Соотношение консультирования и других форм помощи

Психологическое

Консультирование

Содержание:

Консультирование как форма оказания помощи

Цели и задачи консультирования

Специфика консультирования в деятельности СП

Виды консультирования

Теоретические основы консультирования

Модель эффективного консультанта

Личность консультанта

Организация процесса консультирования

Технология консультирования (алгоритм)

Эффективность методов консультирования

Стратегия психолога

Обзор психологических техник консультирования


Консультирование как форма оказания помощи

Консультирование

1. Это форма помощи (психологическое консультирование, психотерапия, психологическая коррекция), в основе которой лежит желание совершать благо.

2. Это форма помощи, которая организована в виде спланированной, выстроенной на основе специальных принципов консультативной беседы.

Психологическая помощь – это содействие человека в разрешении проблемы, связанной с душевной жизнью. Основу такой помощи составляет сотрудничество, т.е. консультант не решает проблему за клиента, а помогает клиенту открыть в себе ресурсы для решения проблемы.

Характеристики консультирования:

1. Консультировать можно только здорового человека, который испытывает временные трудности.

2. В консультировании опираться на сильные стороны клиента, потому что ответственность разделяется между клиентом и консультантом.

3. Сложность заключается в том, что работа с ситуацией происходит в кабинете консультанта, а не в ситуации, а результат деятельности появляется в ситуации.

4. Единицей консультирования является диалог. Но он состоит не из обмена мнениями и не из «вопросов-ответов», а представляет собой некое событие, которое позволяет клиенту обнаружить себя.

5. В основе диалога лежит цель (разрешаемая проблема).

Соотношение консультирования и других форм помощи

Консультирование – это двухсторонняя совместная работа консультанта и клиента по разрешению проблемы за счет ресурсов клиента.

Психотерапия – это помощь, которая заключается в разрешении глубоких личностных трудностей и нарушений.

Руководство – это односторонний процесс поддержки и стимуляции, который опирается на возможности специалиста.

Совет – это односторонний процесс влияния, где инициатива полностью находится на стороне специалиста, а влияние осуществляется путем убеждения.

Обучение – это односторонний процесс информирования, который может проходить по-разному (демонстрация образцового поведения, контроль и оценка действий, показ, тренировка).

Цели и задачи консультирования

Цель: Сформировать культурно-продуктивную личность, обладающую чувством перспективы, осознанно действующую, способную разрабатывать различные стратегии поведения и анализировать ситуацию с разных сторон.

По видению (локусу) проблемы:

· Повышение способности клиента к управлению своей жизнью (умение находить себе друзей).

· Повышение способности клиента к адекватному видению проблемы и саморазвитию.

По доминирующей потребности:

· Цели с исправлением и коррекцией

· Цели, связанные с личностным ростом и развитием.

По запросу сторон:

· Цель клиента – принятие клиентом ответственности за себя и изменение ситуации.

· Цель консультанта – помочь клиенту понять, что у него есть ресурсы для того, чтобы решить проблему самостоятельно.

Универсальные цели:

1. Способность изменить поведение для того, чтобы клиент мог жить продуктивнее и чувствовать удовлетворенность от жизни.

2. Развивать навыки преодоления трудностей.

3. Обеспечить эффективность принятия жизненно важных решений.

4. Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения.

5. Облегчить реализацию потенциалов личности.

Задачи консультирования:

1. Оценить уровень развития или уровень психического здоровья.

2. Информировать клиента о тех или иных закономерностях психологических особенностях феномена.

3. Мобилизация скрытых и дополнительных ресурсов клиента.

4. Обеспечение самопознания.

5. Повышение мотивации к решению проблемы.

6. Коррекция негативных установок к себе и окружающему миру.

7. Снятие острого состояния.

8. Облегчение самораскрытия.

9. Выслушивание, прояснение сути проблемы

10. Коррекция личностных дисгармоний.

11. Проектирование плана действий.

12. Помочь принять решение.

13. Расширить представление о вариантах решения проблемы.

14. Усилить «Я» клиента, повысить самооценку.

15. Прояснить перспективу клиента.

Специфика консультирования в деятельности СП

При работе с детьми консультант должен добиваться изменений в ближайшем окружении ребенка. Ребенок находится в очевидной эмоциональной, физической и материальной зависимости от родителей. Ему трудно самому преодолевать сопротивление среды. Работа с ребенком без изменений ближайшей среды может привести к формированию внутриличностного конфликта у ребенка. Помощь клиенту выходит за пределы рабочего кабинета. СП для ребенка – это друг и помощник, он выступает посредником между ребенком и социальной средой. С другой стороны, СП не вторгается глубоко в личностный мир ребенка, поэтому он безопасен для него и не рискует его поставить его в зависимость от себя. Все это дает возможность сопровождать ребенка в режиме реального времени и пространства. С разрешения ребенка СП может привлекать в консультацию других субъектов. СП имеет право в консультативном процессе оказывать на ребенка воспитательное влияние, предлагать правильные нормы и ценности, правильные способы поведения.

Консультирование детей Консультирование подростков
  1. Ребенок не может самостоятельно заявить о своей проблеме, поэтому проблема должна быть обнаружена консультантом через наблюдение, анализ противоречий, информацию от родителей и педагогов, через игру.
  2. Ребенок не обладает достаточно жизненным опытом, поэтому не может сам предложить альтернативы решения проблем, варианты решений должен предлагать консультант.
  3. Ребенок не может сознательно ставить цель избавиться от проблемы, поэтому он может работать только в реальном контакте и при поддержке взрослых. Без консультирования родителей и педагогов проблема ребенка решена быть не может, т.к. именно они будут работать над достижением результата.
  4. У ребенка отсутствует необходимый уровень рефлексии, т.е. он не может дать самоотчет в своих мыслях, мотивах поступков, желаниях, чувствах, поэтому консультант должен обладать высоким уровнем эмпатии.
  5. Ребенок не умеет рационально решать проблемы, поэтому консультирование должно быть увлекательным, эмоционально положительным, иначе ребенок просто не будет работать.
  6. В консультировании детей должны быть исключены всякого рода оценки и давление, потому что ребенок находится в явном подчинении взрослым.
  7. Ребенок может опасаться контакта с незнакомым человеком, поэтому должны быть использованы вспомогательные моменты – игра за ширмой, игрушка как посредник.
1. Подростки и юноши боятся признаваться в наличии у них проблемы и им трудно принять помощь от другого человека, особенно от взрослого. Это ранит их самолюбие, снижает самооценку, приводит к внутренним конфликтам, поэтому акцент должен быть не на помощь, а на сотрудничество. Подростку нужно объяснить, что иметь проблемы – нормально, а умение признать их – это проявление силы. 2. Для подростков характерна оппозиция миру взрослых, поэтому совет обратиться к специалисту. Исходящий от взрослого совет воспринимается подростком как ущемление самостоятельности, обращение к маленьким. Поэтому в процессе консультирования следует отказаться от нравоучений, подчеркивания разницы в возрасте и жизненном опыте, категорий долженствования. Полезно занять позицию, отличающуюся от позиции родителей и учителей. 3. Подростки уверены в исключительности своих проблем, невозможности их решения, поэтому полезно рассказать всю процедуру консультирования, предложить пробную беседу. 4. Проблемные подростки бывают растеряны и боязливы, поэтому могут проявлять агрессию в силу оппозиционных установок. Отвечать на агрессию и демонстративные жесты нельзя. Лучше проигнорировать их и вести беседу, не замечая выпадов. Также полезно предложить иной способ поведения, но не взамен того, что демонстрирует подросток, а как более комфортный для него. 5. Подростки беспокоятся за свое лицо перед сверстниками, боятся санкций со стороны учителей и родителей, поэтому им необходимо гарантировать соблюдение строгой конфиденциальности. Необходимо отдельно оговорить с подростком взаимоотношения и способ обмена информацией между консультантом, родителями, учителями и ребенком. 6. Подростки часто чувствуют себя неуверенно в выражении проблемы, им сложно определить допустимые формы выражения проблем, сложно подобрать слова, поэтому иногда следует помочь подростку в выражении проблемы в словесной форме, предлагая разные варианты высказываний. Кроме того, необходимо показать, что ограничений в тематике беседы нет. 7. Для подростка неактуальна работа в режиме «здесь и теперь», его интересует оценка прошлого опыта и перспективы на будущее. 8. Полезно предложить работу в паре «родитель-ребенок».

Основание для отказа от консультирования:

1. Некомпетентность консультанта в данном вопросе: консультант не может совладать с эмоциями, у консультанта есть подобная неразрешенная проблема, и отсутствует собственной опыт, он не обладает достаточным знанием.

2. Различие между клиентом и консультантом (если различия велики настолько, что клиент и консультант не могут наладить контакт).

3. Следует отказаться от консультирования, если клиент является другом, родственным или зависимым лицом.

4. Если клиент настойчиво отказался от работы с консультантом.

5. Если после нескольких встреч обнаружено полное отсутствие динамики в консультации и в результатах.

Виды консультирования

I. По количеству субъектов:

1. Индивидуальное – определяется запросом клиента, опираться на понятие «норма», направлять на гармонизацию личности клиента и решать его задачи через его же собственные ресурсы. Ограничения: материальные затраты, индивидуальная мотивация клиента, вероятность непонимания до конца проблемы, точность реализации решения, ограничение в широте информации.

2. Групповое – определяется социальным заказом или 1-им из участников группы, организовать группу. Ограничения: есть риск искажения восприятия информации, риск неудовлетворения запросов отдельного клиента и не предоставления возможности высказывания, чрезвычайно трудоемкая работа.

II. По пространственной организации:

1. Контактное – происходит лицом к лицу, консультант видит реакции человека, чувствует состояние, имеет возможность влиять на клиента невербальными средствами.

2. Дистантное – контакт между клиентом и консультантом опосредован специальными средствами (телефон, интернет, письма). Этот тип консультирования более доступен по целому ряду соображений: материальные затраты, клиент воспринимает консультация более безопасной, но низкая эффективность.

III. По характеру задач:

1. Кризисное – является реакцией на актуальную ситуацию клиента, стремление оказать поддержку клиенту, предотвращение негативных последствий, снятие острого состояния.

2. Развивающее – главная цель которого повысить продуктивность личности, решать задачи непосредственного развития личности и недостатка качеств, обучать решать подобные ситуации.

IV. По возрасту:

1. Детское – ограничивается поддержкой и информированием.

2. Взрослое – может реализовать разные цели и разные подходы, но необходимо учитывать уровни развития взрослого.

Частные виды консультирования:

  1. Интимно-личностное затрагивает глубокие переживания клиента, поэтому требует доверительного отношения, как правило, осуществляются только психологом.
  2. Семейное консультирование специализируется на внутрисемейных отношениях. СП может взять на себя обязанность консультирования по семейным вопросам.
  3. Психолого-педагогическое – по вопросам организации обучения и воспитания, а также по управлению детским коллективом в ОУ и вопросам отбора средств, технологий, методов воспитания.
  4. Организационное связано с решением вопросов продуктивности деятельности организации.

Теоретические основы консультирования

Направление Теоретические основы Цели консультирования Приемы работы
Психоаналитическое направление (З.Фрейд, Г.Юнг) Основу структуры личности составляют три инстанции. Которые находятся в сложных отношениях: оно, эго, супер-эго. В каждом человеке с рождения есть созидательные и разрушительные энергетические ресурсы. Патологии могут возникать, если они не находят адекватного способа разрядки. Проблемы приходят к нам из детства, если мы переживали стрессы и конфликты с собой и окружением. Передать в ведение эго то, что было вытеснено из сознания в детстве и теперь управляет клиентом из бессознательного. Потому не может быть разрешено им. Нужно открыть эти конфликты и дать отток энергии. - Работа с защитами человека, вытеснением, проекцией, переносом, рационализацией, интеллектуализацией и сопротивлением - Разъяснение, которое позволяет клиенту осознать некоторые стереотипы привычных форм поведения и их значения - Свободные ассоциации, которые позволяют прояснить проблемную область
Адлеринское направление (А.Адлер) Акцентируется позитивная природа человека. И проблемы, и достижения человека связаны с теми целями и стилем жизни, которые человек формирует еще в раннем детстве. Позитивные, социально одобряемые цели позволяют достичь успеха и превосходства, а жизненные трудности способствуют формированию негативных целей. Если помочь человеку адекватно преодолеть проблему, то он сможет сделать даже больше, чем планировал. Трансформировать жизненные цели клиента, помочь ему сформулировать и определить социально значимые цели, скорректировать мотивацию поведения через формирование равенства с другими людьми. - анализ порядка рождения клиента в семье - анализ жизненных целей и стиля жизни человека - эмпатия - предположения - усиление социального интереса – клиент должен не просто осознать ошибочность своего стиля жизни, но и начать действовать по-новому
Поведенческая терапия (Б. Скиннер) Внутренняя природа человека принципиально непознаваема, но мы можем фиксировать особенности его поведения и, соотнося их с ситуацией, делать вывод о природе проблемы. Проблемы возникают у человека, если его неправильно обучали необходимому поведению или обучали неэффективным способам поведения. Исправить неадекватное поведение и обучить адекватному в специально созданных условиях. - десенсибилизация – преодоление страха человека путем разбиения пути к его пугающему объекту на минимальные шаги - биологическая обратная связь – человек старается изменить реакции своего тела, получая информацию от разных органов - жетонная система – способ подкрепления позитивного поведения или коррекции негативного
Клиент-центрированная терапия (К. Роджерс) Человек от рождения стремиться развиваться, реализовать свой потенциал. Проблемы возникают у человека, если искажается индивидуальная траектория, опыт личности (например, под воздействием среды). У каждого человека свой потенциал и свой путь, поэтому только сам клиент может понять себя наилучшим образом. Создать благоприятный климат консультирования, подходящий для исследования клиентом своей личности и причин, мешающих росту личности. Поощрять уверенность клиента, его открытость опыту, спонтанность. Укреплять «Я»-концепцию клиента - эмпатическое слушание, отражающее эмоциональное состояние клиента, направленное на поддержку и стремление открыть себя - самовыражение консультанта о своих переживания, опыте, которые соответствуют актуальному состоянию и проблеме клиента - поддержание раппорта – единства поведенческих и эмоциональных проявлений клиента и консультанта
Экзистенциальная терапия (В. Франкл) Подчеркивается способность человека познавать свой внутренний мир, свободно выбирать свою судьбу, находить уникальный смысл своей жизни, принимать ответственность и одиночество. Человек изначально одинок, т.к. каждый из нас уникален. Помочь клиенту осознать свою свободу и возможности, определить препятствующие свободе выбора факторы, побуждать к принятию ответственности. - анализ личных дневников, содержания ситуаций, их рациональная оценка - построение плана жизни – определение сознательной цели, ее оценка, планирование последовательности действий
Краткосрочная эриксоновская терапия (Э. Эриксон) Генетически на каждом отрезке жизни у человека возникает кризис как трудноразрешимая задача, эффективное разрешение которой обеспечивает его новым необходимым для жизни качеством. Все эти качества обеспечивают целостность человека и единение с социальной средой. Неэффективное разрешение задачи кризиса приводит к возникновению проблем Достижение личной идентичности - преувеличения – клиенту предлагается усилить проявления какого-либо симптома, чтобы снизить силу зажима - повторы бессмысленного действия несколько раз для того, что значило это движение, реакция или слово
Культурно-исторический подход Человек способен развиваться в сотрудничестве с другими людьми, перенимая от них знания и опыт. Проблема человека часто кроется не в реальном затруднении, а в том знаке, которым человек обозначает то или иное событие. Этот знак определяет переживание ситуации и средства, которые избираются для преодоления проблемы. Определение зоны ближайшего развития личности человека. Овладение средствами для познания психической реальности, помочь сменить знак, обозначающий те или иные события и переживания. - поиск положительных сторон в проблемных ситуациях (приобретения, которые дает проблемная ситуация, выбор соответствующего поведения) - смена знака восприятия – поиск достоверных, но противоположных или далеких по смыслу объяснений поведения других людей или событий

Модель эффективного консультанта

Аутентичность (адекватность) Способность быть самим собой, не испытывая при этом неудобства, т.е. равенство себе, соответствующему моменту, безболезненное принятие ответственности за свой выбор.
Открытость собственному опыту Консультант должен уметь признавать в себе положительные и отрицательные качества, недостатки и достоинства, сильные и слабые стороны.
Развитие самопознания Консультант должен хорошо понимать свои мотивы, проблемы, цели, иметь реалистичное представление о себе и иметь адекватную самооценку (понимать скрытость мотивов).
Идентичность Консультант должен быть самостоятельным и независимым в определении собственных ценностей, установок и оценок.
Толерантность к неопределенности Способность комфортно чувствовать себя в ситуации с неопределенным исходом.
Принятие личной ответственности  
Глубина отношений с людьми Консультант понимает страх других людей при установке близких отношений, но сам должен быть свободен от страха привязаться, попасть под влияние, ограничить свою свободу.
Способность ставить реалистичные цели Консультант должен понимать, что он не всемогущ, не может решить все проблемы или установить правильные отношения с любым клиентом. Он должен отказаться от стремления стать совершенным, но при этом постоянно совершенствоваться.
Эмпатия и идентификация Консультант должен уметь чувствовать, интуитивно проникать во внутренний мир клиента, потому что сами клиенты плохо понимают себя или бояться признаться себе в чем-либо.

Вывод: Консультант должен быть несовершенным, равным себе, понимающим, психологически и социально зрелым человеком.

Личность консультанта

Личностные качества:

«+» - эмпатия - внутренняя гармония и открытость - внимательность - наблюдательность - терпимость - искренность - гибкость - артистичность - широкий жизненный опыт - не сентиментальность - альтруистичность - ответственность - отсутствие внутренних проблем «-» - авторитетность - зависимость - замкнутость - пассивность - невыразительность - неумение быть терпимым - неадекватность - установки на манипуляцию - стереотипное мышление - догматичность

Знания:

- возрастной психологии

- педагогических основ консультирования

- закономерностей социального влияния

- социально-педагогических и групповых процессов

- Конвенции о защите прав ребенка

- Всемирной Декларации прав ребенка

- Этического кодекса консультанта

- Уголовного административного права

- подходов к развитию личности

- должностных обязанностей

- закономерностей самого процесса консультирования

- основ психодиагностики и т.д.

Навыки:

- рефлексивного и нерефлексивного слушания

- опыт взаимодействия с людьми разного типа

- установления раппорта

- наблюдательности и интерпретации

- снятия острого состояния у клиента

- использования разных техник работы

- саморазвития и разрешения собственных проблем

Организация процесса консультирования

Физические компоненты контакта (пространственные и временные характеристики)

  1. Пространство должно быть светлым, теплым, гармоничным и просторным;
  2. Большое окно (желательно солнечная сторона);
  3. Цвет стен (нейтральные или теплые тона – зеленый, бежевый);
  4. Не должно быть личной информации (фото, подарки) в зоне консультирования;
  5. Цветы (живые);
  6. Картины (пейзажи, желательно безликие)
  7. Зеркало должно быть, но не в зоне консультирования;
  8. Удобная мягкая мебель (с подлокотниками, без откидной спинки);
  9. Стулья для группового консультирования;
  10. Время (часы в доступе для клиента и для консультанта); для младших школьников – 15 мин, для подростков – 30 мин, для взрослого человека – 50 мин; не менее 1 часа между консультациями, не более пяти консультаций в день.
  11. Стены должны быть звуконепроницаемыми (по возможности);
  12. Автономный вход в кабинет.

Эмоциональные компоненты контакта:

Цель – создание ситуации доверия, благоприятной атмосферы

- проявлять искренний интерес и желание помочь;

- все внимание следует уделять клиенту;

- дать клиенту максимальную возможность высказаться;

- не следует проявлять излишнее любопытство;

- необходимо соблюдать профессиональную тайну;

- относится к проблеме клиента без осуждения;

- не обсуждать и не решать с клиентом собственных проблем;

- быть естественным, а не демонстрировать профессионализм;

- чутко реагировать на переживание клиента;

- поддержать позитивное отношение к клиенту и уважать его как личность.

Технология консультирования (алгоритм)

I. Исследование проблемы:

1. Установление раппорта.

2. Поощрение углубленного рассмотрения проблемы самим клиентом.

3. Структурировать элементы физического и эмоционального контакта; повысить субъективность клиента. Признаки субъективности: клиент высказывается от первого лица, рассуждает о проблеме, как будто она происходит сейчас, снижается уровень абстрактности.

II. Двумерное определение проблемы:

1. Сбор информации (когнитивной, эмоциональной):

- в чем состоит жалоба; почему клиент обратился именно сейчас

- когда возникла проблема, что происходит в этот момент;

- как часто возникают мысли, чувства, поведение, связанные с проблемой;

- насколько сильно мешает данная проблема;

- образ жизни и условия в данный момент;

- особенности взаимоотношений в семье;

2. Концептуализация проблемы (достижение единого понимания проблемы)

Проблема заключается в том, что часто сам клиент заявляет не ту проблему, с которой реально сталкивается, а свою трактовку ситуации. Существуют различные потребности, которые создают проблему:

- проблемы, связанные с психической или физической угрозой;

- физиологические потребности (питание, отдых);

- потребность в принятии и признании;

- потребность в самоуважении и успехе;

- потребность в благоприятной психологической атмосфере;

- потребность в свободе и независимости;

- потребность в активности;

- потребность в понимании происходящего;

Прояснить 2 вопроса: Какие потребности не удовлетворяются и почему (не хватает знаний и навыков, неэффективны способы)?

3. Идентификация ресурсов, т.е. выяснение тех сильных сторон, на которые может опереться клиент в решении проблемы:

- умения, навыки, личностные качества, опыт клиента;

- другие люди;

- психолог, консультант (не злоупотреблять!)

- время и т.д.

4. Заключение контракта (определение цели консультирования)

Контракт – это четко сформулированная цель, которую можно достигнуть. Цель должна быть конкретной, измеряемой, поведенческой. Нужно определить условия, в которых будет решаться проблема.

III. Идентификация проблемы: набрасывание альтернатив; обсуждение плюсов и минусов альтернатив; рассмотрение уже использованной альтернативы;

IV. Планирование:

1. Критически оценить выбранные альтернативы;

2. Определить последовательность шагов; средства, способы достижения цели;

3. Предложить репетицию;

V. Этап деятельности (поддержка клиента во время реализации альтернативы)

VI. Контроль

VII. Завершение (отпускание клиента, предложение дальнейшего взаимодействия)

После консультирования записать проблему клиента, контракт, вывод.

Эффективность методов консультирования

Метод Описание Функции во время беседы
Интерпретация Задает новые рамки, в которых клиент видит ситуацию. Может быть получена из теории или собственного опыта. Ее можно рассматривать как сердцевину метода воздействия. Дает клиенту возможность по-новому увидеть ситуацию и четко очерченное альтернативное восприятие реальности, которое способствует изменению взглядов, мыслей, настроения, поведения
Директива (указание) Поведением или хитроумной техникой показывает клиенту, какое действие предпринять. Показать клиенту, какое действие хочет от него психолог. Предполагается, что клиент сделает то, на что ему указывают.
Совет (информация) Дает пожелания, общие идеи, домашнее задание, совет, как действовать, думать, вести себя. Умеренно используемые советы дают клиенту полезную информацию. Используется при консультации по трудоустройству.
Самораскрытие Делится личным опытом и переживаниями, либо разделяет нынешние чувства клиента. Тесно связан с приемом обратной связи и построен на «Я»-высказываниях психолога. Способствует установлению раппорта.
Обратная связь Дает клиенту возможность понять, как его воспринимает психолог, окружающие. Дает конкретные данные, которые помогают клиенту осознать, как другие воспринимают его поведение и стиль мышления, что создает возможность иного самовосприятия.
Последовательность Объясняет клиенту логические следствия его мышления и поведения. Дает клиенту точку отсчета, помогает людям предвидеть результаты действий.
Воздействующее резюме Часто используется в конце беседы, суммируя суждения психолога, и в комбинации с выводами и резюмирующими высказываниями клиента. Проясняет, чего психолог и клиент добились за время беседы. Подводится итог сказанного. Помогает клиенту перенести обобщения из интервью в реальную жизнь.

Стратегия психолога

Основные этапы Ключевые моменты
1. Построение мотивации Подталкивание клиента к самораскрытию; выдача позитивной обратной связи (понимание или принятие); достижение инсайта /нейтральная, негативная обратная связь на самораскрытие, достижение незначительного инсайта.
2. Использование силы мотивации Выдача директивных указаний и подробных рекомендаций для клиента; выяснение его готовности следовать предложенной стратегии поведения; апелляция к нормам, приписываемым уважаемым группам и индивидам; избирательное применение обратной связи; повышение у клиента чувства самоуважения /избежание любых директив и планов; не выяснение подобной готовности; отсутствие такой апелляции; безусловное принятие; отсутствие цели.
3. Поддержка мотивации после завершения консультаций Поддержание позитивных сдвигов в развитии клиента; обмен письмами, телефонными звонками и др., поощрение надежды на контакт; напоминание клиенту о персональной ответственности; гарантирование успешности процесса изменения без помощи психолога /отсутствие всего перечисленного.

Обзор психологических техник консультирования

Задачи на этапе установления контакта:

1. Встреча клиента (приветствие + приглашение + знакомство + установление контакта);

2. Создание положительной эмоциональной атмосферы

Установление раппорта: отражение позы, мимики, движений, эмоций, дыхания. Снятие барьера: прием отвлечения (под разными предлогами оставляют одного), разделение эмоций (указание на свое волнение), прием дела (дать предмет).

Задачи на этапе сбора информации:

1. Диагностика личности клиента:

- сбор интервью (определение болевых точек, реакций клиента на разные вопросы и темы, отношения к разным объектам, событиям, феноменам);

- стандартизированное интервью (позволяет собрать оценки, мнения клиента и участников ситуации, проявление проблемы);

- наблюдение (изменения состояний клиента, физиологические и эмоциональные реакции, действия с предметом, изменения позы);

- тестирование (тесты должны быть простыми в обработке, краткими и максимально доступными пониманию клиента);

2. Прояснение сути проблемы:

- диалог (обмен суждениями по общим предметам);

- слушание (рефлексивное, нерефлексивное, эмпатическое);

- техническая активизация мыслительной деятельности клиента (насыщенные паузы, провоцирование, помощь в осознании и проговаривании чувств, описание идеала)

Задачи на этапе выбора стратегий и ее реализации:

1. Определение возможных решений:

- информирование о возможных путях решения, плюсах и минусах решения, последствиях решения и технологиях выполнения;

- совет (лучше в косвенной форме «В моей практике был случай…»);

- убеждение (логическое аргументирование правильности решения);

- разъяснение (подробное, развернутое описание хода рассуждений консультанта);

2. Согласование и разработка плана действий:

- стимулирование вопросами («Что именно вы предлагаете?», «Есть ли еще какие-нибудь решения?», «Чтобы вы сделали, если бы вас не ограничивало…?»)

- конкретизация ожидаемого результата («Что должно произойти, чтобы вы поняли, что проблема решена?», «Как вы сможете почувствовать, что достигли желаемого?»);

- укрепление уверенности клиента;

Оценка эффективности консультирования

Эффективность консультирования определяется достижением результата. Результат – это то, что изменилось в жизни клиента в связи с консультированием. Эффективность должна подтверждаться системой признаков, НО результат консультирования часто проявляется спустя продолжительное время. Продукт и результат консультирования может проявиться в другом виде деятельности.

Признаки эффективности результата:

1. Положительное, оптимальное, удовлетворяющее решение проблемы. Желательно, чтобы клиент и консультант оба были удовлетворены результатом.

2. Положительные изменения в поведении и самоощущении клиента.

Признаки результативности можно разделить на 2 блока:

I. По характеру проявлений:

1. Объективные признаки (поступки, достижения, события, действия)

2. Субъективные признаки (чувства, ощущения, мнения, представления, установки);

II. По локусу (локализации) оценки:

1. Признаки, замеченные другими;

2. Признаки, замеченные самим клиентом.

Групповое консультирование

Под групповым консультированием понимается беседа, направленная на решение проблемы с несколькими участниками (семья, друзья, пара, коллектив, класс, группа)

Закономерности группового консультирования:

  1. Выполняются все этапы и процедуры индивидуального консультирования;
  2. Учитывается влияние групповых феноменов;
  3. В качестве заказчика услуги может выступать вся группа, а может только часть;
  4. Если клиенты настроены на работу, то заключение контракта ведется совместно;
  5. Если идут жалобы друг на друга, выслушивать по очереди;
  6. При консультировании родителей и детей, сначала выслушать детей;
  7. При интерпретации, перефразировании, резюмировании высказывания консультанта обращены ко второму партнеру, который выслушивает.

Возможности группы в консультировании:

  1. Обмен опытом
  2. Снимает чувство уникальности проблемы
  3. Чувство поддержки и опоры
  4. Позволяет рассмотреть некоторые проблемы в режиме реального времени
  5. Позволяет получить обратную связь от других участников группы
  6. Возможность наблюдения и осмысления

Место рекомендациям

в консультативном процессе

Во-первых, родителям следует разъяснить суть и принципы консультирования, по возможности развеять мифы, неадекватные установки и нереалистичные ожидания. Чтобы ребенок изменился, должны измениться родители. Единичное выполнение рекомендаций не приведет к исправлению. Во-вторых, родителей необходимо предупредить о возможных трудностях и осложнениях в работе с ребенком. В-третьих, обращение к другим специалистам требует обязательных разъяснений для родителей. В-четвертых, информирование о конфиденциальности, порядке и правовом аспекте использования результатов. В-пятых, информирование об альтернативных путях решения проблемы.

Правило дачи рекомендаций:

  1. Рекомендации должны соответствовать возможностям клиента (материальные, временные, возрастные, половые, образовательные, индивидуальные), поэтому давать нужно 2-3 альтернативы.
  2. Предлагая рекомендации, консультант должен предупредить о возможных рисках.
  3. Рекомендации должны быть понятны клиенту, чтобы это прояснить можно попросить клиента рассказать, как и что он будет делать.
  4. Клиенту нужно показать, как он сможет оценить эффективность своих действий.
  5. Прежде, чем дать рекомендации, нужно коротко сформулировать суть проблемы.
  6. Рекомендации должны быть сформулированы кратко, простым языком и в деятельностной форме.
  7. Рекомендаций должно быть ограниченное количество (ребенку – 1-2, родителям 2-3, педагогам до 5-ти).
  8. Обращаясь с рекомендациями к клиенту, консультант должен относиться к нему, как к разумному, самостоятельному, способному субъекту.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: