Заключение

Важнейшим условием эффективного формирования личности является вооруженность организаторов педагогического процесса настоящей педагогической теорией. К сожалению, в нашей стране такой теории нет. Даже вопрос номер один педагогики - сущность педагогического процесса - до сих пор не раскрыт. В объяснении его ученые допускают серьезные ошибки. Среди них: введение в научный обиход понятия “обучение”; утверждение о том, что существует так называемое “чистое воспитание”; представление педагогического процесса как суммы двух самостоятельных процессов: обучения и воспитания; объяснение педагогического процесса как “образование”; признание педагогического процесса как суммы обучения, воспитания и образования; деление педагогического процесса на умственное, нравственное, патриотическое, интернациональное, трудовое, эстетическое, физическое… воспитание; рассмотрение “организованного” и “неорганизованного” педагогических процессов без их взаимосвязи; отождествление педагогического процесса с его формами и т.д.

Вышеперечисленные ошибки в объяснении педагогического процесса имели и имеют отрицательные последствия.

Во-первых, деление педагогического процесса на обучение и воспитание, например, привело к формированию “образованных, но не воспитанных” людей.

Во-вторых, из-за неправильного объяснения сущности педагогического процесса задерживалось дальнейшее развитие педагогической науки.

Мы, в отличие от других ученых, педагогический процесс не делим на обучение и воспитание; на умственное, патриотическое, интернациональное, трудовое, эстетическое, физическое воспитание; не отождествляем его с образованием. Для нас “педагогический процесс”, “обучение”, “воспитание” – синонимы, означающие одно и то же явление. Педагогический процесс, определяемый нами как целенаправленное и стихийное воздействие на человека, которое приводит к формированию его личности, представляет собой стройную и целостную систему, состоящую из объекта, субъекта, цели и задач, движущей силы, принципов, содержания, форм, средств, методов, типов и результата.

Объектом ПП башкирской общеобразовательной школы, как правило, является башкир в возрасте от 6 до 17 лет. Нами выявлены некоторые основные психолого-педагогические особенности его. К ним относятся: уважительное отношение башкирских детей к старшим; скромность; послушность; искренность; трудолюбие; недостаточное стремление к знаниям; недостаточная сформированность у башкирских детей национального самосознания; наличие комплекса неполноценности; равнодушие к самому себе и т.д.

Эти и другие особенности свидетельствуют о сложности объекта педагогического процесса современной башкирской общеобразовательной школы. Он, в какой-то степени отражая в себе особенности своего народа, в то же время активно присваивает черты, обычаи, язык, культуру других народов: русских, татар и постепенно теряет свое национальное лицо.

Субъектом ПП является учитель, классный руководитель, родитель, брат, сестра и другие организаторы педагогического процесса. Субъект может стать объектом и наоборот.

Цель педагогического процесса в науке активно изучается. Однако до сих пор она до конца не раскрыта. Некоторые ученые даже отрицают “целенаправленность постановки социальных целей воспитания” и предлагают осуществлять его, “целиком основываясь на инстинктивных влечениях и интересах детей”. Другие ошибочно полагают, что цель ПП имеет классовый характер. Учеными недооценивается “национальный компонент” в содержании цели.

Мы цели ПП делим на: 1) общую; 2) конкретную; 3) промежуточную. Для нас цель – сложное образование. В ней имеются общечеловеческие, региональные, национальные, вечные, временные элементы. Она отражает в себе прошлое, настоящее, будущее народа, его психологию, мировоззрение, идеал… Башкирская общеобразовательная школа должна воспитать представителя башкирского народа - такова ее цель. Данная цель нами конкретизируется в “Эталонной модели представителя башкирского народа” – в своеобразном его портрете.

В науке движущей силой педагогического процесса считается противоречие. На наш взгляд, противоречие не может быть движущей силой. Ею является то, что заставляет человека преодолевать эти противоречия.

Движущие силы бывают главные, конкретные и промежуточные, внутренние и внешние. Главной - является стремление объекта ПП стать хорошим человеком. При наличии этого стремления педагогический процесс становится самодвижущейся системой.

Стремление стать хорошим человеком не сразу становится движущей силой. Сначала, как любая черта характера, является содержанием. Только после усвоения объектом педагогического процесса превращается в движущую силу.

Принципы ПП в науке объясняются ошибочно: смешиваются общие и компонентные принципы; принципы, выделяемые отдельными учеными или группой ученых, не содержат в себе каких-то закономерных связей и отношений, возникающих в процессе воспитания; делятся на принципы обучения и на принципы воспитания; отдельные принципы педагогического процесса, предлагаемые учеными, по своему содержание слишком узкие и т.д.

Эти ошибки отрицательно сказываются на результатах педагогического процесса. Ведь они являются исходными теоретическими положениями, которыми руководствуются при организации ПП.

Нами выявлена и научно обоснована в этой работе своеобразная система принципов. К ней относятся: принцип целостности; принцип индивидуализации; принцип поэтапности; принцип саморегулируемости; принцип развития.

Следующим элементом системы ПП является содержание. Учеными допускается ряд ошибок в объяснении его. Например, оно необоснованно делится ими на содержание воспитания и на содержание образования; содержание педагогического процесса отождествляется с содержанием учебных предметов или педагогическим процессом.

Наша теория свободна от этих ошибок. Для нас содержание педагогического процесса – это то, что необходимо усвоить человеку для того, чтобы стать личностью. Оно состоит из следующих взаимосвязанных элементов: знания, умения, навыка, отношения, черт характера. Эти элементы, объединившись в особую систему вокруг какого-то общего “направления”, образуют структурные единицы содержания педагогического процесса: общую, политехническую, специальную.

При формировании содержания ПП руководствуются принципами. Кроме вышеназванных общих имеются и компонентные, относящиеся только к содержанию. К ним относятся: универсальность, неограниченность (бесконечность), достаточность содержания, а также принцип первичности воспитания отношения.

Содержание педагогического процесса имеет несколько форм существования. Учебный предмет – одна из них. Второй формой является рассредоточение элементов содержания из некоторых областей действительности, науки по имеющимся в учебном плане предметам, не создавая специальных предметов. Отражение содержания ПП в планах классных руководителей, воспитателей, руководителей кружков, внешкольных и внеклассных мероприятий – третья форма существования его.

Проблема “формы педагогического процесса” является и сегодня актуальной. К сожалению, и она в нашей педагогической науке объясняется неправильно. Среди распространенных ошибок, допускаемых учеными, можно выделить следующие: отождествление формы с: а) педагогическим процессом; б) типами ПП; в) содержанием; г) методами; д) единицей ПП; деление форм педагогического процесса на формы обучения и на формы воспитания и т.д.

Определяя форму как внешнее выражение педагогического процесса, мы в данной работе проводим четкую границу между формой и другими компонентами системы ПП. Для этого выявляем и научно обосновываем свойства формы, отличающие ее от этих компонентов. Кроме этого выделяем существенные признаки отдельных форм ПП, даем перечень форм.

Важная роль в педагогическом процессе принадлежит его средствам. Мы их делим на несколько групп.

1. Средства, в которых отражается содержание педагогического процесса (окружающая среда: небо, звезды, ветер, леса, горы, реки, земля, климат, улицы, дома, заводы, фабрики, производственные и социальные отношения, автобусы, пассажиры…; обычаи, традиции, праздники…; искусство: художественная литература, живопись, музыка, танцы, мифология, фольклор…).

2. Школьные здания, дворцы, классы, кабинеты, библиотеки, спортзалы, доска, мел, ручка и другие сооружения, приспособления, предметы, используемые в педагогическом процессе.

3. Средства стимулирования участников педагогического процесса (зарплата, стипендия, почетные звания, грамоты, премии, медали-ордена, отметки, поощрительные слова…).

4. Органы ощущения.

5. Средства, в которых отражаются теория и практика организации педагогического процесса (педагогическая наука, религия).

6. Средства измерения продолжительности и качества педагогического процесса (урок, учебный день, учебная неделя, учебная четверть, учебный год, пятибалльная система оценки знаний, умений и т.д.)

Для получения хороших результатов организаторам педагогического процесса необходимо заботиться о постоянном совершенствовании и эффективном использовании средств ПП.

Методы ПП, наверное, самая активно изучаемая проблема в педагогике. Однако до сих пор нет их научной концепции.

Наш подход к методам отличается от существующих. В отличие от других ученых мы методы не считаем способами совместной работы учителя и учащихся. Методы ПП мы не делим на методы преподавания и на методы учения; на методы обучения и на методы воспитания. Отказываемся вообще от классификации их из-за невозможности и отсутствия ее теоретической и практической необходимости. Нами выявлены и научно обоснованы около ста методов педагогического процесса.

Педагогический процесс учеными классифицируется по разным основаниям.

1. Некоторые ученые типы педагогического процесса определяют в зависимости от типа общества (первобытнообщинное; рабовладельческое; феодальное; буржуазное; коммунистическое воспитание).

2. Отдельные ученые педагогический процесс делят на организованный и неорганизованный типы.

3. В нашей педагогике довольно широко распространена классификация ПП в зависимости от его целей и задач (урок усвоения новых знаний, урок усвоения навыков и умений и т.д.).

4. Встречается классификация ПП по его содержанию (нравственное воспитание, эстетическое воспитание и т.д.).

5. Известна типизация ПП по способу усвоения содержания (догматический, объяснительный, поисково-проблемный).

6. Отдельные ученые классифицируют ПП в зависимости от места проведения его (домашняя учебная работа, классная учебная работа, внеклассная работа и т.д.).

Все эти классификации ошибочны. Авторы их, к сожалению, руководствуются несущественными показателями типов. А ведь тип педагогического процесса определяется количеством его объектов. Потому что в зависимости от количества объектов в педагогическом процессе возникает своеобразное взаимодействие всех его компонентов: цели, объекта, субъекта, содержания, формы, методов и т.д. В результате этого бывают такие типы ПП: индивидуальный (“парное обучение”, репетиторство, индивидуально-бригадное обучение”), коллективный (классно-урочная система, “метод проектов”), индивидуально-коллективный (дальтон-план, платун-план, батавия-план, говард-план, белл-Ланкастерская система, иена-план, виннетка-план, кембридж-план и другие). Каждый из этих типов ПП имеет свои существенные признаки, отличающие его от остальных.

Результаты ПП – реализованная цель. Поэтому результаты, как и цели, бывают общие, конкретные, тактические. Общий (конечный) результат – это сформированная личность. Она формируется всю жизнь. Результаты, полученные на каком-то этапе развития личности, называются тактическими (промежуточными), а по отдельным аспектам развития - конкретными.

Все перечисленные элементы взаимосвязаны и в единстве образуют педагогический процесс.


ЛИТЕРАТУРА

1. Аксенова Л.Н. Система лекционно-семинарских занятий при обучении истории в 10 классе: Дис. … канд. пед. наук. - Л., 1988.

2. Ананьев Б. Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания // Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. - М.: Учпедгиз, 1960.

3. Артем (Сергеев В.А.) Письмо к В.И.Ленину // Артем. - М., 1983.

4. Атутов П.Р. Политехнический принцип в обучении школьников. - М., 1976.

5. Атутов П.Р., Поляков В.А. Роль трудового обучения в политехническом образовании школьников. - М.: Просвещение, 1985.

6. Ахияров К.Ш. Трудовая политехническая подготовка учащихся сельских школ. - Уфа: Башкнигоиздат, 1974.

7. Аюпова М. Медико-педагогические проблемы защиты здоровья школьников (на башк. яз.) // Учитель Башкортостана. - 1997. - №7.

8. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1985.

9. Бабанский Ю.К. Принципы обучения в современной общеобразовательной школе // Народное образование. - 1979. - № 2.

10. Байкара Тунжер. Заки Валиди Туган // Ватандаш. - 1997. - №1.

11. Баранов А. Реальная угроза будущему нации // Народное образование. -1996. - № 6.

12. Батышев С.Я. Производственная педагогика. - М.: Машиностроение, 1984.

13. Башкирское народное творчество. Песни. Вторая книга (на башк. яз.). - Уфа, 1977.

14. Башкирское народное творчество. Пословицы. Поговорки. Приметы. Загадки. - Уфа: Китап, 1993.

15. Башкортостан и башкиры в зеркале статистики / Сост. М.В. Мурзагулов. - Уфа, 1995.

16. Биологические экскурсии: Книга для учителя / Сост. И.В. Измайлов и др. - М., 1983.

17. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. - М.,1961.

18. Боголюбов Л.Н. Идейное воспитание на уроках истории. - М.: Просвещение, 1981.

19. Богданова О.С., Черенкова С.В. Нравственное воспитание старшеклассников. - М., 1988.

20. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

21. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. Вопросы теории. - М.: Педагогика, 1979.

22. Большая советская энциклопедия / Гл. ред. А.М.Прохоров: Т.28. - М.: Советская энциклопедия, 1978.

23. Большая советская энциклопедия / Гл. ред. А.М.Прохоров: Т.16. - М.: Советская энциклопедия, 1974.

24. Бунеева Т.К. Проблемы коллективных форм обучения в педагогической теории и практике советской школы (1917-1931 гг.): Дис. … канд. пед. наук. - М., 1975.

25. Буракаева М. Основа духовного воспитания (на татарск. яз.) // Кызыл тан. - 1996. - 23 августа.

26. Бэндэк А. Вопросы взаимосвязи общего, политехнического и профессионального образования в средних школах социалистических стран: Автореф. канд. дис. - М., 1979.

27. Валеев Д. Нравственная культура башкирского народа. - Уфа, 1985.

28. Валеев Д.Ж. Очерки истории общественной мысли Башкортостана. - Уфа: Китап, 1995.

29. Васильев Ю.К. Политехническая подготовка учителя средней школы. - М.: Педагогика, 1978.

30. Верзилин И. Проблемы методики преподавания биологии. - М., 1974.

31. Волков А.К., Пирогов В.И. Идейно-политическое воспитание старшеклассников. - М.: Педагогика, 1985.

32. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 7 т. - М., 1982.

33. Гальперин П.Я. Обучение и умственное развитие // Материалы IV Всесоюзного съезда общества психологов. - Тбилиси, 1971.

34. Гальперин П.Я. Психология мышления и учения о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. - МГУ, 1966.

35. Гарипов М.И. Подготовка школьников к труду в условиях районного агропромышленного объединения: Дис.... докт. пед. наук. - М., 1987.

36. Гималова М.Г. Методика преподавания башкирской литературы в V-ХI классах (на башк. яз.). - Уфа: Китап, 1994.

37. Голант Е.Я. Методы обучения в советской школе. - М., 1957.

38. Гордон Д.И. Экзамены в средней школе: Книга для учителя. - М: Просвещение, 1986.

39. Груздев П.Н. Вопросы воспитания и обучения. - М., 1949.

40. Давыдов В.Ф. О понятии развивающего обучения // Педагогика. - 1995. - № 1.

41. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: Интор, 1996.

42. Данилов М.А., Есипов Б.П. Дидактика. - М., 1957.

43. Данилов М.А. Педагогический процесс и его диалектика. Советская педагогика. - 1970. -.№ 7

44. Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. - М., 1960.

45. Дидактика средней школы / Под ред. М.А.Данилова и М.И. Скаткина. - М., 1975.

46. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. - М.: Просвещение,1982.

47. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1986.

48. Древс У. Сравнительно-историческое исследование организации учебного материала // Опыт дидактических исследований в СССР и ГДР. - М., 1974.

49. Духовный И.М. Воспитание в процессе обучения. - М., 1940.

50. Дъяченко В.К. Общие формы организации процесса обучения. - Красноярск, 1984.

51. Жерносеков Н.К. Процесс обучения и развития. - Воронеж, 1970.

52. Закон Республики Башкортостан “Об образовании” // Ведомости Государственного Собрания и Кабинета Министров Республики Башкортостана. - 1997. - № 12.

53. Закон Российской Федерации “Об образовании”. - М.: Новая школа, 1996.

54. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1990.

55. Зулькарнаева Ш. Прекрасные обычаи нашего народа (на башк. яз.) // Учитель Башкортостана. -1992. - № 3.

56. Иванов С.В. Типы и структура уроков. - М.,1952.

57. Ильина Т.А. Педагогика. - М., 1984.

58. Ирназаров Р.Н. О социально-бытовых условиях и их последствиях для различных этнических групп населения Башкортостана // Ядкяр: Вестник АН РБ. - 1995. - № 1.

59. Итбаева Ф. Преподавание “уроков жизни” (на башк. яз.) // Учитель Башкортостана. - 1997. - № 7.

60. Ишмуратов Х. На международной научно-практической конференции // Учитель Башкортостана. - 1996. - № 4.

61. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. - М., 1968.

62. Казанский Н.С., Назарова Г.С. Дидактика (начальные классы). - М.,1978.

63. Казанцев И.Н. Урок в советской школе. - М., 1951.

64. Калашников А.Г.. Политехнические принципы в изучении основ наук естествознания // Школа и производство.

- 1961. - № 2.

65. Калашников А.Г. Проблемы политехнического образования: Избранные труды. - М., 1990.

66. Калинин М.И. О коммунистическом воспитании. - М., 1956.

67. Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. - М., 1979.

68. Кириллова Г. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. - М., 1980.

69. Ковалев А.Г. Способности // Общая психология / Под ред. В.В. Богословского и др. - М., 1981.

70. Коменский Я.А. Великая дидактика // Избр. пед. сочинения: В 3 т. Т. 1. - М., 1939.

71. Конникова Т.Е. Роль коллектива в формировании личности: Дис.... докт. пед. наук. - Л., 1970.

72. Концепция развития национальной школы в Республике Башкортостан // Учитель Башкортостана. - 1993. - № 8.

73. Косолапов В.И. Диспуты и конференции в школе. - М., 1975.

74. Костюк Г.С. Избранные психологические труды. - М., 1988.

75. Костюк Г.С. Некоторые аспекты связи обучения и умственного развития // Советская педагогика. - 1967. - № 1.

76. Костяшкин Э.Г. Школа продленного дня. - М., 1965.

77. Краткий педагогический словарь пропагандиста / Под ред. М.И. Кондакова. - М., 1988.

78. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко. - М.: Политиздат, 1985.

79. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. - М., 1976.

80. Кузеев Р.Г. Историческая этнография башкирского народа. - Уфа, 1978.

81. Кузейкурпяс и Маянслу (на башк.яз.) // Хрестоматия по башкирской литературе для 9 класса. - Уфа, 1990.

82. Кукушкина Е.И., Логунова Л.Б. Мировоззрение, познание, практика. - М., 1989.

83. Леднев В.С. Содержание образования. - М.: Высшая школа, 1989.

84. Леонтьев А.Н. Биологическое и социальное в психике человека // Вопросы психологии. - 1960. - № 6.

85. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М., 1981.

86. Лернер И.Я. О соотношении общедидактических и частнометодических методов обучения // Новые исследования в педагогических науках. - 1978. - № 2.

87. Лернер И.Я., Скаткин М.Н. Требования к современному уроку. - М., 1969.

88. Лихачев Б.Т. Воспитательные аспекты обучения. - М.,1982.

89. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. - М.: Прометей, 1996.

90. Логвинов И.И. Философия образования и педагогика: точка зрения дидакта // Педагогика. – 1997. - № 3.

91. Лордкипанидзе Д.Д. Принципы организации и методы обучения. - М., 1955.

92. Луначарский А.В. О народном образовании. - М., 1958.

93. Макаренко А.С. Сочинения: В 7 т. Т.5. - М., 1958.

94. Маркс К. Инструкция делегатам Временного Центрального совета по отдельным вопросам // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 16.

95. Махмутов М.И. Проблемное обучение. - М., 1975.

96. Махмутов М.И. Современный урок. - М., 1985.

97. Методика преподавания литературы: Учебник для студентов пед. институтов / Под ред. З.Я. Рез. - М.: Просвещение, 1985.

98. Моносзон Э.И. Проблемы теории и методики коммунистического воспитания школьников. - М.: Педагогика, 1978.

99. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии: Человек и его здоровье. - М.: Просвещение, 1989.

100. Народное образование в СССР: Сборник нормативных актов. - М., 1987.

101. Никитин В.М. Целостность педагогического процесса. - М.: Ассоциация народной педагогики, 1994.

102. Никольский Д.П. Башкиры: этнографическое и санитарно-антропрологическое исследования. - СПб. -1899.

103. Нравственное воспитание школьников / Под ред. С. Марьенко. - М.: Просвещение, 1969.

104. Общая психология / Под ред. В.В. Богословского и др. - М., 1981.

105. Объяснительная записка к базисным учебным планам общеобразовательных школ Республики Башкортостан // Учитель Башкортостана. - 1997. - № 8.

106. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Советская энциклопедия, 1975.

107. Онищук В.А. Урок в современной школе. - М., 1985.

108. О проведении лекций и семинарских занятий в старших классах общеобразовательных школ РСФСР от 3 февраля 1987 г. / Сб. приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР. - 1987. - № 14.

109. Основы дидактики / Под ред. Б.Г.Есипова. - М., 1967.

110. Отчет об основных направлениях работы Министерства образования Российской Федерации // Вестник образования. - 1996. - № 4.

111. Педагогика / Под ред. С.П. Баранова, В.А. Сластенина. - М., 1986.

112. Педагогика / Под ред. С.П. Баранова и др. - М., 1976.

113. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 1988.

114. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 1983.

115. Педагогика сотрудничества // Учительская газета. - 1986. - 18 октября.

116. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Российское педагогическое агенство, 1996.

117. Педагогика школы / Под ред. И.Т. Огородникова. - М., 1978.

118. Педагогическая энциклопедия: В 3 т. Т.3. - М., 1966.

119. Педагогическая энциклопедия: Т.2. - М., 1965.

120. Педагогический словарь: В 2 т. / Под ред. И.А. Каирова. - М., 1960.

121. Петровский А.В. Психология развивающейся личности.

- М., 1987.

122. Политехнические знания учащихся средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. - М.: Просвещение, 1968.

123. Политехнический принцип в обучении основам наук в средней школе / Под ред. Д.А.Эпштейна. - М., 1979.

124. Поляков В.А. Политехнический принцип в трудовом обу- чении школьников / Под ред. А.А. Шибанова. - М.: Просвещение, 1977.

125. Развитие учащихся в процессе обучения / Под ред. Л.В. Занкова. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.

126. Рахимов М.Г. Воспитание гражданина нового Башкортостана - приоритетная задача народного образования // Учитель Башкортостана. - 1997. - №10.

127. Рувинский Л.И., Хохлов С.И. Как воспитать волю и характер. - М.: Просвещение, 1988.

128. Савин Н.В. Педагогика. - М.: Просвещение, 1978.

129. Сайфуллин Ф.А. Уроки “уроков жизни” (на башк. яз.) // Башкортостан. -1994. - 17 февраля.

130. Сайфуллин Ф.А. Частная школа (на башк. яз.) // Учитель Башкортостана. - 1994. - № 7.

131. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. - М.: Педагогика, 1980.

132. Содержание и методы атеистического воспитания школьников / Под ред. И.Г. Галицкой. - М.: Педагогика, 1984.

133. Содержание трудового воспитания школьников / Под ред. А.Я. Журкиной, И.И. Зарецкой. - М.: Педагогика, 1989.

134. Ставский П.И. Теоретико-методические основы построения содержания политехнического образования в общеобразовательной школе: Автореф. дис.... докт. пед. наук. - М., 1979.

135. Тагариев Р.З. Политехнические основы подготовки учащихся сельских школ к труду в агропромышленном производстве: Автореф: дис.... докт. пед. наук. - М., 1991.

136. Талызина Н.Ф. Теория поэтапного формирования умственных действий // Народное образование. - 1967. - № 7.

137. Текучев А.В. Методика русского языка в школе. - М., 1970.

138. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. - М., 1983.

139. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. - М., 1960.

140. Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии. - М., 1930.

141. Трудовое обучение, воспитание и профессиональная ориентация учащихся средних общеобразовательных школ: Сб. документов / Под ред. В.М.Коротова. - М.: Просвещение, 1980.

142. Умутбаев М. Заявление М. Умутбаева в Уфимское УП очередное уездное земское собрание: Т. 21 // Вестник Уфимского земства, 1982.

143. Урок в восьмилетней школе / Под ред. М.А. Данилова. - М., 1966.

144. Учебные планы на 1997/98 учебный год // Учитель Башкортостана. - 1997. - № 8.

145. Ушинский К.Д. Руководство к преподаванию по “Родному слову”: Т.1. Ч. 1 // Собр. соч.: В 11 т. - М., 1949.

146. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч.: В 11 т. Т.8. - М. -Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1950.

147. Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. - М., 1980.

148. Фон-Берхгольц Л. Горные башкиры-катайцы // Этнографическое обозрение. -1983. - № 3.

149. Халитова М. Изменения нам по душе (на башк. яз.) // Башкортостан. - 1996.

150. Харисов А.И. Литературное наследие башкирского народа (на башк. яз.). - Уфа, 1973.

151. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Высшая школа, 1990.

152. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Юристъ, 1997.

153. Хисаметдинова Ф. Внимание на преподавание башкирского языка (на башк. яз.) // Ватандаш. - 1997. - № 1.

154. Хисаметдинова Ф. Качественное конкурентоспособное образование - главное условие формирования гражданина нового Башкортостана. - 1997. - №10.

155. Хисаметдинова Ф. Образование - какое оно есть и каким станет // Ватандаш. -1997. - № 9.

156. Хисаметдинова Ф. Средства развития башкирской национальной школы и преподавания башкирского языка и литературы (на башк. яз.)// Учитель Башкортостана.-1996.- № 4.

157. Чередов И. Система форм организации обучения. - Л., 1987.

158. Черкасов В.А. Оптимизация методов и приемов обучения в общеобразовательной средней школе: Дис.... докт. пед. наук. - Тбилиси, 1987.

159. Шамова Т.И., Нефедова К. Совершенствование методов и форм внутришкольного управления // Советская педагогика. - 1988. - № 2.

160. Шаповаленко С.Г. Политехническое обучение в советской школе на современном этапе. - М., 1958.

161. Шаталов В.Ф. Учить всех, учить каждого. - М., 1988.

162. Шварц И.Е. Педагогика. - Пермь, 1968.

163. Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого. - М., 1991.

164. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - М., 1988.

165. Якиманская И.Я. Развивающее обучение. - М., 1979.

166. Яковлев И.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. - М., 1984.

167. Яппаров А.М. Политехнический принцип изучения географии в 6-8 классах средней школы - Уфа: Китап, 1990.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………….………………………………………...5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: