Информационные и коммуникационные технологии в России

Доступ и широкое распространение информационных технологий не являются сами по себе достаточным условием для развития сетевого общества, однако являются условием необходимым. Соответственно краткое определение состояния информационных технологий в России представляется нам начальным шагом к пониманию ее специфической связи с информационный эпохой. В таблице приведены результаты сравнения России с США, Испанией и Польшей по некоторым базовым индикаторам, стандартизированным в рамках проводимого в 1997 г. компаниями “Hewlett Packard” и “Novell” для Всемирного экономического форума проекта “Карта сетевого общества”.

Данные, хотя и в общем виде, показывают значительное отставание России, что явно не соответствует ее научному и образовательному уровню. Рассматривая ключевую технологическую инфраструктуру информационной эпохи, а именно телекоммуникации, Даниэль Доссет делает доказательный вывод об отставании советских, а впоследствии российских телекоммуникаций как результат политики советских лет (2). Исследования Кэмпбелл (3) приводят к тому же выводу. Согласно официальной статистике, собранной Рогозински (4), в 1996 г. только 48,7 % городских и 19,7 % сельских домохозяйств были телефонизированы. К тому же существуют значительные межрегиональные различия по этому показателю. Так, уровень телефонизации городских домохозяйств варьирует от 64,5 % в Центральном и 76,9 % в Северо-Западном регионах до 42,1 % в Западной Сибири и 32,2 % в Восточной Сибири. Ключевым фактором отставания в области телекоммуникаций явилось то обстоятельство, что Россия унаследовала от Советского Союза фрагментарную, раздробленную телекоммуникационную структуру. И Кэмпбелл, и Доссет в своих работах отмечают, что в 1991 г. лишь 55 % телефонов были связаны с общей телефонной сетью страны. Остальные принадлежали различным “отраслевым системам”, зависящим от министерств и промышленных предприятий. И это без учета специализированных военных телекоммуникаций. Эта раздробленность продолжилась и даже усилилась в посткоммунистический период, когда многие банки, финансовые институты, торговые группы, корпорации по оказанию услуг и бизнес-конгломераты стали создавать собственные спутниковые линии связи. Неупорядоченная приватизация различных систем привела к отсутствию координации, неодинаковому качеству сервиса и отсутствию интегрированной телекоммуникационной сети как основы всеобщей телефонизации. Отсутствие инвестиций и запаздывающее технологическое обновление частных инфраструктур также вело к возрастающему разрыву между общественными и частными сетями, между обслуживанием домохозяйств и физических лиц. В 1996 г. свыше 9 млн человек ожидали своей очереди на постановку телефона.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: