Занятие 1 «Игра в рисунки»
Цель: снизить у ребенка уровень тревоги для повышения эффективности дальнейшей работы.
Задачи:
1) Обучение адекватным способам взаимодействия, взаимопонимания.
2) Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
3) Раскрепощение ребенка.
Необходимый материал: лист бумаги, цветные карандаши.
Ход занятия: ребёнка просят нарисовать домик и одновременно сочинить историю, связанную с этим домиком.
Упражнение 1. «Покажи настроение»
Ребёнка просят изобразить настроение, например: «Полетаем, как бабочка, а теперь как орел…»
Упражнение 2. «Сочиняем историю»
Ребёнок выбирает тему сказки и придумывает ее содержание.
Упражнение 3. «Театр зверей»
Ребёнок подражает движениям зверей, совершенствует и развивает выразительность своих движений.
Упражнение 4. «Лимон»
Ребёнок управляет состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Упражнение 5. «Мое настроение в конце занятия».
Занятие 2 «Спрятанные проблемы»
Цель: научить ребенка проявлять свои чувства.
|
|
Задачи:
1) Формирование навыков в передаче своего эмоционального состояния.
2) Развитие умения выражать свои эмоции.
3) Определение эмоционального состояния.
Необходимый материал: коробка, фломастеры, бумага, рисунки детей.
Ход занятий: ребенку предлагается нарисовать, что или кто их тревожит, пугает, рассказать об этом, а потом бросить в ящик, то есть спрятать проблему.
Упражнение 1. «Оживлялки»
Ребенок рассматривает рисунки, а потом пытается изобразить с помощью мимики и жестов, ведущий должен угадать, какую картинку он показывает.
Упражнение 2. «Рисование на тему»
Ребенку предлагается нарисовать радостную картину и картину, посмотрев на которую, становиться печально и т.д.
Упражнение 3. «Угадай эмоцию»
Ребенок должен, глядя на изображение эмоций, назвать ее и изобразить с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.
Упражнение 4. «Сбрось усталость»
Упражнение 5. «Мое настроение в конце занятия».
Занятие 3 «Сочинение историй с помощью предметов»
Цель: помочь ребенку определиться со своими чувствами и осознать последствие своих действий в той или иной ситуации.
Задачи:
1) Помочь ребенку увидеть себя глазами других.
2) Формирование позитивного отношения к себе.
3) Укрепление уверенности в себе, стимулирование стремления к лидерству, развитие наблюдательности.
Необходимые материалы: пять или шесть игрушек, музыкальные инструменты, 2-3 больших бумажных цветка.
Ход занятия: ребенку нужно придумать историю о любой игрушке и рассказать о ней.
Упражнение 1. Лепка «Лесная поляна»
Упражнение 2. «Полет птицы»
Упражнение 3. «Кто это»
|
|
Ребенку описывают внешность любого из зверя, он же в свою очередь должен догадаться о ком идет речь.
Упражнение 4. «Легкий ветерок»
Упражнение на восстановление дыхания.
Занятие 4 «В лесу»
Цель: снижение уровня тревожности у ребенка путем решения проблемных ситуаций.
Задачи:
1) Развитие коммуникативных способностей, умение познавать язык мимики и жестов, снятие телесных нажимов.
2) Активизация воображения ребенка и положительных эмоций.
3) Формирование оптимистичного чувственного фона.
Ход занятий: ребенку читается сказка, а он должен сопровождать ее движениями, придумывая их самостоятельно.
Упражнение 1. «Зоопарк»
Ребенок изображает разных животных.
Упражнение 2. «Качели»
Упражнение 3. «Угадай эмоцию»
Ребенок должен, глядя на изображение эмоций, назвать ее и изобразить с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.
Упражнение 4. «Мое настроение в конце занятия».
Занятие 5 «Направленная визуализация»
Цель: овладение ребенком приемами саморегуляции.
Задачи:
1) Отреагирование эмоций, развитие позитивного самовосприятия.
2) Развитие произвольности, коммуникативных и организаторских способностей.
3) Обучение технике ритмико-имитационных движений.
4) Совершенствование мелкой моторики руки и координации движений.
Необходимый материал: карандаш, лист бумаги, спокойная музыка, куклы.
Упражнение 1. «Полет бабочек»
Включают спокойную музыку и ребенок кружится в танце, как бабочки. Движения его легкие, спокойные и плавные.
Ход занятия: ребенка просят сконцентрироваться поочередно на каждой группе мышц (ноги, руки, тело, лицо), попеременно напрягая и расслабляя их.
Упражнение 2. «Разговор с ручками»
Ребенку предлагается обвести контур ладошек, а затем «оживить» их: нарисовать им лица (нос, глаза и т.д.), при этом разговаривая с ними.
Упражнение 3. «Скок-поскок»
Ребенка просят изобразить прыгающую походку дрозда на двух лапках.
Упражнение 4. «Расслабление»
Ребенку предлагают занять удобное положение, включается спокойная музыка, ребенок закрывает глаза и расслабляется.
Упражнение 5. «Мое настроение в конце занятия».
Занятие 6 «Стройка»
Цель: научить ребенка вербально и невербально выражать свои эмоции.
Задачи:
1) Помочь ребенку расширить представление о себе.
2) Развитие невербальных средств общения, развитие памяти.
3) Совершенствование навыков межличностной коммуникации.
Необходимый материал: кубики
Ход занятия: ребенка просят построить дом, но прежде чем положить кубик, ребенку нужно рассказать, что его раздражает больше всего, а потом положить кубик.
Упражнение 1. «Я могу»
Ребенку предлагается продолжить фразу «Я могу…», говоря что-то хорошее о себе.
Упражнение 2. «Король Боровик не в духе»
Ребенку читается стихотворение, и он действует согласно тексту.
Упражнение 3. «Лесенок боится»
Выразительные движения: поставить ногу вперед на носок, потом вернуть ногу на место. Повторить это движение.
Упражнение 4. «Расскажи свой страх»
Упражнение 5. «Нарисуй свой страх»
Упражнение 6. «Лимон»
Упражнение 7. «Мое настроение в конце занятия».
Занятие 7 «Звериные чувства»
Цель: помочь ребенку различать и определять собственные чувства, развить эмоциональное самовыражение.
Задачи:
1) Расширение представлений об эмоциях;
2) Уточнение знаний о животных и их роли для человека;
3) Снятие негативных переживаний, снятие телесных зажимов.
Необходимый материал: набор картинок с изображениями известных животных.
Ход занятия: перед ребенком по очереди раскладываются картинки животных. Ребенка просят назвать основные качества животного: например, зайчик-страх, лиса-хитрость. Затем ребенку нужно описать свои чувства и состояния с помощью картинок.
|
|
Упражнение 1. «Собачьи лапы»
Ребенок двигается прыжками на двух ногах, руки – впереди на уровне груди, имитируют «собачьи лапы».
Упражнение 2. «Лиса – хитрюля»
Походка ребенка меняется на плавную, руки попеременно вытягиваются вперед.
Упражнение 3. «Серый волк»
Ребенок бегает по комнате, закрывая головы ладонями – прячется от злого волка.
Упражнение 4. «Веселый воробей»
Ребенок останавливается, делает хлопающие движения руками – «машет крыльями».
Упражнение 5. «Качели»
Упражнение 6. «Мое настроение в конце занятия».
Занятие 8
Упражнение 1. «Мое настроение сегодня»
Упражнение 2. «Какой я есть и каким бы хотел быть».
Цель: Прояснение образов «Я - реальное» и «Я – идеальное». Формирование позитивного отношения к своему «Я».
Ход игры»: Ребенку предлагается дважды нарисовать себя. На первом рисунке таким, какой он сейчас, на втором – таким, каким бы хотел быть. Работа строится на сравнении их особенностей. Сравниваются цвета, которые использовал ребенок в каждом рисунке, поза, настроение, в котором он изображен, окружающая обстановка.
После рисования проводится обсуждение рисунка. В заключение ребенок должен сам сформулировать для себя, что нужно делать, чтобы стать таким, каким он хочет быть.
Упражнение 3. «Лепка»
Упражнение 4. «По кочкам»
Упражнение 5. «Мое настроение в конце занятия».
Упражнение 6. «Прощание»
Ребенок машет кистями поднятых вверх рук.