Тема: «Основные показатели нервно-психического развития детей в периоды: новорожденности, младенчества, раннего детства. Первые признаки неблагополучия в развитии детей»

Вопросы для обсуждения

1. Признаки доношенности/недоношенности.

2. Шкала Апгар как первая диагностическая оценка состояния новорожденного.

3. Диагностические маркеры нормального нервно-психического развития детей в период от новорожденности

4. Понятие об эпикризных сроках и значимых линиях развития детей. Понятие о темпе психофизического развития детей (ускоренный, замедленный, задержанный и др.).

5. Эпикризные сроки в младенческом возрасте. Количественная оценка развития детей. Группы развития детей.

6. Диагностические маркеры нормального нервно-психического развития детей в период младенчества.

7. Реалии и проблемы психодиагностики нарушений развития детей первого года жизни.

8. Эпикризные сроки развития ребёнка раннего возраста. Диагностические маркеры нормального нервно-психического развития детей от одного года до трёхлетнего возраста (от 1-го года до 2-х; от 2-х до 3-х).

9. Значимые линии развития детей раннего возраста. Реалии и проблемы психодиагностики нарушений развития детей второго и третьего года жизни.

Вопросы и задания для контроля и самоконтроля:

1. Проанализировать материалы лекций по дисциплине, а также данные смежных дисциплин, изученные ранее.

2. Подготовиться к ответам на поставленные вопросы.

3. В тетради для самостоятельной работы сделать таблицы (или поместить в неё копии таблиц) по темам «Основные показатели нервно-психического развития ребёнка младенческого возраста», «Основные показатели нервно-психического развития ребёнка раннего возраста».

4. Подготовиться к терминологическому диктанту по теме занятия.

Литература

1. Бадалян, Л.О. Невропатология [Текст]: учеб. для студ. дефектол. фак. пед. ин-тов по спец. «Дефектология» / Л.О. Бадалян. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1987. – с. 180-185 (возрастные нормативы психомоторного развития детей).

2. Волков, Б.С. Закономерности психического развития детей в вопросах и ответах [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 112 с.

3. Волосова, Е.Б. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели) [Текст] / Е.Б. Волосова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. - 72 с.

4. Детский практический психолог: программы и методические материалы [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / О.А. Шаграева [и др.]; под ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. – М., Академия, 2001. – с 203-221 (психическое развитие ребёнка в пренатальном и раннем постнатальном периоде).

5. Мы ждём ребёнка. Современная российская энциклопедия для родителей [Текст] / авт.-сост. О.В. Еремеева, А.В. Митрошенков; под ред. Г.М. Савельевой и В.А. Таболина. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2001. – 624 с. с 133-389 (развитие ребёнка от первых дней до 3-х лет – выборочно).

6. Немов, Р.С. Психология [Текст]: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений в 3 кн. / Р.С. Немов / кн. 2.: Психология образования. – 3-е изд. – М.: ВЛАДОС, 1997. – с. 59-76 (младенческий возраст), с.79-94 (ранний возраст).

7. Психолого-педагогическая диагностика [Текст]: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / И.Ю. Левченко [и др.]; под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М.: Академия, 2005. – 320 с.

8. Психология человека от рождения до смерти [Текст]: психологическая энциклопедия / под ред. А.А. Реана. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – с. 96-170 (младенчество – выборочно), с. 174-238 (раннее детство – выборочно).

9. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста [Текст] / под ред. С.Ю. Циркина. – СПб.: Питер, 2001. – 752 с.; 2004. – 896 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: