Формы взаимодействия человека с миром: деятельность и общение

Человек как субъект деятельности. Понятие деятельности в психологии (индивидуальной и совместной). Мотивы, цели, ориентация на процесс или результат. Деятельностный подход и общепсихологическая теория деятельности. Теория деятельности С.Л.Рубинштейна. А.Н.Леонтьев и его вклад в теорию деятельности. Системогенез деятельности. Филогенез деятельности. Онтогенез. Понятие ведущей деятельности. Виды ведущих видов деятельностей. Структура, виды, характеристики основных видов деятельности.

Человек как субъект общения. Определение общения. Содержание, цели и средства общения. Виды общения у человека. Общее и различие в общении животных и человека. Роль общения в психическом развитии человека. Техника и приемы общения. Филогенетические и онтогенетические аспекты развития общения. Появление невербальных средств общения, близких к человеку, у антропоидов. Начальный этап развития общения у человека. Становление и использование речи как средства общения. Совершенствование содержания, целей и средств общения по мере интеллектуального и личностного роста человека. Общение и деятельность как интеллектуально и личностно развивающие человека формы социальной активности, взаимно дополняющие друг друга

Сознание и самосознание

Понятие сознания. Условия перехода к высшей форме психического отражения – сознанию: труд, общение с помощью языка, познание. Функции сознания: отражательная, порождающая, регулятивно-оценочная, рефлексивная. Структура сознания (бытийно-деятельностный слой: опыт действий, чувственные образы и рефлексивно-созерцательный слой: значение, смысл) по А.Н. Леонтьеву и В.П. Зинченко. Структурные характеристики сознания по С.Л. Рубинштейну, А.Н. Леонтьеву, А.В. Петровскому, Б.Г. Ананьеву: знания и их значение в профессиональной деятельности, различение субъекта и объекта («Я» и не «Я»), целеполагающая деятельность, отношение к окружающему миру, себе, людям. Уровни отношения к другим людям: эгоцентрический, группоцентрический, просоциальный, эстохолический по Л.Д. Столяренко. Взаимосвязь понятий «сознание», «самосознание», «Образ Я», «Я - концепция». Самосознание как психический процесс восприятия себя в различных ситуациях. Самопознание как компонент самосознания. Самопознание как соотношение себя с Другим. Самопознание и самооценка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: