Проведение психодиагностики личности учащегося

Психологическая диагностика в насто­ящее время обладает большим количеством методик, соответствующих основным требованиям к их разработке и проверке, но различающихся как по содержанию, так и по способам извлечения диагностической информации. Знакомство с основными типами диагностических мето­дик при понимании их специфики и сферы применения является суще­ственным компонентом знания современного психодиагностика.

Вместе с тем авторы книги не ставили своей целью описать все мно­гообразие методик, разработанных специалистами и составляющих инструментарий психодиагностика. Читатели будут ознакомлены лишь с некоторыми наиболее известными и применяемыми в отечествен­ной практике методиками, которые могут рассматриваться в качестве иллюстрации методов диагностики (совокупности способов и при­емов оценки психологических свойств, имеющих существенные сход­ные признаки).

Специфические особенности каждого метода определяют возможно­сти и трудности в работе с ним, достоинства и недостатки его исполь­зования, характер извлекаемой с его помощью информации, способы анализа и интерпретации результатов, вероятные ошибки. Важность знания такого рода очевидна как для разработчиков и пользователей психодиагностических методик, так и для заказчиков диагностических обследований, учитывающих их результаты в своей практической де­ятельности.

Например, уровень доверия к диагнозу определяется тем, какие ме­тодики были использованы (опросники, тесты или проективные), на­сколько сложными были процедуры проведения и анализа, насколько зависима трактовка данных обследования от квалификации диагно­ста и пр.

Помимо этого трудность постановки диагноза связана с тем, что ре­зультатов одной методики недостаточно, какой бы совершенной она ни была. Психодиагностики, считая, что результаты любой методики должны сопровождаться дополнительными данными об индивиде, включают в число своих методов наблюдение, беседу, анализ продук­тов деятельности. Поэтому заблуждаются те, кто наивно называет пси­ходиагностиков тестологами — специалист в области психодиагностики должен владеть неформализованными методами и использовать их на практике. Понимая специфику этих методов, он обязан знать крите­рии и принципы их диагностического использования.

Классификация диагностических методик служит целям упорядо­чения информации о них, нахождению оснований для их взаимосвязи и тем самым способствует углублению специальных знаний в области психологической диагностики. Использовали методики психологической диагностики, указанные в приложениях.

Основные данные учащегося:

- Коробейников Александр Анатольевич. Возраст 17 лет, русский, образование среднее, состояние здоровья хорошее.

- Родители: Отец: Коробейников Анатолий Иванович, Мать: Коробейникова Надежда Исаевна.

Состав семьи: Родители, младший брат Сергей, 12 лет.

- Жилищные материальные условия: коттедж, взаимоотношения в семье отличные, отношение родителей и родственников к Александру, очень положительное, они уверены в его правдивости и считают его примером для его друзей и знакомых.

- В беседе с Александром был выявлен мотив выбора им данной профессии: личная симпатия к этой профессии, а также положительное отношение его родителей к выбранной им профессии.

- Отношение Александра к учебе показывает серьезность его намерений получить образование и работать в дальнейшем по профессии, его успеваемость по многим дисциплинам - «хорошо» а по некоторым даже «отлично».

- К домашним заданиям Александр относится добросовестно, систематично и аккуратно выполняет все задания и контрольные работы, помогает своим друзьям однокурсникам, если они что-то не понимают по тем или иным предметам.

- К труду Александр относится серьёзно, все порученные ему дела он выполняет с большой долей ответственности.

- В отношении к общественной жизни коллектива, Александр не проявляет особого интереса, очень редко проявляет самостоятельную инициативу, однако добросовестно и своевременно выполняет коллективные поручения.

- Из беседы с преподавателем выяснилось, что дисциплинированность Александра во время занятий удовлетворительна, но это не сказывается на его успеваемости.

- В коллективе Александр является лидером, коллектив уважает его, как своего товарища и многие из них согласились бы помочь Александру в трудной ситуации.

- В ходе наблюдения было замечено, что взаимоотношения Александра с окружающими носят дружественный характер, по его словам отношения к окружающим построены на взаимопонимании и уважении. К себе Александр относится критично, он считает, что еще не готов к взрослой и самостоятельной жизни, ему нужно еще многое понять и изучить, для того чтобы принимать важные решения, это стимулирует в нем желание к интенсивному развитию своих способностей.

- Александр очень заинтересован радиоэлектроникой, компьютерами, и все что с ними связано, он довольно хорошо разбирается в этом и постоянно пополняет свои знания в этой сфере, читает книги, изучает новые программы.

А. Результаты проведения исследования объема кратковременной памяти.

где Пк - обозначение объема кратковременной памяти,

А - наибольшая длинна ряда, который испытуемый во всех опытах воспроизвел правильно,

С - количество правильно воспроизведенных рядов, больших чем А,

N - число серий исследования (в данной методике 4).

Результат проведения теста:

Серия 1: Серия 2: Серия 3: Серия 4:

+ 1372 + 9321 + 5241 + 7106

+ 64805 + 57340 + 96023 + 89934

72318 351375 + 254061 856096

+ 0730438 …………. 7824391 + 5201570

52186..38 93821595 34682568 82748255

1350.7843 82493…… 57836423 758134…9

3448.2546 248365.49. ……….07 152486…8

По полученным данным производим расчет объема кратковременной памяти:

 
 


Уровень выраженности объема кратковременной памяти равный от 5 до 6 означает низкий.

Низкий уровень не является крайним, поэтому нет необходимости проводить повторное исследование, к тому же, Александр сам признал, что был немного не внимателен при проведении теста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: