Часть1. Проблема выбора

Инструкция по выживанию на этапе написания диплома

Итак, вы дошли до диплома. Ура. Одно плохо – без закрытой сессии вас на диплом не выпустят. Но как сдавать сессии я объяснять не буду, это процесс сугубо индивидуальный и у каждого проходит по-своему.

Мы поговорим о дипломе.

1. Определитесь с кафедрой. Это обязательно должна быть кафедра, на которой вы учились, т.е. сдавали экзамен или зачет. На каждом факультете есть так называемые выпускающие кафедры, т.е. на них ложится основная нагрузка по выпуску студентов. Например, на СС, СК и ВТ это кафедры СКиРИ, ОПДС и Сетей связи, на МТС – Линии связи, МСП и еще кто-то, не помню.

Выбираете вы кафедру по интересующей вас тематике, по месту работы вашего потенциального дипломного руководителя (см. п.2) или по составу Государственной Аттестационной Комиссии (по старинке именуемой ГЭК). Замечу, что в ГЭК, в котором вы будете защищаться, входят преподаватели не только той кафедры, на которой вам предстоит писать диплом, но и родственных,, и иногда даже с другого факультета. Списки ГЭКов можно посмотреть в деканате. Можно спросить у знакомых, кто был в прошлом году, потому что состав ГЭКов меняется от года к году слабо.

2. Следующий этап – выбор руководителя. Рекомендую искать с сентября-октября. Хотя в декабре обычно на кафедрах вывешивают темы дипломов - тоже неплохое подспорье при выборе. Руководителем может быть:

А) Любой преподаватель кафедры. Тогда вы выбираете его или по взаимной (!) симпатии, либо по тематике, которой он занимается. Неплохо, если вы знакомы с научными интересами (если таковые имеются) вашего потенциального руководителя, порыскали в этом направлении, и даже не только понимаете слова, формирующие тему из списка дипломов, но и можете предложить что-то свое. Например, приходите и говорите, что хотите писать диплом по IРv6, рассмотреть такие-то вопросы. Есть вариант, когда вы приходите, и говорите, что хотите писать диплом именно у этого преподавателя. Или еще добавляете, что вам что-нибудь попроще, полегче, чтобы свои цифры подставить... Все зависит от уровня вашей подготовки, заинтересованности и перспектив работать по специальности.

Б) Очень хорошо, если вы не только собираетесь работать по специальности, но даже работаете. В этом случае вашим руководителем может быть кто-нибудь от вашей фирмы. Например, инженер, начальник сектора, технический директор... Кто найдется. Хорошо, если он действительно может вами хоть немного руководить, т.е. объяснять всякие непонятности непосредственно по исследуемому вами вопросу.

В этом случае (т.е. если вы пишите диплом на предприятии) вам понадобится консультант от кафедры. Задача консультанта – проверка соответствия уровня, содержания и оформления диплома требованиям ГЭК. Также вы можете в случае спорных вопросов обратиться к консультанту. Консультанта вы можете выбрать сами (см. п. 2А) или вам его назначит кафедра. Кафедра это сделать для вас просто обязана. Никаких отмаз. Но для этого у вас должно быть письмо от предприятия, на официальном бланке с печатью и подписью руководителя подразделения, что такое-то предприятие берет на дипломное проектирование студента такой-то группы такого-то, тему просит утвердить такую-то, назначить руководителем того-то. На основании этой бумажки тему вам кафедра утвердит и консультанта назначит (если вы сами его, т.е. консультанта себе не найдете).

3. Тема. Это ваше всё. Тема долго и упорно обсуждается с руководителем, и может настать момент, когда вам покажется, что ваш руководитель мается дурью, а от перестановки слов в предложении смысла в нем не прибавляется. Это в корне неправильно. И это вы почувствуете в полной мере на защите. Доверяйте вашему руководителю. Особенно, если он опытный J

4. Важно разделять дипломный проект и дипломную работу. В дипломном проекте вы, например, проектируете какую-нибудь станцию. У вас получаются технические разделы (т.е. что это за станция, расчет емкости, нагрузки, размещение на производственных площадях и проч.) и два очень загадочных псевдогуманитарного характера – экономическая часть (это расчет срока окупаемости вашей станции, самое важное в вашем проекте, обязательно по этому разделу задают вопросы на ГЭКе) и БЖД (без комментариев). Дипломная работа этих разделов не содержит, так что спрашивать вас будут по сути работы. В дипломной работе вы что-то исследуете, анализируете, разрабатываете алгоритм или структурную (или функциональную) схему и т.п.

Для деканата очень важно, как называется ваш труд – проект или работа. Не перепутайте, пожалуйста. Последствия могут быть очень нервотрепательными.

5. Бумажки. Сначала вы идете в кабинет дипломного проектирования. Вам надо туда попасть (опять-таки) и по предъявлении студенческого вам там, конечно, врУчат, а, может быть, вручАт, стопочку бумажек. Выньте из этой стопочки ЗАЯВЛЕНИЕ, остальное отложите до весны.

6. ЗАЯВЛЕНИЕ надо заполнить до середины марта. Бланк стандартный, заполнить его может любой человек, умеющий писать. На нем ставится подпись ваша, вашего руководителя и заведующего вашей любимой теперь кафедры. Обязательно пометьте, работа у вас или проект, извините за назойливость. Обратите внимание на то, как сформулирована тема вашей работы. Запишите ее в надежное место, чтобы не забыть и не потерять. То, что будет написано на титульном листе вашей работы (проекта) и в приказе за вашу защиту, должно совпадать.

7. Остальные бумажки откладываете в сторону и начинаете писать диплом.

Часть 2. Процесс

Допустим, есть у вас руководитель, есть тема и желание все-таки написать диплом. Диплом в это время представляет собой некоторую идею, не имеющую (чаще всего) четких очертаний… если вы пишите диплом сами, а не по «рыбе»… иначе у него есть вполне определенная форма - рыбья… J

Итак, «рыба»ков в расчет не берем. Рассматриваем ПРОЦЕСС для тех, кто любит повыпендриваться. Т.е. если у вас Дипломная Работа. Если же у вас Дипломный Проект, то большинство рекомендаций вам тоже подойдет. Отличие будет в количестве глав и их технической ориентации. Чаще всего проекты пишутся по шаблону, только цифры свои подставить. Так что не будем подробно останавливаться на этом вопросе.

Дипломная работа (проект) должна состоять из следующих обязательных блоков (наверно, их можно назвать смысловыми блоками): Титульный лист (1 стр.), Задание на дипломную работу (2 стр., но можно вторую оторвать), Реферат (1 стр.), Введение (2-3-5 стр.), Главы (от 3-х до 5-ти штук), Заключение (2-3-5 стр.), Список литературы (сколько получится), Список сокращений (не обязательно, но поощеряется), Приложения (тоже сколько получится). Перечислены в порядке следования. Итого 80 ± 10 стр. Если у вас больше или меньше – не смертельно. Главное – о чем J. Если совсем уж мало, то есть хороший совет: просто добавь воды J.

Учтите, шрифт TNR, 14, интервал 1,5. Это достаточно крупно, но не так, чтобы раздражало. Есть вариант Аrial, 12. Выбирайте сами.

Начните с того, что будет нутром вашей работы, а именно – с ГЛАВ. Сядьте и подумайте (ага-ага J), что является ЦЕЛЬЮ вашей работы. Т.е. что вы будете отвечать на ехидный вопрос ГЭКа «А что Вы сделали сами?». Кстати, именно этот вопрос держит первое место среди задаваемых на защите. Когда определитесь с ЦЕЛЬЮ, можно приступать к размышлениям над ЗАДАЧАМИ, которые вами будут решаться для достижения поставленной ЦЕЛИ.

Пример:

Тема: Исследование внутреннего мира себя любимого с точки зрения профпригодности.

Цель: Понять, чего же мне любимому делать с собой когда эта 5-летняя халява закончится.

Задачи: 1. Определить срок, оставшийся до окончания халявы. 2. Определить возможность попадания а армию (замуж, в роддом, в аспирантуру, на ПМЖ,…, нужное подчеркнуть). 3. Определить возможности и желания работать по специальности. 4. Определить пути дальнейшего развития в зависимости от результата п.3. Ну, и т.д….

ЗАДАЧИ – это важно, это то, что вам надо будет делать 3 месяца. Т.е. писать программы, рыскать по инету в поисках конкретной информации, строить графики, рисовать блок-схемы алгоритмов… Это то, что будут содержать ваши ГЛАВЫ.

Так, подумали… Определились. Можно начинать писать текст.

ВВЕДЕНИЕ – это общие слова о том, как хорошо жить в мире высоких технологий, и что телекоммуникации – это звучит гордо… И где в этом мире в стиле Hi-Tech притулилась (распласталась, растеклась, угнездилась) тема вашей работы, и почему она так актуальна. Помогите вашему руководителю, ему потом ведь аргументировать актуальность вашей работы тоже придется. Так хоть ему будет откуда творчески списать. Он уже потому заслужил некоторой помощи, что набрался смелости взять вас на диплом. Совет: ВВЕДЕНИЕ вполне можно написать в последнюю очередь, когда вы будете представлять себе, что же у вас в дипломе такого актуального и прикольного получилось.

ГЛАВА 1 обычно обзорного характера. Т.е. сугубо реферативная. В ней вы описываете, что же происходит в исследуемой вами области на сегодняшний день. Аккуратно дергайте тексты из инета, иногда там попадается полная чушь. ГЛАВА 1 обычно содержит несколько подпунктов, но последний из них называется как-то типа «Цели и задачи дипломной работы». Предназначен для того, чтобы поставить в известность вашего руководителя, рецензента и ГЭК о том, что вы собираетесь им тут продемонстрировать. Заодно ваши размышления на эту тему обретут некоторую цельность.

ГЛАВА 2 – это описание процесса решения поставленных вами задач. Обычно самая занудная, трудно пишется, но зато в ней много формул, а формулы – это красиво. Буковки всякие, греческие, тильдочки… Если написана удачно, то при просмотре вашего диплома членами комиссии непосредственно на защите доставляет оным радость. А это вам на руку.

ГЛАВА 3 – это тоже красота. Это анализ, всякие графики, схемы и выводы. Отнеситесь к ее оформлению очень внимательно, не забудьте обозначить оси графиков, не увлекайтесь отсканенными диаграммами, ничего тяжелого и мрачного: во-первых, расход тонера большой, а картридж имеет свойство заканчиваться, во-вторых, производит угнетающее впечатление и создает ощущение грязи… А оно вам надо?

Формулируйте выводы. Даже если вам кажется, что все это вы уже говорили (т.е. писали), сведенное в одно место и в компактной форме будет более доступно… 10 мин. достаточно, чтобы просмотреть ваш диплом, но не прочитать. Именно ГЛАВА 3 должна объяснять, что вы сделали на дипломе, и что у вас в конце концов получилось, и хорошо это или плохо. Дать оценку полученному результату – большое искусство… и чрезвычайной важности дело.

Если у вас Дипломный проект, то обязательно должны присутствовать глава по БЖД и глава с технико-экономическими расчетами. И тогда получится 5 глав, и добавляются еще два человека, чьи подписи станут для вас жизненно необходимы к защите – консультанты кафедр БЖД и Экономики. Бывают переходные варианты, т.е. вроде как работа, а есть экономическая глава. В этой экономической главе обязательно приводятся начальные затраты и срок окупаемости. Подробно вам это объяснит консультант с соответствующей кафедры. J

ЗАКЛЮЧЕНИЕ чем-то похоже на введение. Вы тоже пишете о высоком, телекоммуникациях вообще, перспективе вашего исследования в частности, приводите как бы вскользь цитаты из ГЛАВЫ 3. «И жили они долго и счастливо и умерли в один день».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ – важнее не бывает. По мере использования литературы в тексте в таких вот [ ] скобочках ставите номера. А в списке литературы под этим номером у вас прописана книжечка. Т.е. в тексте, например, «В [3] приводится следующее выражение для расчета возраста Дуба Зеленого…». А в СПИСКЕ ЛИТЕРАТУРЫ:

3. Дубино-Княжецкий, П.П. Жизнеописание котов ученых, проживающих в районе Лукоморья / П.П. Дубино-Княжецкий. – СПб: В гостях у сказки, 2010.

Для дипломной работы хорошо, если у вас 10-15 пунктов в этом списке. Но чем больше – тем лучше.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ – противно, но полезно. Сидите и выковыриваете из текста всю (или почти всю) терминологию, да еще и расшифровываете. Зато наконец-то будете знать что как называется на самом деле. Например, IP – Internet Protocol… ВОЛС – волоконно-оптические линии связи…. В столбик, по алфавиту.

Осталось немного. Т.е. ПРИЛОЖЕНИЯ. Может быть одно, может – несколько. Согласно новому ГОСТу, они обозначаются буквами: Приложение А, Приложение Б, … А в тексте работы вы гордо пишете «листинг программы приведен в Приложении Б» или «таблица технических характеристик такого-то оборудования приведена в Приложении В» и т.п. Легко догадаться, что в Приложения вы складываете все, что выбросить жалко, а в текст ну никак не лезет: какие-то большие-пребольшие таблицы, схемы, листинги, screen-short’ы и проч. У кого что получится.

Теперь можно собирать СОДЕРЖАНИЕ. Оно начинается с ВВЕДЕНИЯ, и т.д. Следите за номерами страниц. ВВЕДЕНИЕ у вас физически не может быть стр.1, потому что раньше есть еще Титульный лист, Задание, Реферат и СОДЕРЖАНИЕ. Чаще всего это стр.5 или 6. Сосчитайте сами, какая это будет у вас страница.

Последний рывок – РЕФЕРАТ. Ближайшая аналогия – аннотация к книжкам. Так и у вас: полстранички, на которых вы еще раз пишите Тему, Цель, Задачи. Подсчитываете количество страниц, рисунков, таблиц, приложений. Выбираете ключевые слова: т.е. те термины, которые отражают суть вашего труда и по которым можно будет найти вашу работу в поисковике.

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ и ЗАДАНИЕ НА ДИПЛОМНУЮ РАБОТУ вам дадут в кабинете дипломного проектирования где-то в мае. Это стандартные бланки. Не надо над ними измываться не по-человечески. А как надо – в части 3 «Инструкции…». Позже. Можно и в мае J, потому что раньше это вам не понадобится. Вам и так пока есть чем заняться.

Часть 3. Веселые картинки

Пишите? Пишите-пишите… Теперь поговорим о красоте.

Красота – страшная сила. Валит с ног запросто. Поэтому при написании диплома важно это учесть.

Прежде всего – отсканенная картинка всегда грязна. Только, если вы не супер-пупер мастер фотошопа. Так что или приводите ее в нормальное состояние посредством ударного редактирования, либо сядьте и перерисуйте заново. Для этих целей есть классный пакет Visio, разобраться в нем может кто угодно минут за 20 (на уровне, достаточном для оформления дипломной работы), а облегчает вашу жизнь очень существенно. Да и потом может пригодиться, если будете работать по специальности, например, проектировщиками. Единственное – надо следить за шрифтами… иногда вместо русскоязычных надписей можно получить определенный спектр иероглифов. И, вообще, к пятому курсу word, visio и mathcad надо знать не только в лицо… Иначе непонятно, чем вы столько лет занимались. J

Если вы рисуете какие-нибудь схемы, структурные или функциональные, старайтесь поместиться на один лист. И не забудьте подписать, что это у вас такая-то схема того-то.

Если рисуете блок-схемы алгоритмов, следите за Правилами Оформления блок-схем алгоритмов. Стрелочки… Надписи «Да» и «Нет» рядом с условием, кружочек с переносом на другую страницу с цифирью… И отмазаться от этого никак – большинство преподавателей из вашего ГЭКа старой закалки, так что кривой алгоритм им как нож под лопатку. Будьте бдительны! Но алгоритмы очень украшают любое исследование. Ибо структурируют мысль.

Рисунки принято подписывать. Так и пишите: Рисунок 1.5 – Блок-схема алгоритма такого-то… Рисунок 2.3 – Функциональная схема того-то… Называется подрисуночной подписью. В этом случае после слова «Рисунок» ставятся два числа. Первое – номер главы, второе – номер рисунка в данной главе. Называется «сквозная нумерация в рамках главы». Т.е. Рисунок 1.5 означает, что это у вас пятый рисунок в первой главе. Шрифт подрисуночной подписи обычно мельче основного, чтобы понятно было, что это еще не текст. Т.е. текст TNR, 14, а подрисуночная подпись TNR, 12, например.

Таблицы… О, Таблицы!!! Великое изобретение жрецов Древнего Египта! Они тоже нумеруются, как и рисунки: Таблица 2.3, например, это третья таблица второй главы. Пишется над таблицей в левом верхнем углу. Текст внутри таблицы мельче основного (аналогично подрисуночной подписи), заголовки лучше выделить жирным, таблицу как-нибудь обозвать… Например:

Таблица 1.1 – Характеристики пива Тинькофф

Сорт Крепость Плотность Тара

ниже сама таблица….

Если это у вас таблица приложения, то она нумеруется как Таблица N.М, где N – буква приложения, М – номер таблицы в данном приложении.

Теперь о формулах. Все-таки Бонч – вуз технический, и если у вас в дипломе нет ни одной формулы – это настораживает… со всеми вытекающими последствиями… Кстати, неплохо к защите все-таки выучить несколько важных соотношений, на всякий случай… например, закон Ома, преобразование Фурье и формулу Эрланга. Иногда, чтобы все-таки хоть что-то поставить на защите, могут спросить.

Насчет орфографических ошибок – сейчас их сделать более чем трудно. Потому что есть word, а в нем функции проверки орфографии и даже пунктуации. У меня есть один знакомый, который умудряется в одной sms-ке сделать 2-3 орфографические ошибки. Но в дипломе у него ошибок не было, потому что есть word. Так что следите за процессом. Но учтите, падежи он проверяет криво J.

Написали? Печатайте. И относите дипломному руководителю на прочтение (или отсылайте электронную версию по почте, но таких продвинутых руководителей маловато будет). Учтите, руководители бывают разные.

Тип первый – пофигист. Он вас спросит, написали ли вы диплом. На ваше робкое «ага» ответит «печатай», потом спросит, напечатали ли вы… и отправит к рецензенту… Т.е. здесь может возникнуть даже такая ситуация, когда вам за ним придется погоняться, и не только, чтобы он вычитал ваш диплом, но чтобы хоть отзыв подписал… который вам придется писать самостоятельно по чьей-то рыбе, впопыхах, краснея (или бледнея, у кого как) от злости. Злиться не надо, есть более тяжелый случай руководителя (см. тип второй). Совет: расслабьтесь, вы сами себе руководитель, возьмите ответственность за себя на себя. Т.е. помоги себе сам.

Тип второй – перфекционист. Этот будет мучить вас долго и старательно. Заставит переписать диплом раз пять, причем пятый вариант будет совпадать слово в слово с первым. Совет: не удаляйте черновики. Когда вам вернут на доработку четвертый вариант, потому что вы использовали оборот «так как», а надо бы «потому что», идите пить пиво, а потом через пару-тройку дней принесите ему первый вариант. Совет: спокойствие, только спокойствие! Хотя, в Бонч вам придется поездить, это да…

Тип третий – романтик-зануда. Этот верит, что вам ЭТО интересно и полезно. Если его вера совпадает с действительностью, то вам повезло с руководителем. Если нет – ему не повезло с дипломником… Обычно это руководители от предприятия, специалисты в своей области, причем классные специалисты. Еще это могут быть аспиранты и молодые преподаватели, которые вроде как пока еще занимаются своей научной работой. С вами тоже будут заниматься, возиться и мучиться пока вы все не поймете. Если вам это все нафиг не нужно и понимать вы ничего не собираетесь, на вас тайно обидятся… и могут вкатать четыре в отзыве… или даже три. Такой руководитель оценивает вас вместе с вашей работой как собственный проект и очень расстраивается в случае вашей неудачи.

Есть еще тип классический. Т.е. никаких неожиданностей, все продумано, все отлажено. Вот тебе тема – пиши. Что не понятно – спроси. Написал – приноси на вычитку. Исправляй и печатай начисто. Подшивай…. Обычно этим отличаются преподаватели со стажем, для которых процесс написания диплома студентами давно потерял очарование творческого процесса.

Напечатали начисто? Итак, у вас есть Реферат, Содержание, Введение, главы, Заключение, Список литературы, Список сокращений, Приложения. Теперь вам опять в кабинет дипломного проектирования. Там вам дадут еще бумажек. Надо взять в руки ЗАДАНИЕ и заполнить его согласно бланку. Т.е.

Факультет // это вы уж точно знаете

Кафедра // тоже вроде в курсе

Специальность // если номера специальности не знаете – спросите у коллег. Или в деканате (если не страшно)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: