Происхождение религий. Основные подходы к изучению религии

Тема: Происхождение и ранние формы религии.

  1. Происхождение религий. Основные подходы к изучению религии.
  2. Древние формы религии: сущность и функции.

Литература

  1. Токарев С. А. Ранние формы религии. М., 1990
  2. Фрезер Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М., 1980
  3. Тейлор Э. Первобытная культура. М, 1987.

Происхождение религий. Основные подходы к изучению религии.

Ú Концепции на проблему возникновения религий:

Ú 1. Иррациональная модель или теологическая.

Ú Религия как продукт божественного откровения, основанного на тексте Священного Писания.

Ú 2. Объективно идеалистическая.

Ú Суть - утверждение сверхъестественного источника:

Ú Бог, «Абсолютный Дух», «Мировой Разум» и т. п.

Ú Он же некое объективное духовное начало, к которому неизменно стремится человек, как к «слиянию с абсолютом», с «высшим, святым».

Ú Различия:

Ú теологи – сверхъестественный источник религии Господ Бог

Ú объективные идеалисты – некое объективное начало.

Ú В целом эти концепции идентичны.

Ú 3. Субъективно-идеалистическая.

Ú (психологи: У. Джеймс и Г.Олпорт).

Ú Религия есть порождение индивидуального сознания как спонтанно возникающих субъективных переживаний человека.

Ú 4. Биологизаторская концепция.

Ú (психоаналитик З.Фрейд, религиовед Г. Хогланд)

Ú Религия - особая форма реагирования человеческого организма на окружающую действительность, способ его биологического приспособления к окружающей среде, своеобразная разрядка эмоций.

Ú 5. Человеческая дихотомия.

Ú (Э.Фромм, «Психоанализ и религия»)

Ú Религия как результат конфликта между душой и телом.

Ú Тело - часть природы

Ú Ум, разум - стоят над природой.

Ú Для обретения единства, гармонии плоти и духа - потребность в вере и в религии.

Ú 6. Религия как общественный институт, «социологическая» концепция.

Ú (Э. Дюркггейм).

Ú Целостность любого общества - общественное сознание. Общественное сознание - система общих ценностных норм, верований, чувств, присущих людям того или иного общества

Ú Вывод: религиозными являются любые представления и верования, если они носят обязательный характер для всех членов общества.

Ú Отсюда - необходимость религии в любом обществе и, следовательно, её вечности.

Ú 7. Религия как плод страха и бессилия.

Ú Демокрит (460–371 гг. до н.э.) – «Страх создал богов»

Ú Источник религии страх перед грозными силами природы.

Ú Эпикур (341–270 гг. до н.э.) - причислял к этому ещё и страх человека перед смертью.

Ú Тит Лукреций (99–55 гг. до н.э.) - «Страх был первым создателем богов на Земле».

Ú 8. Концепция обмана.

Ú Религия возникла благодаря обману со стороны духовенства и власть имущих и невежеству народа.

Ú «Религия возникла там, где первый обманщик встретил первого дурака» (Вольтер).

Ú «Если бы бога не существовало, его следовало бы выдумать».

Ú Гольбах: возникновение религии связано с глубочайшим невежеством, безграничным доверием, полнейшим недомыслием

Ú и пылким воображением.

Ú 9. Диалектико-материалистическая концепция.

Ú (К. Маркса, Ф. Энгельса, Г. В. Плеханова, В. И. Ленина).

Ú «Всякая религия является ни чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют в их повседневной жизни, – отражением, в котором земные формы принимают формы неземных» (Ф.Энгельс).

Ú Первая концепция (богословская) концепция «прамонотеизма».

Ú Суть - сначала существовала вера в единого Бога.

Ú С развитием культуры разных народов вера в единого Бога была забыта и заменена верой во многих богов.

Ú И только на следующем этапе у некоторых народов восстанавливается первоначальная вера в единого Бога.

Ú Вторая концепция - безрелигиозный период в истории человечества.

Ú Предположения - первобытный человек был слабо развит интеллектуально и не мог сформировать абстрактные представления о богах или божественных, сверхъестественных силах.

Ú Однако!!!

Ú Источники: археологические, этнографические и др. — показывают, что у всех племен существовали, хотя бы в зачаточном состоянии, элементы религиозных верований.

Ú Пример, погребальный обряд вера потустороннюю жизнь, которая так или иначе связана с настоящим.

Третья концепция - данные современной науки.

Ú Простейшие формы религии существовали уже 40 тыс. лет назад.

Ú Homo sapiens способен к созданию определенного рода абстракций.

Ú Доказательства:

Ú 1.практика захоронения первобытных людей;

Ú 2.пещерная живопись

Ú Причины возникновения религии:

Ú интеллектуальная:

Ú Человек нуждался в объяснении природных и социальных явлений.

Ú Не имея достаточного уровня знаний - создаёт кажущееся ему правдоподобным фантастическое толкование путем аналогии с понятными ему фактами;

Ú психологическая:

Ú Древний человек осознавая окружающий мир воспринимал его как нечто непонятное и враждебное, ищет поддержку могущественных сил, способных справится с неразрешимыми проблемами и защитить его от мнимых и реальных опасностей.

Ú Осознав явление смерти, люди захотели избавиться от страха смерти и получить надежду на вечное существование хотя бы части своей личности в виде души или иной какой-либо иной форме

Ú моральная:

Ú Любой социальный коллектив нуждается в правилах взаимодействия между его членами.

Ú Религия - высшая сила, способная постоянно и жёстко контролировать каждого и наказывать за отступление от общепринятых норм.

Ú социально - политическая:

Ú Государство – власть - аппарат отчуждения от общества.

Ú Религия поддерживала власть для сохранения стабильности политических структур.

Ú Р. поддерживала государство до тех пор пока государство лояльно относилось к ведущей религии.

Ú (Пример: возникновение христианства в Римской империи и его путь от гонимой религии до религии государственной).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: