Невербальные техники

- контакт глаз - для клиента иногда важно заглянуть в глаза психолога для того, чтобы проверить, насколько внимательно его слушают, не смеются ли, не осуждают ли.

- выражение лица -доброжелательное внимание.

-поза тела - ненапряженная, незакрытая (своеобразный телесный контакт возникает тогда, когда клиент не осознавая, начинает зеркально отражать позу, поведение консультанта)

- тон и громкость голоса - тон должен соответствовать тому, что говорится психологом, голос должен быть приглушенный, чтобы сложилось ощущение доверительности и интимности

- использование паузы - наличие пауз создает ощущение неторопливости, продуманности происходящего, поэтому не следует слишком спешить задавать вопросы или комментировать то, что говорит клиент.

Специфические техники.

- отражение содержания - перефразирование и обобщение- отражение содержания помогает клиенту лучше понять себя, разобраться в своих мыслях, идеях, установках. 3 цели перефразирования:

*показать клиенту, что консультант очень внимателен;

*выкристаллизовать мысль клиента;

* проверить правильность понимания мыслей клиента.

3 правила перефразирования:

*перефразируется основная мысль клиента;

*нельзя искажать или заменять смысл утверждения клиента, а также добавлять что либо от себя.

*избегать «попугайства», т.е. дословного повторения высказываний клиента.

В обобщении выражается основная идея нескольких малосвязанных между собой утверждений или долгого и запутанного высказывания. Если перефразирование охватывает только что высказанные утверждения клиента, то обобщению подлежит целый этап беседы или вся беседа.

- столкновение с внутренней реальностью;

-столкновение с внешней реальностью;

- способствующее высказывание.

3. Личность консультанта, его роль в процессе ПК, профессиональная ответственность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: