Программа по дисциплинам психологического блока

Психология как наука; предмет психологии. Исторический обзор развития психологического знания

Психология как самостоятельная наука. Определение психологии. Предмет; задачи; категории психологии. Место психологии человека в системе наук (центр треугольника с вершинами философских, естественных и общественных наук - по Б.М. Кедрову). Структура психологии и критерии ее классификации (конкретной деятельности; развития; отношения человека к обществу). Этапы развития психологии: донаучный, философский, научный. Общая характеристика основных психологических направлений. Психоанализ и неофрейдизм (З. Фрейд, К. Хорни, Г. Салливен, Э. Фромм). Индивидуальная психология (А.Адлер). Аналитическая психология (К.Юнг). Бихевиоризм и необихевиоризм (Э. Торндайк, Дж. Уотсон, Э. Толмен, Э. Газри, К. Халл, Б.Ф. Скиннер). Гештальтпсихология (М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Коффка). Гуманистическая психология или экзистенциальная психология (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс). Марксистская психология (К.Н. Корнилов, Г.И. Челпанов, И.П. Павлов; культурно-историческая теория Л.С. Выготского; субъектно-деятельностная концепция С.Л. Рубинштейна; психология деятельности, сознания и личности А.Н.Леонтьева; установки Д.Н. Узнадзе; педология А.П. Нечаева. М.Я. Басова, П.П. Блонского. П.Я. Гальперин и теория поэтапного формирования умственных действий и понятий. Б.Г. Ананьев – проблема индивидуального развития человека. Б.М. Теплов об индивидуальных различиях, способностях и одаренности).

Понятие о человеке, антропологический и эволюционный подходы к его изучению. Субъект, индивид, личность, индивидуальность. Психологическая компетентность и психологическая культура как психическое образование человека

Понятия терминов: человек, индивид, индивидуальность, личность, субъект в психологии. Человек (биологическое существо класса млекопитающих, вида Гомо Сапиенс; руки, приспособленные к трудовой деятельности, прямохождение, строение тела, общение с помощью языка, познавательный интерес, высокоразвитый мозг, наличие сознания). Человек – существо многостороннее, многомерное, сложно организованное. Человек как природное явление и как душевно-духовное образование. Понятие духовной жизни человека. Принцип духовности в человеческой реальности. Ступени духовного роста человека. Универсальность как духовное бытие человека. Ипостась как форма человеческой целостности. Встреча с Над-мирностью. Человек и мир как эквивалентность. Со-бытийность человека и мира. Вселенско-вечное со-бытие. Конечно-бесконечное бытие. Эквивалентность актуальной и потенциальной бесконечности. Жизнь как целое. Антиномия: самостность – универсальность. Уникальная универсальность бытия человека. Единственный в своем роде. Человек как носитель Божественного, абсолютного, вселенского сознания. Человек как психологическая и духовная реальность. Внешняя и внутренняя жизнь человека. Человеческий субъективный мир — мир сознания и самосознания. Осмысленность человеческого бытия. Проблема целостного познания человека. Философский анализ феномена человека. Фундаментальные вопросы человеческого бытия в философии: место человека в мире, отношение человека к миру и мира к человеку, проблема предельных оснований человеческого бытия, познания и действия. Отличие философского познания человека от специально-научного. Философия о сущности, происхождении, родовых характеристиках, способе существования человека. Христианская антропология как учение о богочеловечестве. Особенность религиозного учения о человеке. Религиозная антропология как учение об отношениях Бога и человека. Образ человека в искусстве. Единство познавательной, аксеологической, созидательной, коммуникативной сторон изображения человека в искусстве. Художественный образ как способ целостного представления человека.

Индивид (человек в группе или обществе; единичность природного существа, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единство врожденного и приобретенного, использует орудия, знаки, управляя собственным поведением. Характеристики: устойчивость во взаимодействии с миром, целостность психофизиологической организации активность, индивидуальные своеобразные черты - задатки, влечения и т.п., и психические процессы). Индивидуальность (человек с социально значимыми отличиями в психике и личности индивида; неповторимость в задатках и способностях, потребностях и интересах, качествах перцептивных процессов и мышления, темпераменте и характере). Личность (системное качество индивида, результат предметной деятельности и общения, включенность в общественные отношения; характеристики: активность, расширение сфер деятельности, выход за границы ситуации и предписаний, направленность, глубинные смысловые образования, осознанность отношения к действительности, образ «Я», самооценка, уровень притязаний и т.п. Субъект (индивид как активный источник познания и преобразования действительности - по Л.А.Карпенко; активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид» - по И.Т.Фролову. Характеристики: единство субъекта и объекта, основа взаимодействия - практическая или теоретическая деятельность, возможность воспроизведения в сознании объективной реальности, формируется только в группах, обществе, определенных социально-исторических условиях.

Понятие и компоненты психологической компетентности. Психологическая культура и способы приобщения к ней. Слагаемые психологической культуры (убеждения, культура переживаний, представление о самом себе, культура педагогического влияния). Пути совершенствования психологической компетентности и психологической культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: