В Росси понятие нормы начало возникать в конце 18 – начале 19 века. В середине 19 века – первые научнны данные о норме и патологии (Эскироль 1838 год – первое пособие для психиаторов), Альфред Бене 1905 год текст для развития интеллекта, Выготский стал основоположником в России. Понятие социального вывиха.
Д.Б.Эльконин: Норма – это не некий усредненный показатель, а наивысшие достижения личности в определённых условиях.
Выготский был основателем психокоррекции.
Психокоррекция – форма психолого-педагогической деятельности, направленная на исправление вторичного дефекта.
- коррекция(лат) частичное исправление, изменение, поправка
В отечественной психологии делится на:
-симптомотическую: кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии
-каузальную: направлена на источники и причины отклонений
В проф деятельности психолога выделяют 4 группы задач, возникающих в конкретных условиях:
1. психодиагностические задачи: нужно определить, что происходит с клиентом. Готов ли решать проблему. Применение тестовых методик. Для чего проводиться обследование, для кого проводиться обследование.
|
|
2. психокоррекционные: отвечают на вопрос что надо делать с клиентом; стремится что-то исправлять(термин П существует только в отечественной психологии). Специфика: достаточно высокая ответственность; часто возникают в рамках школьного консультирования; человек должен знать на что направлено воздействие. Мог - не мог. Не получалось – получается.
3. психотерапевтические: ситуация боли или болезни. Выражается в терминах Лучше – Хуже. Особенность: результат тяжело гарантировать или предвидеть. Ответственность переносится больше на терапевта.
4. консультирование: работа с болью и дискомфортом на уровне эмоций. Нет симптоматики, нет медицинского диагноза.
Лекция 3.