Агрессивное поведение

Агрессивным называют целенаправленное разрушительное по­ведение. Реализуя агрессивное поведение, ребенок противоречит нормам и правилам жизни людей в обществе, наносит вред «объек­там нападения» (одушевленным и неодушевленным), причиняет физический ущерб людям и вызывает у них психологический дис­комфорт (отрицательные переживания, состояние психической напряженности, подавленность, страх). Агрессивные действия ребенка могут выступать в качестве сред­ства достижения значимой для него цели; как способ психологи­ческой разрядки, замещения блокированной, неудовлетворенной потребности; как самоцель, удовлетворяющая потребность в са­мореализации и самоутверждении".

Агрессивное поведение может быть непосредственным, т. е. пря­мо направленным на раздражающий объект или смещенным, когда ребенок по каким-либо причинам не может направить агрессию на источник раздражения и ищет более безопасный объект для разрядки. (Например, ребенок направляет агрессивные действия не на обидевшего его старшего брата, а на кошку — брата не бьет, но мучает кошку.) Поскольку устремленная вовне агрес­сивность порицается, у ребенка может выработаться механизм направления агрессии на самого себя (так называемая аутоагрессия — самоунижение, самообвинение).

Физическая агрессия выражается в драках с другими детьми, в разрушении вещей и предметов. Ребенок рвет книги, разбрасыва­ет и ломает игрушки, швыряет их в детей и взрослых, ломает нужные вещи, поджигает. Такое поведение, как правило, бывает спровоцировано каким-то драматическим событием или потреб­ностью во внимании взрослых, других детей.

Агрессивность не обязательно проявляется в физических дей­ствиях. Некоторые дети склонны к вербальной агрессии (оскорб­ляют, дразнят, ругаются), за которой часто скрывается неудов­летворенная потребность в том, чтобы почувствовать себя силь­ным, или желание отыграться за собственные обиды.

В возникновении агрессивного поведения важную роль играют проблемы, которые появляются у детей вследствие обучения. Дидактогения (невротические расстройства, возникающие в процессе обучения) — одна из причин детских суицидов.

Существенная детерминанта агрессивного поведения детей —. воздействие средств массовой информации, в первую очередь кино и телевидения. Систематический просмотр боевиков, фильмов-ужасов, других кинопроизведений со сценами жестокости, наси­лия, мести приводит к тому, что: агрессивные акты с телеэкра­нов дети переносят в реальную жизнь; снижается эмоциональная чувствительность к насилию и повышается вероятность формиро­вания враждебности, подозрительности, зависти, тревожности - чувств, провоцирующих агрессивное поведение.

Наконец, агрессивное поведение может возникать под влия­нием неблагоприятных внешних условий: авторитарного стиля вос­питания, деформации системы ценностей в семейных отношениях и т. д. Как и при протестном поведении, эмоциональная холод­ность или чрезмерная строгость родителей часто приводят к на­коплению внутреннего психического напряжения у детей. Это на­пряжение может разряжаться посредством агрессивного поведе­ния.

Еще одна причина агрессивного поведения -- дисгармонич­ные взаимоотношения родителей (ссоры и драки между ними), агрессивное поведение родителей по отношению к другим людям. Жестокие несправедливые наказания — нередко модель агрессив­ного поведения ребенка.

Об агрессивности ребенка свидетельствует частота агрессив­ных проявлений, а также интенсивность и неадекватность реак­ций по отношению к раздражителям. Интенсивность и неадек­ватность агрессивных реакций во многом зависят от предыдуще­го опыта, от культурных норм и стандартов, от реактивности нервной системы, а также от восприятия и характера интерпре­тации различных раздражителей, способных вызвать агрессию. Дети, прибегающие к агрессивному поведению, как правило, им­пульсивны, раздражительны, вспыльчивы; характерными черта­ми их эмоционально-волевой сферы являются тревожность, эмо­циональная неустойчивость, слабая способность к самоконтро­лю, конфликтность, враждебность.

Очевидно, что агрессия как форма поведения находится в пря­мой зависимости от всего комплекса личностных качеств ребен­ка, детерминирующих, направляющих и обеспечивающих реали­зацию агрессивного поведения.

Агрессивность затрудняет приспособляемость детей к услови­ям жизни в обществе, в коллективе; общение со сверстниками и взрослыми. Агрессивное поведение ребенка вызывает, как прави­ло, соответствующую реакцию окружающих, а это, в свою оче­редь, ведет к усилению агрессивности, т. е. возникает ситуация порочного круга.

Ребенку с агрессивным поведением необходимо специальное внимание, так как порой оказывается, что он даже не догадыва­ется о том, какими добрыми и прекрасными могут быть челове­ческие отношения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: