1. Васиштха сказал:
Когда сидящий в лотосе Создатель Брахма сказал это, О лучший из Рагху, я вновь задал ему вопрос:
2. О Бхагаван! Ты сам говорил, что проклятия, мантры и заклинания обладают могучей силой, почему же тогда они оказались бессильными?
3. Сила мантр и заклинаний, несомненно, влияет на все в людях, в том числе и на разум, интеллект и органы чувств, как мы знаем из истории.
4. Как неразделимы движение воздуха и ветер, масло и кунжутное семя, также и разум с телом составляют единое целое.
5. Или же тела вообще нет, и человек есть только разум, который ощущает странные видения во сне, подобно воде в мираже или второй луне на небе?
6. Когда уничтожено одно, приходит конец и другому, несомненно, чтобы разрушить разум, тело должно быть разрушено.
7. Скажи, О мудрый, почему на разум не повлияли проклятия и прочее, или скажи, что повлияло, О Создатель!
8. Брахма ответил:
Нет такого чудесного результата действия во всем мире, которого невозможно было бы достигнуть человеку чистыми усилиями!
|
|
9. От Брахмы до неподвижного камня, все создания во всем этом мире всегда имеют двойственные тела.
10. Одно тело - тонкое ментальное тело, которое всегда в движении и действует быстро, второе тело - плотное материальное, и оно ничего не делает.
11. Из них, материальное тело любого существа подвластно проклятиям, заклинаниям и всем многочисленным уловкам разных наук.
12. Оно тупо, бессильно, несчастно и быстро пропадает, будучи недолговечным, как капля воды на листе лотоса, и полностью зависит от судьбы и везения.
13. Второе тело воплощенных существ во всех трех мирах называется тонким ментальным телом, или разумом, и оно является независимым, хотя и кажется зависимым.
14. Когда этот разум уверенно и постоянно вовлекается в усилия, он блажен и недоступен для страданий.
15. Когда разум воплощенного старается, тогда и там он несомненно приходит к результатам своих стараний.
16. Физическое тело не достигает никаких результатов усилий; ментальное же тело, или разум, достигает любых результатов своими усилиями.
17. Когда разум всегда пребывает в том, что чисто, он не подвластен проклятиям, как меч не может разрубить скалу.
18. Тело может утонуть, или сгореть, или завязнуть в грязи, но на чем сосредоточен разум, то он непосредственно и получает.
19. Все усилия приводят к результату, несмотря на наличие любых препятствий, и это происходит благодаря разуму, и даже когда все ощущения тела разрушены, это тоже является результатом одного только разума, О мудрый!
20. Так разум Индры, полностью погруженный в мысли о любимой, не чувствовал ни малейших страданий.
|
|
21. С помощью человеческих усилий разум мудреца Мандавьи достиг бесстрастия и был недоступен для боли, когда его посадили на кол по ложному обвинению.
22. Так мудрец Диргхатапа, упав в глубокий колодец, провел в своем разуме ритуал ягьи и достиг божественного состояния.
23. Усилиями разума и постоянной концентрацией сыновья Инду достигли состояния Создателя, которому даже я не могу помешать.
24. И есть многие другие, достигшие мудрости и состояния великих божественных махариши благодаря своей целенаправленности и никогда не оставляемым размышлениям о своей сущности.
25. Беспокойства, болезни, проклятия, демоны и привидения могут затронуть такой разум ни более, чем цветок лотоса может расколоть камень.
26. И те, которые страдают от проклятий и от острых ножей беспокойства и прочего, те, я думаю, просто не прилагают достаточно сил для различения и исследования своей сущности.
27. Никогда в этом мире внимательные и целенаправленные не страдают в сетях заблуждений ни во сне, ни в пробуждении.
28. Только своим разумом и собственными усилиями человек должен стараться направить себя по очищающему пути.
29. Что бы ни воображалось разумом, тем он мгновенно и становится, материализуясь, подобно привидению в разуме ребенка, О мудрый!
30. Вслед за иллюзией, он забывает свое прошлое состояние, подобно тому, как, родившись под руками гончара, горшок забывает материальность глины.
31. Разум мгновенно становится проявлением, О мудрый, как в воде движение самой воды проявляется как волны и брызги.
32. С помощью одной только медитации разум может даже увидеть иллюзию ночной тьмы на солнце, также как пьяница видит вторую луну на небе.
33. Что видит разум, то он скоро и материализует, и затем ощущает это с радостью или отвращением.
34. Разум заставляет видеть жар в прохладных лунных лучах и, видя это, человек ощущает жжение и чувствует себя сгорающим в огне.
35. Разум заставляет видеть эликсир в жгучей кислоте, и напившись его, человек чувствует огромное удовольствие и начинает прыгать и танцевать в опьянении. 36. Разум заставляет видеть огромный лес в пустом пространстве, и, видя это, человек может срубить его, и деревья скоро вырастут вновь.
37. Поэтому, как скоро разум воображает иллюзию, так он и материализует ее, дорогой! Поняв, что мир ни нереальный, ни реальный, отбрось все восприятия видимых различий!