер извлекаемой с его помощью информации, способы анализа и интерпретации результатов, вероятные ошибки. Важность знания такого рода очевидна как для разработчиков и пользователей психодиагностических методик, так и для заказчиков диагностических обследований, учитывающих их результаты в своей практической деятельности.
|
|
Например, уровень доверия к диагнозу определяется тем, какие методики были использованы (опросники, тесты или проективные), насколько сложными были процедуры проведения и анализа, насколько зависима трактовка данных обследования от квалификации диагноста и пр.
Помимо этого трудность постановки диагноза связана с тем, что результатов одной методики недостаточно, какой бы совершенной она ни была. Психодиагностики, считая, что результаты любой методики должны сопровождаться дополнительными данными об индивиде, включают в число своих методов наблюдение, беседу, анализ продуктов деятельности. Поэтому заблуждаются те, кто наивно называет психодиагностиков тестологами — специалист в области психодиагностики должен владеть неформализованными методами и использовать их на практике. Понимая специфику этих методов, он обязан знать критерии и принципы их диагностического использования.
Классификация диагностических методик служит целям упорядочения информации о них, нахождению оснований для их взаимосвязи и тем самым способствует углублению специальных знаний в области психологической диагностики. Использовали методики психологической диагностики, указанные в приложениях.
|
|
Основные данные учащегося:
- Коробейников Александр Анатольевич. Возраст 17 лет, русский, образование среднее, состояние здоровья хорошее.
- Родители: Отец: Коробейников Анатолий Иванович, Мать: Коробейникова Надежда Исаевна.
Состав семьи: Родители, младший брат Сергей, 12 лет.
- Жилищные материальные условия: коттедж, взаимоотношения в семье отличные, отношение родителей и родственников к Александру, очень положительное, они уверены в его правдивости и считают его примером для его друзей и знакомых.
- В беседе с Александром был выявлен мотив выбора им данной профессии: личная симпатия к этой профессии, а также положительное отношение его родителей к выбранной им профессии.
- Отношение Александра к учебе показывает серьезность его намерений получить образование и работать в дальнейшем по профессии, его успеваемость по многим дисциплинам - «хорошо» а по некоторым даже «отлично».
- К домашним заданиям Александр относится добросовестно, систематично и аккуратно выполняет все задания и контрольные работы, помогает своим друзьям однокурсникам, если они что-то не понимают по тем или иным предметам.
- К труду Александр относится серьёзно, все порученные ему дела он выполняет с большой долей ответственности.
- В отношении к общественной жизни коллектива, Александр не проявляет особого интереса, очень редко проявляет самостоятельную инициативу, однако добросовестно и своевременно выполняет коллективные поручения.
- Из беседы с преподавателем выяснилось, что дисциплинированность Александра во время занятий удовлетворительна, но это не сказывается на его успеваемости.
- В коллективе Александр является лидером, коллектив уважает его, как своего товарища и многие из них согласились бы помочь Александру в трудной ситуации.
- В ходе наблюдения было замечено, что взаимоотношения Александра с окружающими носят дружественный характер, по его словам отношения к окружающим построены на взаимопонимании и уважении. К себе Александр относится критично, он считает, что еще не готов к взрослой и самостоятельной жизни, ему нужно еще многое понять и изучить, для того чтобы принимать важные решения, это стимулирует в нем желание к интенсивному развитию своих способностей.
- Александр очень заинтересован радиоэлектроникой, компьютерами, и все что с ними связано, он довольно хорошо разбирается в этом и постоянно пополняет свои знания в этой сфере, читает книги, изучает новые программы.
А. Результаты проведения исследования объема кратковременной памяти.
где Пк - обозначение объема кратковременной памяти,
А - наибольшая длинна ряда, который испытуемый во всех опытах воспроизвел правильно,
С - количество правильно воспроизведенных рядов, больших чем А,
N - число серий исследования (в данной методике 4).
Результат проведения теста:
Серия 1: Серия 2: Серия 3: Серия 4:
+ 1372 + 9321 + 5241 + 7106
+ 64805 + 57340 + 96023 + 89934
72318 351375 + 254061 856096
+ 0730438 …………. 7824391 + 5201570
52186..38 93821595 34682568 82748255
1350.7843 82493…… 57836423 758134…9
3448.2546 248365.49. ……….07 152486…8
По полученным данным производим расчет объема кратковременной памяти:
Уровень выраженности объема кратковременной памяти равный от 5 до 6 означает низкий.
Низкий уровень не является крайним, поэтому нет необходимости проводить повторное исследование, к тому же, Александр сам признал, что был немного не внимателен при проведении теста.