Методы педагогического процесса

Проблема “методы педагогического процесса” в педагогической науке всегда была объектом исследования (см.: 8, с.15-30). В 20-е, 50-е, 60-е, 80-е годы на страницах журнала “Советская педагогика” даже специально организовывались дискуссии по этой теме. Но, к сожалению, до сих пор она остается неразработанной проблемой. В нахождении правильных ответов о методах педагогического процесса исследователям мешают некоторые ошибочные подходы, которыми они руководствуются.

Во-первых, большинство ученых почему-то разделяет мнение, согласно которому методом считается способ совместной работы учителя и учащихся. “Методом обучения, - пишет, например, Бабанский Ю.К., - называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования” [113, с. 385]. Такой подход мы считаем ошибочным, так как метод как способ усвоения содержания ПП в момент использования всегда принадлежит отдельному человеку, а не группе лиц. Допустим, учащиеся все одновременно слушают учителя. Значит, применяют метод слухового восприятия. Данный метод не коллективный, а индивидуальный. Чтобы убедиться в этом, можно провести небольшой эксперимент. По нашей просьбе один из учеников закрывает уши. В результате этого он учителя не слышит: учебная информация к нему не поступает. Значит, этот метод в данный момент является его персональным методом. С другой стороны, в этой ситуации методы, применяемые учителем и учащимися, неодинаковые, т.е. разные, значит, несовместные. Здесь учащиеся, как было сказано выше, применяют метод слухового восприятия, а учитель - метод объяснения.

Во-вторых, некоторые ученые методы педагогического процесса делят на методы преподавания и на методы учения [95; 96, с. 41]. Необоснованность такого подхода доказывается одним мудрым высказыванием народа: “Уча других, сам учишься”. Значит, методы преподавания одновременно являются и методами учения. Действительно, одни и те же методы могут применяться и учителями, и учащимися.

В-третьих, методы педагогического процесса учеными делятся на методы обучения и на методы воспитания. Такое деление является следствием ошибочного мнения о существовании якобы двух самостоятельных процессов: обучения и воспитания. Академик Бабанский Ю.К., даже находясь в плену такого ошибочного мнения, “почувствовал” сходство “методов обучения” и “методов воспитания”. “Фактически все методы обучения являются и методами воспитания, так как невозможно сформировать какое-либо качество личности или поведения, не обучая учеников нормам общественного поведения, не разъясняя требований, не формируя определенных взглядов и убеждений”, - писал он [113, с. 34].

Несмотря на такое, можно сказать, правильное утверждение, этот шаг автора к истине остался половинчатым, потому что он все же не отказался от всеобщего ложного убеждения о наличии обучения и воспитания. Он считал, что есть “обучение”, есть “воспитание”, есть еще и “педагогический процесс” как сумма первых двух процессов. Соответственно такому подходу он выделяет методы: а) обучения; б) воспитания; в) педагогического процесса [113]. В связи с этим он, пытаясь определить методы педагогического процесса, “объединяет” в одно целое так называемые методы обучения и методы воспитания. Результаты отражаются в следующей таблице.

Таблица 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: