Тема: Происхождение и ранние формы религии.
- Происхождение религий. Основные подходы к изучению религии.
- Древние формы религии: сущность и функции.
Литература
- Токарев С. А. Ранние формы религии. М., 1990
- Фрезер Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М., 1980
- Тейлор Э. Первобытная культура. М, 1987.
Происхождение религий. Основные подходы к изучению религии.
Ú Концепции на проблему возникновения религий:
Ú 1. Иррациональная модель или теологическая.
Ú Религия как продукт божественного откровения, основанного на тексте Священного Писания.
Ú 2. Объективно идеалистическая.
Ú Суть - утверждение сверхъестественного источника:
Ú Бог, «Абсолютный Дух», «Мировой Разум» и т. п.
Ú Он же некое объективное духовное начало, к которому неизменно стремится человек, как к «слиянию с абсолютом», с «высшим, святым».
Ú Различия:
Ú теологи – сверхъестественный источник религии Господ Бог
Ú объективные идеалисты – некое объективное начало.
|
|
Ú В целом эти концепции идентичны.
Ú 3. Субъективно-идеалистическая.
Ú (психологи: У. Джеймс и Г.Олпорт).
Ú Религия есть порождение индивидуального сознания как спонтанно возникающих субъективных переживаний человека.
Ú 4. Биологизаторская концепция.
Ú (психоаналитик З.Фрейд, религиовед Г. Хогланд)
Ú Религия - особая форма реагирования человеческого организма на окружающую действительность, способ его биологического приспособления к окружающей среде, своеобразная разрядка эмоций.
Ú 5. Человеческая дихотомия.
Ú (Э.Фромм, «Психоанализ и религия»)
Ú Религия как результат конфликта между душой и телом.
Ú Тело - часть природы
Ú Ум, разум - стоят над природой.
Ú Для обретения единства, гармонии плоти и духа - потребность в вере и в религии.
Ú 6. Религия как общественный институт, «социологическая» концепция.
Ú (Э. Дюркггейм).
Ú Целостность любого общества - общественное сознание. Общественное сознание - система общих ценностных норм, верований, чувств, присущих людям того или иного общества
Ú Вывод: религиозными являются любые представления и верования, если они носят обязательный характер для всех членов общества.
Ú Отсюда - необходимость религии в любом обществе и, следовательно, её вечности.
Ú 7. Религия как плод страха и бессилия.
Ú Демокрит (460–371 гг. до н.э.) – «Страх создал богов»
Ú Источник религии страх перед грозными силами природы.
Ú Эпикур (341–270 гг. до н.э.) - причислял к этому ещё и страх человека перед смертью.
Ú Тит Лукреций (99–55 гг. до н.э.) - «Страх был первым создателем богов на Земле».
|
|
Ú 8. Концепция обмана.
Ú Религия возникла благодаря обману со стороны духовенства и власть имущих и невежеству народа.
Ú «Религия возникла там, где первый обманщик встретил первого дурака» (Вольтер).
Ú «Если бы бога не существовало, его следовало бы выдумать».
Ú Гольбах: возникновение религии связано с глубочайшим невежеством, безграничным доверием, полнейшим недомыслием
Ú и пылким воображением.
Ú 9. Диалектико-материалистическая концепция.
Ú (К. Маркса, Ф. Энгельса, Г. В. Плеханова, В. И. Ленина).
Ú «Всякая религия является ни чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют в их повседневной жизни, – отражением, в котором земные формы принимают формы неземных» (Ф.Энгельс).
Ú Первая концепция (богословская) концепция «прамонотеизма».
Ú Суть - сначала существовала вера в единого Бога.
Ú С развитием культуры разных народов вера в единого Бога была забыта и заменена верой во многих богов.
Ú И только на следующем этапе у некоторых народов восстанавливается первоначальная вера в единого Бога.
Ú Вторая концепция - безрелигиозный период в истории человечества.
Ú Предположения - первобытный человек был слабо развит интеллектуально и не мог сформировать абстрактные представления о богах или божественных, сверхъестественных силах.
Ú Однако!!!
Ú Источники: археологические, этнографические и др. — показывают, что у всех племен существовали, хотя бы в зачаточном состоянии, элементы религиозных верований.
Ú Пример, погребальный обряд вера потустороннюю жизнь, которая так или иначе связана с настоящим.
Третья концепция - данные современной науки.
Ú Простейшие формы религии существовали уже 40 тыс. лет назад.
Ú Homo sapiens способен к созданию определенного рода абстракций.
Ú Доказательства:
Ú 1.практика захоронения первобытных людей;
Ú 2.пещерная живопись
Ú Причины возникновения религии:
Ú интеллектуальная:
Ú Человек нуждался в объяснении природных и социальных явлений.
Ú Не имея достаточного уровня знаний - создаёт кажущееся ему правдоподобным фантастическое толкование путем аналогии с понятными ему фактами;
Ú психологическая:
Ú Древний человек осознавая окружающий мир воспринимал его как нечто непонятное и враждебное, ищет поддержку могущественных сил, способных справится с неразрешимыми проблемами и защитить его от мнимых и реальных опасностей.
Ú Осознав явление смерти, люди захотели избавиться от страха смерти и получить надежду на вечное существование хотя бы части своей личности в виде души или иной какой-либо иной форме
Ú моральная:
Ú Любой социальный коллектив нуждается в правилах взаимодействия между его членами.
Ú Религия - высшая сила, способная постоянно и жёстко контролировать каждого и наказывать за отступление от общепринятых норм.
Ú социально - политическая:
Ú Государство – власть - аппарат отчуждения от общества.
Ú Религия поддерживала власть для сохранения стабильности политических структур.
Ú Р. поддерживала государство до тех пор пока государство лояльно относилось к ведущей религии.
Ú (Пример: возникновение христианства в Римской империи и его путь от гонимой религии до религии государственной).