Метод направленных наблюдений

Значимость наблюдений как метода изучения ребенка трудно переоценить. Систематические целенаправленные наблюдения, которые могут вести непосредственно и ежедневно общающиеся с ребенком лица — родители, воспитатели дошкольных учреждений, школьные учителя, по свидетельству многих педагогов представляют собой один из самых надежных и достоверных методов изучения детства. Однако, чтобы огромный потенциал этого метода был максимально использован, наблюдения должны быть определенным образом организованы.

Средством организации наблюдений применительно к оценке школьной зрелости детей может стать единая программа изучения ребенка на этапе школьного старта, где зафиксированы те важные для школьной жизни стороны развития, на которые должно быть прежде всего обращено внимание наблюдателей. Методическая же аранжировка этой программы в зависимости от того, кому из субъектов диагностической деятельности она адресована, будет различной.

Наиболее удобной формой организации наблюдений родителей может стать адресованная им анкета. В зависимости от того, какие формы коррекционно-развивающего образования будут использованы школой, вступительные слова этой анкеты, обращенные к родителям, могут выглядеть по-разному. Но основное ее содержание — вопросы, которые направляют наблюдения, будут одинаковыми. Приведем текст анкеты для родителей, которая сегодня широко используется в школах, практикующих создание классов компенсирующего обучения для детей риска с первого учебного года.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Уважаемые родители!

В этом году в нашей школе среди первых классов открывается класс адаптации — класс здоровья. Учебная программа, по которой будет вестись обучение, та же, что и во всех остальных классах, но количество учащихся будет меньше: 9—12 человек. Это дети, которые в силу слабого здоровья требуют особого внимания педагога и врача. Ставится цель — помочь этим детям привыкнуть к школьным условиям и школьному режиму, обеспечить им необходимый врачебный надзор, своевременную педагогическую и медицинскую помощь. Класс будет существовать в течение всех лет начального обучения. Комплектование класса с учетом медицинских показаний будет проводиться школьными педагогическими комиссиями. Просим помочь работе комиссии и возможно более объективно ответить на следующие вопросы:

1. Отягчающие обстоятельства в дошкольном периоде развития ребенка (тяжелые роды, травмы, частые заболевания)_________________

2. Сколько раз и чем болел ваш ребенок в прошедшем году? (Укажите конкретно.) ___________________________________

3. Хронические заболевания, отклонения в органах зрения, слуха, дефекты речи, другие особенности. (Укажите конкретно.)__________

4. Признаки детской нервности (двигательная расторможенность или, напротив, заторможенность, склонность к беспокойству, волнениям, повышенная раздражительность, непереносимость шума, духоты, необоснованные страхи, беспокойный сон, слезливость). Подчеркните соответ-

ствующий (ие) признак (и), укажите, как часто он(они) проявляет (ют) себя ____________________

5. Умеет ли ребенок быть внимательным, когда слушает чтение, смотрит телевизор? (Подчеркните соответствующее.)

Да; скорее да, чем нет; скорее нет, чем да; нет.

6. Хорошо ли развита у него рука? Умеет ли он рисовать, лепить, работать ножницами, вышивать, писать печатными буквами, может ли рисовать узоры? Может ли сам завязывать шнурки, застегивать пуговицы? (Подчеркните соответствующее.)

Да; скорее да, чем нет; скорее нем, чем да; нет!

1. Как быстро устает ребенок в процессе работы, усидчив ли? (Подчеркните соответствующее.)

Может работать долго (больше 30 минут), даже если не очень нравится; может долго заниматься только тем, что нравится; даже если дело нравится, заниматься долго не может, неусидчив.

8. Владеет ли ребенок навыками самообслуживания (может ли сам одеваться, раздеваться, сохранять опрятный вид)? Приучен ли убирать игрушки, вещи? (Подчеркните соответствующее.)

Да; скорее да, чем нет; скорее нет, чем да; нет.

9. Можно ли сказать, что он достаточно ответствен? (Не забывает постоянно о поручениях, старается вовремя выполнить их.) (Подчеркните соответствующее.)

Да; скорее да, чем нет; скорее нет, чем да; нет.

10. Умеет ли ребенок себя вести? Усвоил ли правила поведения в общественных местах? (Подчеркните соответствующее.) Да; скорее да, чем нет; скорее нет, чем да; нет.

11. Умеет ли он кататься на лыжах, на коньках, на велосипеде? (Подчеркните соответствующее.) Можете ли вы назвать его ловким? Да; скорее да, чем нет; скорее нет, чем да; нет.

12. Хочет ли идти в школу? (Подчеркните соответствующее.) Да; скорее да, чем нет; скорее нет, чем да; нет.

Что его больше привлекает: школьная атрибутика (форма, портфель, положение школьника), возможность учиться читать, писать? (Подчеркните соответствующее.)

13. Считаете ли Вы его хорошо подготовленным к школьному обучению? (Подчеркните соответствующее.)

Да; скорее да, чем нет; скорее нет, чем да; нет.

Средством организации наблюдений воспитателей детских дошкольных учреждений могут служить специально подготовленные для них портативные рекомендации. В представленных ниже реко-

мендациях обозначены не только показатели низкого уровня школьной зрелости детей, адекватные для каждого из них методы выявления, но также и те типичные поведенческие признаки, через которые имеющиеся недостатки себя проявляют.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: