Заключение

Сегодня в немногочисленных объявлениях о высокооплачиваемой работе, как правило, два исходных условия - наличие диплома о высшем образовании и умение работать на компьютере. А как поступить в институт, в университет? Александр Калинин в ноябре и декабре 1997 года задавал в разных областях России учителям такой вопрос: "Смог бы ныне Ломоносов поступить в российский университет?" Все сходились на одном: "Едва ли"[93].

Возможно, здесь и содержится основная проблема необходимости реформы высшей школы, которая потеряла доверие у народа России, у российского общества. Об этом убедительно размышляет ректор МГУ им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий: "...Я считают, - утверждает он, - что главной всеопределяющей целью для России на рубеже ХХ и ХХ1 веков должно стать восстановление доверия общества к дальнейшим реформам образования и науки"[94].

Кризис образования - это унизительная реальность: 20 января с.г. учителя Брянской, Владимирской, Волгоградской, Воронежской, Кировской, Курской, Курганской областей, Коми, Сахалина, Приморья и многих других регионов страны вместо занятий с учениками писали письма Президенту РФ и местной администрации с требованием выдать задержанную зарплату. В Архангельске, Екатеринбурге, Ульяновске и Петрозаводске учителя пикетировали здания своих администраций - клянчили собственные деньги у своих бывших учеников, которые руководят теперь образованием[95].

А 110 преподавателей вузов г. Воронежа и Воронежской области послали свой протест по поводу итогов первого этапа реализации Концепции реформирования системы образования Президенту РФ Б.Н. Ельцину. Они определенно заявили о недоверии деятельности Правительства России в сфере реформирования системы образования. А само Правительство в лице своей специальной комиссии представило в конце декабря 1997 года на рассмотрение общественности и специалистов продолжение: "Концепцию очередного этапа реформирования системы образования"[96].

Примерно в эти же дни, 8 января 1998 года Правительство РФ рассмотрело и утвердило "Концепцию реформирования российской науки на 1997-2000 г.г." Через несколько дней Комитет Государственной Думы по образованию и науке провел парламентские слушания по вопросам реформирования науки. А критические замечания к содержанию и организации ее реформы были весьма схожи с критическими замечаниями воронежских преподавателей в связи с реформой высшей школы. В рекомендациях парламентских слушаний записано: "Обратиться к правительству Российской Федерации с предложением переработать Концепцию реформирования российской науки"[97].

Академик Владимир Арнольд своеобразно объясняет смысл идущего реально реформирования образования и науки: "Запланированная Министерством образования "гуманизация" и "гуманитаризация" предусматривает существенное уменьшение часов на математику с использованием высвободившихся часов на такие предметы, как макраме и коневодство, - выделил В. Арнольд. -...Конечно, эффект от уничтожения математической культуры скажется не мгновенно. Но пример Германии (которая до сих пор не сумела ликвидировать созданное нацизмом отставание в этой области) показывает, что сохранение высокого научного и образовательного уровня является стратегической задачей с очень высоким приоритетом"[98].

В современной истории есть и позитивные примеры быстрой и эффективной реакции правящих элит на вызовы времени в сфере высшего образования. Известна реакция правящей элиты США в 60-е годы ХХ в. на запуск Советским Союзом первого искусственного спутника Земли, когда на проблемах среднего и высшего образования были сосредоточены интеллектуальные и материальные ресурсы страны[99].

Дискуссии в среде российской интеллектуальной элиты о реформах высшего образования и науки, сравнение отношения к образованию руководства России и руководства других стран - все это нормальное дело.

Проведенные исследования были посвящены проблемам научно-педагогических кадров и кадровой политики в высшей шко­ле, сохранения и развития научно-педагогического потенциала ву­зов России в переходный период, в том числе региональным аспек­там проблемы.

В ходе исследования был проведен системный анализ использо­вания научно-педагогических кадров в высшей школе в условиях перехода к рыночной экономике и самостоятельности вузов. Определена иерархия мотивов и факторов, влияющих на эффективность труда работников вузов, подчеркнута возрастающая роль материального стимула на этапе становления рыночных отношений в системе высшего образования. На основании опроса профессорско-преподавательского состава и научных работников вуза выявлено их отношение к новым формам организации труда в вузе, устойчивость ориентаций на профессиональную деятельность.

В соответствии с общими основами реформирования системы высшего образования необходимо произвести значительные изменения в содержании, в формах и методах основных сфер деятельности выс­шей школы: образовательной и научно-исследовательской. При этим важно сохранить научно-педагогический потенциал страны, разрабо­тать и осуществить комплекс мер, которые в своей совокупности сформировали бы нормативно-правовые основы и организационно-ме­тодический механизм функционирования системы подготовки, повыше­ния квалификации, переподготовки и использования научно-педаго­гических кадров высшей школы России.

Кадровая политика в связи с этим должна строиться на основе создания банка данных о научно-педагогическом потенциале высшей школы; проведении анализа состояния и динамики изменения кадро­вого состава в соответствии с социальными и экономическими потребностями регионов; прогнозировании развития интеллектуаль­ного потенциала высшей школы; координации научных разработок в области кадровой политики.

Это все задачи будущих исследований. Но сегодня высшая школа стоит только на пороге новых реформ. Можно сказать, что в настоящее время проходит подготовительный период, время осознания прошлых приобретений и потерь, будущих потребностей и форм деятельности вузов и всей системы образования. И надо сказать, что процесс этот идет довольно бурно. Несмотря на трудности и прежде всего материального характера, низкая зарплата, отсутствие финансирования, во всяком случае достаточного, высшая школа не прекратила своей деятельности, сумела сохранить интеллектуальный потенциал. Более того, разрабатываются новые формы организации учебного процесса и финансирования системы образования. И только, когда эти новые формы получат признание как адекватные требованиям нового времени, можно будет говорить о проведении реформы высшей школы.

Настоящая работа представляет собой попытку оценить происходящие изменения в высшей школе и ее готовность к реформам. Насколько это удалось судить уже читателю.

Высшей школе реформа нужна. Но еще больше нужна она России, государству, всем нам. "Как университетского профессора меня серьезно настораживают симптомы падения уровня профессиональной подготовки студентов, - как бы подтверждает первую часть нашего вывода Виктора Садовничий. - Как человека и гражданина меня пугает быстро растущий дефицит нравственности, который много опаснее, чем бюджетный или товарный, поскольку корни его в отношении государства, общества и человека к образованию, переставших считать его для себя престижной и приоритетной сферой"[100]. Мы согласны с мнением академика, ректора МГУ.

Научное издание

Красноженова Галина Федоровна

ВЫСШАЯ ШКОЛА РОССИИ

(Проблемы сохранения интеллектуального

потенциала вузов)

Зав. редакцией -

Редактор -

Технический редактор -

Художественный редактор -

Корректор -

Верстка -

ЛР № 090079 от 02 марта 1993 года

Подписано в печать 15.01.98 г. Формат 60х90/16

Гарнитура Петербург. 11,5 печ. л. Тираж 500 экз.

зак. №

Издательство "Мысль". 103045, Москва,


* ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

* КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА

* ПРАВО НА ТРУД И УСЛОВИЯ РАБОТЫ

* ФИНАНСИРОВАНИЕ И КОММЕРЧЕСКАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Галина Красноженова

ВЫСШАЯ ШКОЛА РОССИИ

(Проблемы сохранения интеллектуального

потенциала вузов)

Научная монография Издательство "Мысль"

Москва 1998



[1] См.: Садовничий В.И. Образование для государства, и государство для образования. //Дом и Отечество. 1997. 20-26 декабря. - С. П.

[2] Подуфалов Н. Реформирование образования и национальная безопасность. //Высшее образование в России. 1997. № 4. - С. 5.

[3] Леонтьева В.Н. Образование как феномен культуротворчества. //Социс. 1995. № 1. - С. 138-142.

[4] Приводится по: Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. - М., 1997. - С. 65-81.

[5] Инновационное обучение и наука: Научно-аналитический обзор. //РАН ИНИОН. проф. доктор психол. наук В.Я. Ляубис. - М., 1992. - С. 25.

[6] Там же. - С. 25.

[7] Инновационное обучение и наука: Научно-аналитический обзор. //РАН ИНИОН. проф. доктор психологических наук В.Я. Ляубис. - М., 1992. - С. 35.

[8] Инновационное обучение и наука: Научно-аналитический обзор. //РАН ИНИОН. проф. доктор психологических наук В.Я. Ляубис. - М., 1992. - С. 8.

[9] Инновационное обучение и наука: Научно-аналитический обзор. //РАН ИНИОН. проф. доктор психологических наук В.Я. Ляубис. - М., 1992. - С. 8.

[10] Инновационное обучение и наука: Научно-аналитический обзор. //РАН ИНИОН. проф. доктор психологических наук В.Я. Ляубис. - М., 1992. - С. 31.

[11] Там же. - С. 34.

[12] Быховская А.Ю., Голсухова С.И., Жильцова Е.Н., Кокорев В.Ю., Панкратова В.П., Романова В.А. /Под ред. Е.Н. Жильцова, Ю.А. Кудрявцева. Концептуальные основы кадровой политики в высшей школе: социально-экономические аспекты. - М., 1991. - С. 29.

[13] Быховская А.Ю., Голсухова С.И., Жильцова Е.Н., Кокорев В.Ю., Панкратова В.П., Романова В.А. /Под ред. Е.Н. Жильцова, Ю.А. Кудрявцева. Концептуальные основы кадровой политики в высшей школе: социально-экономические аспекты. - М., 1991. - С. 31.

[14] Васильев Ю.С., Кугель С.А., Тихомиров В.Г., Яковлев И.П., Карпова Н.А., Ходырев В.Е., Маслобоева О.Д. Кадры и кадровая политика в высшей школе - М., 1991 - С. 99.

[15] Моисеев Н.Н. Облик руководителя. //Новый мир. 1988. № 6. - С. 187.

[16] Моисеев Н.Н. Облик руководителя. //Новый мир. 1988. № 6. - С. 101.

[17] См.: Высшее образование в Европе. 1989. № 1. - С. 86.

[18] Моисеев Н.Н. Облик руководителя. //Новый мир. 1988. № 6. - С. 101-102.

[19] Быховская А.Ю. и др. Указатель сочинений.

[20] Сабурова Л.А. Университетское образование в контексте социально-культурных отношений. //Ладыжец Н.С., Сабурова Л.А. Социокультурные аспекты развития региональных университетов. - Ижевск, 1996. - С. 83.

[21] Игнатьев П.А. Ценности науки и традиционное общество. //Вопросы философии. 1991. № 4. - С. 9.

[22] Там же.

[23] Кокорев В.Ю. Указ. соч. - С. 68.

[24] Васильев Ю.С., Кугель С.А., Тихомиров В.Г., Яковлев И.П., Карпова Н.А., Ходырев В.Е., Маслобоева О.Д. Кадры и кадровая политика в высшей школе. - М., 1991. - С. 103.

[25] Васильев Ю.С., Кугель С.А., Тихомиров В.Г., Яковлев И.П., Карпова Н.А., Ходырев В.Е., Маслобоева О.Д. Кадры и кадровая политика в высшей школе. - М., 1991. - С. 61.

[26] Там же. - С. 38.

[27] Макарова Л.А. Преподаватель: модель деятельности и аттестация. - М., 1992. - С. 145.

[28] Кокорев В.Ю. Научно-педагогические кадры высшей школы в условиях перехода к рыночным отношениям. - М., 1993.

[29] Васильев Ю.С. и др. Указ. соч. - С. 69.

[30] Васильев Ю.С. и др. Указ. соч. - С. 104.

[31] Кокорев В.Ю. Указ. соч. - С. 49.

[32] Кокорев В.Ю. Указ. соч. - С. 51.

[33] Подробнее этот вопрос будет рассмотрен в следующем разделе работы.

[34] Киселев Л.И. Партийные организации и подготовка высококвалифицированных преподавательских кадров в высшей технической школе Западной Сибири. //Известия Томского политехнического института. Т. 286. - Томск, 1973.

[35] См.. также: Квициани Д.Д. Управление высшей школой и условия подготовки в ней специалистов (конец 50-х-80-е г.г.). - Ростов - на - Дону, 1992.

[36] Арефьева С.А. К вопросу о материальной базе и научно-педагогических кадрах вузов Курганской области в 1961-1965 г.г. //Земля Курганская: прошлое и настоящее. Вып. 7. - Курган, 1994.

[37] Квициани Д.Д. Указ. соч. - С. 38.

[38] Кокорев В.Ю. Указ. соч. -С. 68-69.

[39] Здесь и далее статистические данные взяты из официальных отчетов и статистических сборников Минобразования России.

[40] См.: Научный потенциал вузов и научных организаций Минобразования России (Статистический сборник 1996г.). М., 1997г. С. 15

[41] Там же С. 21

[42] В работе использовались данные социологического опроса, проведенных научными работниками Социоцентра Госкомвуза РФ и авторского исследования, проводимых в течение 1995-1997 г.г. в ряде вузов Министерства общего и профессионального образования. Исследование проводилось в соответствии с общими требованиями, предъявляемыми методиками социологического опроса к данного рода работам.

[43] Исследование проводилось в 1996 г.

[44] В кн.: Негосударстенное образование в России. - Новосибирск, 1996. - С. 24-25.

[45] Шевелева С.С. К становлению синергетической модели образования. //Общественные науки и современность. 1997. № 1. - С. 128.

[46] Там же. - С. 130.

[47] Колесников К.С. Постановка вопроса о совершенствовании инженерного образования. //Известия вузов. Машиностроение. 1995. № 1-3; Федоров И.Б., Колесников К.С. Концепция университетского инженерного образования. //Вестник МГУТУ. Серия "Машиностроение". 1995. № 4.

[48] Там же. - С. 140.

[49] Колесников К.С. Постановка вопроса о совершенствовании инженерного образования. //Известия вузов. Машиностроение. 1995. № 1-3; Федоров И.Б., Колесников К.С. Концепция университетского инженерного образования. //Вестник МГУТУ. Серия "Машиностроение". 1995. № 4. - С. 138.

[50] Колесников К.С. Постановка вопроса о совершенствовании инженерного образования. //Известия вузов. Машиностроение. 1995. № 1-3; Федоров И.Б., Колесников К.С. Концепция университетского инженерного образования. //Вестник МГУТУ. Серия "Машиностроение". 1995. № 4. - С. 139.

1 Колесников К.С. Постановка вопроса о совершенствовании инженерного образования. //Известия вузов. Машиностроение. 1995. № 1-3; Федоров И.Б., Колесников К.С. Концепция университетского инженерного образования. //Вестник МГУТУ. Серия "Машиностроение". 1995. № 4. - С. 139.

2 Там. же - С. 115.

[52] Добрынина В.И., Кухтевич Т.Н. Формирование интеллектуальной элиты в высшей школе. - М., 1996.

[53] Добрынина В.И., Кухтевич Т.Н. Формирование интеллектуальной элиты в высшей школе. - М., 1996. - С. 46-47.

[54] Добрынина В.И., Кухтевич Т.Н. Формирование интеллектуальной элиты в высшей школе. - М., 1996. - С. 51.

[55] Добрынина В.И., Кухтевич Т.Н. Формирование интеллектуальной элиты в высшей школе. - М., 1996.

[56] Сабурова Л.А. Университетское образование в контексте социально-культурных отношений. //Ладыжец Н.С., Сабурова Л.А., Розин В.М. Социокультурные аспекты развития региональных университетов. - Ижевск, 1996. - С. 46-47.

[57] Там же. - С. 49.

[58] Сабурова Л.А. Университетское образование в контексте социально-культурных отношений. //Ладыжец Н.С., Сабурова Л.А., Розин В.М. Социокультурные аспекты развития региональных университетов. - Ижевск, 1996. - С. 49.

[59] Сабурова Л.А. Университетское образование в контексте социально-культурных отношений. //Ладыжец Н.С., Сабурова Л.А., Розин В.М. Социокультурные аспекты развития региональных университетов. - Ижевск, 1996. - С. 58.

[60] Свободная мысль. 1995. № 7.

[61] Свободная мысль. 1995. № 7. - С. 30.

1 Свободная мысль. 1995. № 7.

2 Сабурова Л.А. Университетское образование в контексте социально-культурных отношений. //Ладыжец Н.С., Сабурова Л.А., Розин В.М. Социокультурные аспекты развития региональных университетов. - Ижевск, 1996. - С.65

1 Сабурова Л.А. Университетское образование в контексте социально-культурных отношений. //Ладыжец Н.С., Сабурова Л.А., Розин В.М. Социокультурные аспекты развития региональных университетов. - Ижевск, 1996. - С. 78.

1 Сабурова Л.А. Университетское образование в контексте социально-культурных отношений. //Ладыжец Н.С., Сабурова Л.А., Розин В.М. Социокультурные аспекты развития региональных университетов. - Ижевск, 1996. - С. 87-88.

[66] Там же. - С.91.

[67] Сабурова Л.А. Университетское образование в контексте социально-культурных отношений. //Ладыжец Н.С., Сабурова Л.А., Розин В.М. Социокультурные аспекты развития региональных университетов. - Ижевск, 1996. - С. 172.

[68] Там же.

[69] В кн.: Ладыжец Н.С., Сабурова Л.А., Розин В.М. Социокультурные аспекты развития региональных университетов. - Ижевск, 1996. - С. 17.

[70] Ладыжец Н.С., Сабурова Л.А., Розин В.М. Социокультурные аспекты развития региональных университетов. - Ижевск, 1996. - С. 24.

[71] Ладыжец Н.С., Сабурова Л.А., Розин В.М. Социокультурные аспекты развития региональных университетов. - Ижевск, 1996. - С. 29.

[72] Там же. - С. 33.

[73] Акимкин Е.М., Вашенцев К.С. Потребности московских предприятий в специалистах экономического профиля. //Социологические исследования. 1997. № 3.

[74] Шаповалов В.А. Высшее образование: современные модели, перспективы развития. - Ставрополь, 1996.

[75] Шаповалов В.А. Высшее образование: современные модели, перспективы развития. - Ставрополь, 1996. - С. 49.

[76] Там же.

[77] Шаповалов В.А. Высшее образование: современные модели, перспективы развития. - Ставрополь, 1996. - С. 59.

[78] Шаповалов В.А. Высшее образование: современные модели, перспективы развития. - Ставрополь, 1996. - С. 55-58.

[79] Хэйр П., Лугачев М.И. Финансовый кризис в российском высшем образовании. // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика, 1996. №5.

[80] Там же.

1 Хэйр П., Лугачев М.И. Финансовый кризис в российском высшем образовании. // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика, 1996. №5. - С. 32.

[82] Уханов Л.И. Рынок образовательных услуг в России и проблемы управления качеством образования. //Негосударственное образование в России. - Новосибирск, 1996.

[83] Тонких Ю.А. Экономические предпосылки альтернативного образования. //Негосу-дарственное образование в России. - Новосибирск, 1996. - С. 95.

[84] Рогова А.Е. Роль государственного образования в совершенствовании системы высшего образования в России. //Негосударственное образование в России. - Новосибирск, 1996. - С. 47.

[85] Меднис Н.Е., Ревуженко А.Ф. Условия, формы и задачи государственных и негосударственных вузов. //Негосударственное образование в России. - Новосибирск, 1996. - С. 106-110.

[86] Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 1996. № 1. - С. 3-10.

[87] Дилигенский Н.В., Камаев Ю.П. Моделирование и управление эволюцией системы инженерного образования в переходный период. //Вестник Самарского техн. ун-та. Серия "Гуманитарные и экономические науки". 1995. № 2. - С. 181.

[88] Педос С.И., Хавский Н.Н. Воспоминания о будущем высшей школы. //Известия вузов. Цветная металлургия. - М., 1995. № 2-3; 1996. № 1-3.

[89] Педос С.И., Хавский Н.Н. Воспоминания о будущем высшей школы. //Известия вузов. Цветная металлургия. М., 1995. № 2-3; 1996. № 1-3. - С.83.

[90] Трофимов В.Т., Соколов Б.А., Богословский В.А., Охрименко В.И., Горбачев В.М. Состояние и перспективы высшего геологического образования в России. //Вестник Моск. ун-та. Серия 4. Геология. 1995. № 1. - С. 100-104.

[91] Трофимов В.Т., Соколов Б.А., Богословский В.А., Охрименко В.И., Горбачев В.М. Состояние и перспективы высшего геологического образования в России. //Вестник Моск. ун-та. Серия 4. Геология. 1995. № 1. - С. 100.

1 Трофимов В.Т., Соколов Б.А., Богословский В.А., Охрименко В.И., Горбачев В.М. Состояние и перспективы высшего геологического образования в России. //Вестник Моск. ун-та. Серия 4. Геология. 1995. № 1. - С. 103.

[93] Калинин А. Сегодня в Ломоносовы не пробиться. //Труд. 1997. 24 декабря. - С. 2.

[94] Садовничий В.И. Образование для государства и государство для образования. //Дом и Отечество. 1997. 20-26 декабря. - С. 2.

[95] См.: Авербух В. В 78 регионах протестовали учителя. //Известия. 1998 21 январ- С. 2.

[96] См.: Портнов А. Геростратов зуд. //Советская Россия. 1998. 20 января. - С. 2.

[97] См.: Бабкин В. Нужен ли танку ядерный реактор: Ученые не согласны с проектом научной реформы. //Общая газета. 1998. № 3. 22-28 января. - С. 3.

[98] Арнольд В. Математическая безграмотность губительнее костров инквизиции. //Известия. 1998. 16 января. - С. 5.

[99] См.: Подуфалов Н. Реформирование образования и национальная безопасность. //Высшее образование в России. 1997. № 4. - С. 3.

[100] Садовничий В. И образование для государства. //Дом и отечество. 1997. 20-23 декабря. - С. 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: