Билет №3 современные вызовы и проблемы государства в молодежной сфере

Модели молодежной полиитики:

1) Государственная молодежная политика

2) Общественная молодежная политика

1) Степень государственного регулирования(степень воздействия государства на молодежь):

1) Доминирующая (то есть государство подавляет интересы молодежи и общества, контролирует во всех сферах жизни молоежь)

2) Паритет (Паритет — равенство двух или более сторон взаимоотношений по каким-либо параметрам. Может означать состояние относительного равновесия сил, равноценности целей, эквивалентности платёжных средств, равенства прав и обязанностей и т.д.

Доминирующая:

1) Детальная правовая регламентация:

2) Социальная работа, муниципальные образования

3) Создание сети государственных органов, финансируемых государсвом

4) Государство взаимодействует с некоммерческими организациями, как с младшими партнерами

Паритет – государство определяет стратегию, а помогает в определении стратегии местное самоуправление.

2По масштабам воздействия:

1) Защитная модель: адаптация молодежи к жизни в обществе, защита интересов

2) Созидательно-демократическая(повысить уровень образования и уровень жизни)

3по целям и субъектам:

1) В случае катастроф, катаклизм, поддержка безработной молодежи, занятость молодежи

2) Инновационный (создать необходимые условия для творчества молодых людей, молодежь-активный субъект!)

3) Партийно-государственный (пример: Китай, партия сливается с государством, централизованность, всеохватываемость государственного регулирования)

Мини модели молодежной политики:

1) Модель участия (самореализация молодежи)

2) Корпоративная модель(Под корпоративной молодежной политикой в настоящее время подра- зумевается комплекс мер, направленных на привлечение, удержание и интеграцию в организационную среду молодых сотрудников, обладающих уровнем квалификации, соответствующим потребностям компаний, а также их развитие и повышение эффективности трудовой деятельности. Повышенное внимание к проблемам молодежи, как объекту социальной политики, объясняется ее особой ролью в общественном воспроизводстве. С одной стороны, молодежь можно рассматривать как наиболее инициатив- ную и инновационную часть социума. С другой стороны, на рынке труда эта группа является одной из наиболее уязвимых.)

Билет №4. Понятие молодежной политики

Молодёжная политика является одним из элементов, обеспечивающих функционирование современного государства, появившихся относительно недавно, но уже занявших прочные позиции в обеспечении стабильного функционирования государственно-политической системы. Понятие «молодёжная политика» как элемента политики государства появилось и оформилось во второй половине ХХ века. Молодёжная политика, как система взаимоотношений государства и молодого поколения, возникла в ответ на усиливающееся участие молодёжи в общественной жизни, появление новых молодёжных организаций и форм протеста, присущих этим организациям. Молодежная политика подразумевает социальную деятельность молодежи по управлению развитием социальной сферой общества, направленную на удовлетворение ее интересов и потребностей, на осуществление социальной справедливости. Как и во всем российском обществе, находящемся в ситуации системного кризиса, в молодежной политике также имеют место кризисные проявления. Но следует отметить тенденцию к преодолению кризиса, адаптивные способности молодежной политики в современных условиях, ибо она продолжает свое развитие и получает качественное наполнение. В регионах-донорах молодежная политика развивается очень активно, в депрессивных регионах — это скорее движение по инерции. В социологии понятие "молодежная политика" употребляется часто, но мало работ, специально посвященных теоретическому анализу этой категории, ее соотношениям с другими сопряженными по тематике понятиями. Имеется несколько подходов к определению "молодежная политика". Один из них представлен А.П.Скробовым, который определяет молодежную политику как "сложную, многогранную систему отношений"24. Используя программно-целевой подход, автор обосновывает методологические принципы молодежной политики через сферу управленческих процессов: "управление процессом формирования и реализации молодежной политики можно рассматривать как субъектно- объектное явление, где к субъективной стороне относится деятельность субъекта управления, то есть государственных органов и их дол-жностных лиц; молодежных объединений, их ассоциаций, молодых граждан. Общественная потребность в эффективной государственной молодежной политике выступает как объективная необходимость, как объективная сторона управления". Вторая точка зрения представлена М.Г.Антоновым, который рассматривает молодежную политику как составную часть социальной политики и не придает ей самостоятельного значения.Заслуживают внимания точки зрения столичных авторов, которые исследуют глубину, остроту молодежных проблем, всесторонне изучают ситуацию с положением молодежи в столичных мегаполисах. Как видно, в настоящее время отсутствует нормативно закрепленное определение понятия молодежная политика. В нашем понимании молодежная политика — это система комп-лексной и систематической деятельности государства в отношении молодежи, направленная на поддержку населения в возрасте от 14 до 30 лет. Сбалансированность в рамках самой отрасли молодежной политики свидетельствует о наличии социальных программ, компенсирующих недостаток жизненного опыта молодежи: использование услуг молодежной биржи труда, телефона доверия, консультации правовых молодежных центров. В условиях социальной адаптации подрастающего поколения молодежная политика становится и объектом, и субъектом общественных преобразований:само общество производит молодежную политику, цель которой — создание необходимых социально-экономических, политических, правовых и организационных условий и гарантий для социального становления, развития и усовершенствования как отдельного молодого человека, так и в целом всего молодого поколения;Молодежная политика регионов должна составляться с учетом региональных особенностей и иметь содержательные аспекты.В методологии научного исследования важно выделение принципов молодежной политики:обращение к коренным вопросам современной молодежи;повышение ее общественной активности;ориентация на укрепление и раскрытие инновационного потенциала молодого поколения. Теоретически молодежная политика может включать весь спектр деятельности государства, направленной на поддержку молодежи (здравоохранение, образование, трудоустройство и занятость, досуг, культура, патриотическое воспитание, социальная помощь, информационная поддержка, жилье и др.). На самом деле к ведению молодежной политики (в рамках бюджетной классификации) отнесены направления, которые не реализуются более крупными отраслями государства, такими как образование, органы здравоохранения, социальная защита населения, культура, спорт. Молодежная политика осуществляется в целях:

1) создания правовых и социально-экономических условий выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, осуществления выдвигаемых ими программ (проектов) в сфере молодежной политики, социального становления, самореализации и участия молодых граждан в общественной деятельности;

2) содействия нравственному, интеллектуальному и физическому развитию молодых граждан;

3) воспитания и образования молодежи, защиты ее прав и законных интересов;

4) помощи молодым гражданам в решении социальных проблем;

5) профилактики негативных проявлений в молодежной среде;

6) формирования условий, направленных на духовное развитие и патриотическое воспитание молодежи.

Билет №5. Современные вызовы и проблемы государства в молодежной сфере

Существует 3 глобальных вызова в молодёжной сфере:

1) Усиление глобальной конкуренции;

2) Усиливающаяся роль инноваций в социально-экономическом развитии;

3) Возрастающая роль человеческого капитала;

1.Усиление глобальной конкуренции

На 2013-2014 год Россия занимает 25 место из 144 стран по ИГК (индексу глобальной конкуренции).

Действие этого вызова проявляется в неконкурентоспособности Российской молодёжи на мировом рынке труда.

Для России ответ на этот вызов предполагает преодоление сложившихся негативных тенденций:

-сокращением численности российского населения и занятых в экономике на фоне растущего демографического дисбаланса с азиатскими соседями России;

-растущей конкуренцией за квалифицированные образованные кадры с европейскими и азиатскими рынками;

-не готовностью системы образования на местах и главное самого населения к восприятию новых тенденций.

Вызов обуславливает необходимость повышения конкурентоспособности кадров из России, способности к инновационному обновлению и привлечению инвестиций.

Имеют место новые требования к качеству человеческого потенциала:

1)Усиление конкуренции на глобальном и внутреннем рынках уже в среднесрочной перспективе приведут к тому, что на национальном, региональном и местном уровне, в каждой компании, придется развивать и уметь использовать знание и навыки персонала различными способами.

2)Междисциплинарные знания и навыки все более и более станут ключевыми компетенциями для любой отрасли экономики. Общественные образовательные и учебные учреждения будут вынуждены приспосабливаться к новым требованиям.

3)Будет нарастать вызов, связанный с необходимостью введения новых инновационных форм обучения, которые обеспечивают более широкий доступ к знаниям для каждого работника и всего населения в целом.

4)От традиционной подготовки специалистов «на все времена» потребуется переходят к «концепции непрерывного образования» (в течение всей жизни).

2.Усиливающаяся роль инноваций в социально-экономическом развитии

Инновационные свойства молодёжи (устройство ориентации – в отсутствии определённых знаний создаются новые)

-отсутствие в сознании риска ошибиться;

-сохранение предыдущего опыта;

Имеет место сказать об инновационном потенциале молодёжи играющему важную роль.

Инновационный потенциал молодёжи – это готовность, желание молодёжи использовать свой потенциал. Инновационный возможности – общественное терпение (поощрение инноваций).

3. Возрастающая роль человеческого капитала

Человеческий капитал - совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом.

По Индексу развития человеческого потенциала 57 место из 187 на 2014 год.

Содержание человеческого капитала молодёжи:

1)усиление дифференциации молодёжи на территории страны;

2)отток талантливой и инициативной молодёжи;

3)приток на российский рынок низкоквалифицированных трудовых ресурсов;

Всё это влечет за собой целый ряд стратегических вызовов во всех ключевых сферах развития страны:

• Демографический вызов – сокращение численности потенциальных молодых матерей (20 – 29 лет) и молодых семей; угроза убыли населения;

• Социальный вызов – малочисленность молодёжи по сравнению со старшими поколениями порождает серьёзнейшую проблему обеспечения пенсионной системы и роста пенсионной нагрузки;

• Экономический вызов – сокращение числа молодых работников (особенно высокой квалификации) несет в себе угрозу экономической стагнации и ослабления позиций России в мировой экономике;

• Кадровый вызов – критическая нехватка молодой рабочей силы в ряде стратегически значимых отраслей (в том числе производство, различные отрасли бюджетной сферы), препятствующая их полноценному функционированию;

• Региональный вызов – предстоящее сокращение численности молодого населения в сочетании с высоким миграционным оттоком может привести к критическому ухудшению социально-экономической ситуации в ряде регионов (в первую очередь, территории Дальнего Востока), а также в сельской местности.

• Вызов национальной безопасности – этот вызов, прежде всего, заключается в том, что численность мужчин призывного возраста (18–27 лет) сократится к 2020 году на 3,8 млн человек (более чем на треть), что может вызвать проблемы с комплектованием вооружённых сил и поддержанием обороноспособности страны. В сочетании с региональным вызовом это означает ослабление возможности противостоять неконтролируемым потокам международной миграции, усиление геополитических угроз (прежде всего, в Сибири и на Дальнем Востоке).

Начинания в любой Молодёжной политике приносят плоды через 30-40 лет. Следовательно результат политики приводящейся в нашей стране сейчас мы смоем оценить через 20-25 лет.

Вывод: Преодоление этих вызовов потребует целенаправленной, системной государственной молодёжной политики, при участии общественных объединений, коммерческих структур и при активном участии самих молодых граждан.

Билет №6. Цели государственной молодежной политики

Государственная молодежная политика – это система социальных, экономических, политических, организационных, правовых и иных мер, направленных на поддержку молодых граждан.

Ее цель - совершенствование правовых, социальных, экономических, организационных условий для успешной самореализации молодёжи, направленных на развитие потенциала взаимоотношений, а также успешную интеграцию молодёжи в обществе и повышение её роли в жизни страны.

Для осуществления этой цели ГМП реализует следующие задачи (направления, цели):

1)всестороннее воспитание молодежи, содействие ее духовному, нравственному и физическому развитию;

2)формирование системы ценностей (нравственно-культурных): межэтнические ценности, гуманизм, гражданское образование (правовое воспитание). Особое внимание государство обращает на гражданско-патриотическое воспитание молодежи. Оно должно быть направлено на то, чтобы молодые люди с детства учились любить свою Родину, чувствовали уверенность в будущем и имели желание сделать свою страну лучше;

3)создание условий для свободного и эффективного участия молодежи в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии общества, вовлечение молодёжи в социальную практику;

4)формирование ценностей ЗОЖ (экологическое воспитание, БЖД);

5)совершенствования образования во всех направлениях;

6)социальная, материальная, правовая и иная поддержка молодежи; поддержка молодых граждан в трудной жизненной ситуации;

7)формирование системы поддержки инициативной и талантливой молодёжи;

8)расширение возможностей молодежи в выборе жизненного пути, достижении личного успеха;

9)недопущения дискриминации молодых граждан по мотивам возраста;

10) создание условий для реализации потенциала молодёжи в социально-экономическом плане (профориентация, трудоустройство, социальный лифт) и реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и развития самой молодежи;

12) создание благоприятных условий для молодых семей;

13) формирование информационного поля благоприятного для развития молодёжи;

Государство берет на себя обязанность дать молодежи жизненный «трамплин» и базовые гарантии уверенности в завтрашнем дне, поскольку инициативность и энергия молодежи могут обеспечить динамичное развитие страны.

Цели государственной молодежной политики реализуются на всех уровнях государственной власти и управления Российской Федерации. Устанавливаемые соответствующими государственными органами задачи в сфере реализации молодежной политики не должны противоречить ее целям.

Билет №7. Основные направления и приоритеты государственной молодежной политики в РФ

Политика государства, направленная на достижение поставленных целей, предполагает поэтапные действия в следующих основных направлениях:

-обеспечение соблюдения прав молодежи;

-обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи;

-содействие предпринимательской деятельности молодежи;

-государственная поддержка молодой семьи;

-гарантированное предоставление социальных услуг;

-поддержка талантливой молодежи;

-формирование условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи;

-поддержка деятельности молодежных и детских объединений;

-содействие международным молодежным обменам.

Приоритетными направлениями государственной молодёжной политики в Российской Федерации, являются:

Приоритет 1. Формирование системы ценностей для развития мировоззрения молодежи, направленного на качественную реализацию её человеческого потенциала.

Реализация данного приоритета включает: обеспечение гуманистического характера воспитания, защиту прав молодёжи; установление гармонии в отношениях между человеком и обществом, человеком и природой, человеком и государством; воспитание у молодёжи уважения к своему государству, родителям, семье и другим членам общества, к принципам межнационального согласия; воспитание патриотов, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре своего и других народов; подготовку молодых людей к сознательной жизни в обществе на основе принципов взаимопонимания, взаимопомощи, миролюбия, терпимости; развитие в молодёжной среде культуры межэтнических отношений.

Приоритет 2. Создание условий для максимальной реализации человеческого потенциала молодёжи в социально-экономической сфере

Реализация данного приоритета включает: создание условий по формированию у молодежи навыков и компетенций, которые позволят реализовать человеческий потенциал молодежи в предпринимательстве, в профессионально-трудовой сфере, науке, инновациях, сфере высоких технологий.

Приоритет 3. Формирование мировоззрения здорового образа жизни, повышение культуры безопасности.

Реализация данного приоритета включает: формирования у молодого населения ответственного отношения к своему здоровью, изменения моделей поведения с рискованного на менее рискованное, реализация мер по снижению смертности и заболеваемости среди молодёжи, развитие массового молодёжного спорта, физической культуры, отказа от табакокурения и наркотиков, злоупотребления алкоголем, обеспечение условий для ведения здорового образа жизни, коррекция и регулярный контроль поведенческих и биологических факторов риска неинфекционных заболеваний, повышение уровня культуры безопасности на и индивидуальном, общественном и государственном уровнях.

Приоритет 4. Создание условий для формирования молодых семей с детьми.

Реализация данного приоритета включает: всестороннюю поддержку молодых семей, и прежде всего молодых семей, имеющих двух и более детей. Создание условий для взаимодействия государства и крупных предприятий разных форм собственности, в частности, через участие последних в создании социальной инфраструктуры для детей младшего возраста.

Приоритет 5. Формирование институтов и инструментов формального и неформального образования для развития человеческого потенциала молодёжи; формирование нового поколения российской интеллектуальной элиты мирового уровня.

Реализация данного приоритета включает: создание институтов и правил для развития формального и неформального образования, создание условий для широкого вовлечения молодежи в во внеформальное и информальное образование, создание условий для самообразования молодежи, развитие системы сертификации знаний и компетенций, поддержка академической мобильности молодежи, обеспечение доступности качественных образовательных услуг на протяжении жизни каждого человека.

Приоритет 6. Формирование информационного поля возможностей для реализации человеческого потенциала молодежи.

Реализация данного приоритета включает: формирование эффективных механизмов информирования широких масс молодежи о целях, задачах, приоритетных направлениях, мероприятиях реализации государственной молодежной политики; создание системы обратной связи между государственными структурами, общественными объединениями и молодежью; формирование качественных компетенций конструктивного восприятия и воспроизведения информации; использование информационных технологий для формирования необходимых компетенций в профессиональной и общественной сфере.

Билет №8. Принципы реализации государственной молодежной политики

В основе ГМП в РФ лежат следующие принципы:

1)Принцип защищённости - правовая защита интересов молодёжи в трудных жизненных ситуациях, Предоставления государством молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды, и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни.

2)предоставления молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды, и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни.

3)Принцип участия – (реализация прав молодёжи)

-привлечение молодых граждан в реализацию МП и программ.

-приоритет общественных инициатив, инициативные граждане.

-признание молодёжи равноправным партнёром

-поддержка деятельности ОМО и инициатив.

-ответственность молодёжи за реализацию своих прав.

-участие молодежных совещательных органов в разработке нормативно-правовых актов, регулирующих государственную молодежную политику и целевых программ, определяющих работу по всем направлениям государственной молодежной политики;

4)Принцип единства ГМП – Молодёжная политика в РФ одна!

1.Укрепление механизмов правового регулирования и единство МП а федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

2. Взаимодействие различных ведомств.

5)Проектный(программный принцип)

Реализация этого принципа:

1.Всемирная программа действий на 2000 г.

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 г. (Уровень федерации)

3.Основы ГМП до 2025 г. (Молодёжка)

4.Проекты и программы конкретных направлений (Фед. Проекты, Пример: Молодёжное правительство, фед. программа «Ты предприниматель»)

5.Региональные программы и проекты.(Область)

6)Принцип взаимодействия государства и гражданского общества.

-учет при разработке нормативно-правовой базы государственной молодежной политики, ее планировании и реализации достижений современной науки, в том числе результатов специально проводимых с данной целью исследований;

- сочетания государственных, общественных интересов и прав личности в формировании и реализации государственной молодежной политики;

7)Принцип информационного обеспечения и информационной открытости государства и молодёжной политики.

Формирование и совершенствование мер стимулирования государственных, муниципальных и негосударственных теле- и радиокомпаний, печатных средств массовой информации, журналистов, освещающих вопросы реализации государственной молодёжной политики Российской Федерации, включая поддержку проектов, направленных на реализацию целей и задач.

Цель – консолидация усилий представителей ГМП на всех уровнях по созданию социально ориентированного информационного пространства, направленного на молодежную аудиторию и построению социально ответственного информационного общества.

Билет №9 Становление государственной молодежной политики в новой России (1990 - 2000-е гг.)

Билет №10 Международный опыт реализации государственной молодежной политики: Европейский союз и США

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

Европейское сотрудничество в области молодежной политики развивалось посредством пошагового подхода, что привело к возрастанию интереса к знаниям о потребностях и ожиданиях молодых людей в смежных областях, таких как занятость, социальная включенность и здоровье.

Ее содержательную основу составляют:

· Белая книга «Новые стимулы для молодежи Европы»

Содержит основные приоритетные направления развития молодежной политики в Европе на ближайшую перспективу, предложения о расширении участия молодежи в общественной жизни, повышении уровня ее информированности и осведомленности в вопросах европейской интеграции.

· Европейский молодежный пакт

Соглашение направлено на повышение качества обучения и профессиональной подготовки, улучшение возможностей для мобильности, профессиональной занятости и социальной включенности молодых европейцев.

· Коммюнике Европейской Комиссии «Поддержка полноценного участия молодых людей в сфере образования занятости и обществе»

Учитывая постепенное старение общества, коммюнике призывает к более качественной поддержке и финансированию молодежи, чтобы улучшить образование, повысить занятость, участие в социальной жизни, укрепить здоровье и активную гражданскую позицию. Коммюнике выдвигает на первый план потребность в улучшении условий труда и сокращении безработицы.

Рамки Европейского сотрудничества в сфере молодежи были разработаны в июне 2002 г. на основании Белой книги, и дополнены в 2005 г. Европейским молодежным пактом:

1) Активная гражданственность молодых людей. Государства – члены ЕС утвердили задачи четырех приоритетов Белой книги. С целью достижения этих задач используется открытый метод координации. Другим инструментом содействия активной гражданской позиции молодых людей является программа «Молодежь в действии», молодежный портал и Европейский центр знаний по молодежной политике. Также ЕС ведет структурный диалог с целью вовлечения молодых людей в процесс принятия решений на европейском уровне.

2) Социальная и профессиональная интеграция молодых людей. ^ Европейский молодежный пакт служит улучшению образования и тренингов, трудоустройству и социальной включенности молодых Европейцев.

3) Включение молодежного измерения в другие политики. Такие темы, как занятость, образование, социальная интеграция, расизм и ксенофобия, иммиграция, проблемы потребителей, здоровье и предотвращение риска, экология, равные возможности для женщин и мужчин и т.д., требуют тесной координации с различными властями, как на национальном, так и на европейском уровне.

Европейская Комиссия предлагает следующий план:

· Действуя на основе предложения со стороны Комиссии, Совет Министров периодически принимает решения относительно приоритетных сфер, представляющих общий интерес.

· Каждая страна-член назначает координатора, который должен действовать как контактное лицо для Комиссии по вопросам, относящимся к молодежи. Различные координаторы представляют Европейской Комиссии детали инициатив в сфере политики, примеры наилучшей практики и другой материал для рассмотрения по избранным темам.

· Европейская Комиссия представляет обзор и анализ данной информации Совету Министров совместно с предложениями относительно общих целей.

· Совет Министров устанавливает общие руководящие принципы и цели по каждой теме и утверждает мониторинговые процедуры и, где необходимо, критерии, основанные на индикаторах.

· Европейская Комиссия ответственна за периодический мониторинг и оценку, а также сообщает о прогрессе Совету Министров по вопросам молодежи.

· Европейский Парламент должен иметь подобающую роль в этом процессе и в мерах по мониторингу. Экономический и социальный комитет, а также Комитет Регионов также должны иметь возможность давать заключения.

· С молодежью проводятся консультации по приоритетным темам и мерам по их развитию «участия» (термин «participation», переводимый далее как «участие», обычно понимается как «активное участие молодежи в общественной жизни»).

· Страны-кандидаты подключаются максимально возможным образом.

США

Молодежная политика в США не является отдельной сферой деятельности государственных органов, поскольку воспитание молодых людей – составляющая часть системы образования. Основными инструментами воспитания молодежи, широко применяемыми в США, можно назвать привлечение молодежи к общественной деятельности (Youth Service) и активное обучение через опыт (Service Learning). Кроме того, как правило, стратегии развития образования и вовлечения молодежи в общественную деятельность формулируются на уровне отдельных штатов как субъектов государства.

Существует несколько национальных программ, объединяющих общественные организации, которые действуют на уровне штатов, городов и т.д., каждая из которых свободна в определении методов организации мероприятий.

· Воспитание через Service Learning

Service Learning - это метод обучения гражданственности, академическим дисциплинам, навыкам и человеческим ценностям. Метод основан на активном обучении – извлечении уроков из опыта общественно- полезной работы.

· Развитие молодежи (Youth Development)

Deficit approach предусматривал разработку отдельных программ, направленных на решение конкретных проблем молодежи, таких как употребление наркотических веществ или ранняя беременность. Цель этих программ – снизить количество молодежи, попадающих под негативное влияние современного общества.

Билет №11 Законодательная база государственной молодежной политики: Конституция, основные федеральные законы Российской Федерации

На сегодняшний момент в современной России имеется широкий массив нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере государственной молодежной политики. Среди них международные документы, федеральные и региональные законы, постановления Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ, подзаконные акты Президента РФ и Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств РФ, нормативно-правовые акты законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, муниципальные правовые акты. Совокупность всех этих нормативно-правовых актов и составляет законодательство Российской Федерации в сфере государственной молодежной политики.

Одним из основных федеральных конституционных законов, нормы которого касаются государственной молодежной политики, является ФКЗ «О Правительстве» от 17 декабря 1993 г., ст. 16 которого относит к полномочиям Правительства РФ в социальной сфере содействие решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики.

Комплекс действующих кодексов закрепляет ряд норм, имеющих большое значение для развития законодательства о государственной молодежной политике. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.04.2011) определяет такие важные понятия, как правоспособность, дееспособность и эмансипация. В Семейном кодексе РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 04.05.2011) перечислены многие права несовершеннолетних. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 18.07.2011) устанавливает особенности правового регулирования труда молодых лиц, не достигших 18 лет. Кроме того, он содержит важное положение об обязательности включения в коллективный договор вопросов улучшения условий и охраны труда молодежи. Статья 21 (п. 3) Бюджетного кодекса РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 06.04.2011) в рамках классификации расходов бюджетов по разделу «Образование» выделяет специальный подраздел «Молодежная политика и оздоровление детей». Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 № 177-ФЗ (ред. от 19.07.2011) в статье 217 (п. 31) предусматривает освобождение от налогообложения выплат, производимых молодежными и детскими организациями своим членам за счет членских взносов на покрытие расходов, связанных с проведением культурно-массовых, физкультурных и спортивных мероприятий.

Из основных федеральных законов в сфере государственной молодежной политики можно выделить Федеральный закон от 28.06.1995 № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (в ред. от 01.07.2011), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений РФ.

В связи с вступлением в силу Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возникает вопрос о реализации молодежной политики на муниципальном уровне.

В частности, в статьях 14, 15, 16 главы 3 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 18.07.2011) определен исчерпывающий перечень вопросов местного значения. В указанных статьях Федерального закона вопросы реализации молодежной политики (работы с молодежью) напрямую не отнесены ни к поселениям, ни к муниципальным районам, ни к городским округам.

Главная проблема стратегического характера в анализируемой теме – установление четкого конституционно-правового статуса государственной молодежной политики в России. Действующие федеральные законы и подзаконные акты, касающиеся молодежи и ее объединений, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в сфере государственной молодежной политики содержат немало норм, дающих возможность очертить контуры ее конституционно-правового статуса и определить основные положения, на которых строится реализация данной политики в нашей стране. Вместе с тем целостной картины в этом вопросе не наблюдается, и, как следствие, российское законодательство в сфере государственной молодежной политики до сих пор находится на этапе становления.

Билет №12. Характеристика основных подзаконных актов, регулирующих отношения в сфере государственной молодежной политики

Немало внимания вопросам регулирования молодежной политики уделено и в нормативно-правовых актах Президента РФ, основные их которых:

– указ Президента РФ от 16.09.1992 № 1075 «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» (в ред. от 12.04.1999) – впервые определил основные приоритеты государственной молодежной политики России, имея в виду: обеспечение соблюдения прав молодых граждан; установление для них гарантий в сфере труда и занятости, содействие их предпринимательской деятельности; создание условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи, предоставление молодым гражданам гарантированного минимума социальных услуг; осуществление поддержки молодой семьи, талантливой молодежи, молодежных объединений; содействие международным молодежным обменам;

– Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1995 г. № 242 «О Национальном фонде молодежи»; Создания финансовых и инвестиционных механизмов для обеспечения молодежных и детских программ необходимыми средствами из внебюджетных источников и кадровым сопровождением;

– Указ Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г. № 727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» (с изм. от 21 апреля 1997 г.);

– Указ Президента Российской Федерации от 25 января 2005 г. № 76 «О Дне российского студенчества»;

– Указ Президента Российской Федерации от 9 февраля 2009 г. № 146 «О дополнительных мерах по усилению государственной поддержки молодых российских ученых – кандидатов науки и их научных руководителей»;

– Указ Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 г. № 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи» (с изм. от 09.11.2010 № 1413);

– Указ Президента Российской Федерации от 18 сентября 2008 г. № 1383 «О проведении в Российской Федерации Года молодежи»;

– Распоряжение Президента Российской Федерации от 24 июня 1993 г. № 459-рп «О праздновании Дня молодежи».

Билет №13. Многообразие руководящих документов по молодежной политике в РФ: стратегии, концепции, программы

Официальные руководящие документы в сфере государственной молодежной политике РФ

1. Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (1995г.)

2. Федеральная целевая программа «Молодежь России (2001–2005 Годы)» (2000г.)

3. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 года (2006г.)

4. Постановление Правительства Российской Федерации «О Государственном комитете Российской Федерации по делам молодежи» (2007г.)

5. Проект Федерального закона «О государственной молодежной политике в Российской Федерации» (2007г.)

6. Комплекс мероприятий по реализации Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации. Утвержден приказом Минобрнауки России №39 от 31 января 2007 г.

7. Концепция развития кадрового потенциала молодежной политики в Российской Федерации (2008г.)

8. Приказ Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников учреждений органов по делам молодежи» (2008г.)

9. Положение «О Федеральном агентстве по делам молодежи» (2008г.)

10. Постановление Правительства Российской Федерации «О Федеральном агентстве по делам молодежи» (2008г.)

11. Положение «О Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации» (2008г.)

12. Постановление Правительства Российской Федерации «О Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации» (2008г.)

13. Распоряжение Правительства Российской Федерации об утверждени состава организационного комитета и плана основных мероприятий проведения в Российской Федерации Года молодежи в 2009 году. (2008)

14. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (2008г.)

15. Указ президента Российской Федерации «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи» (2008)

16. Указ Президента Российской Федерации «О проведении в Российской Федерации Года молодeжи» (2008)

17. Федеральный календарный план мероприятий в сфере молодежной политики на 2010 год (2009г.)

18. Проект Федерального Закона «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации» (2010г.)

19. Постановление о государственной программе «Патриотическое воспитание граждан российской федерации на 2011 - 2015 годы» (2010)

20. Концепция федеральной целевой программы «Молодежь России» на 2011–2015 годы (2010г.)

21. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (2010г.)

22. Указ президента РФ «О дополнительных мерах по обеспечению прав и защиты интересов несовершеннолетних граждан российской федерации» (2011)

23. Постановление о проекте модельного закона «О государственной молодежной политике для государств – участников СНГ» (2011)

24. Указ президента РФ о структуре федеральных органов исполнительной власти (2012)

25. Постановление правительства РФ от 21 мая 2013 г. №429 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. №409»

26. Распоряжение правительства РФ от 29 ноября 2014 г. №2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года»

Билет №14. О МОЛОДЕЖИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ "Постановление" от 20 сентября 2005 года № 312)

Настоящий закон определяет принципы и основные направления молодежной политики в Архангельской области, организационные механизмы ее реализации и призван содействовать социальному становлению, духовному и физическому развитию молодежи, реализации ее общественно полезных инициатив, созданию условий для наиболее полного участия молодежи в социально-экономической, политической и культурной жизни Архангельской области.

Настоящий закон регулирует отношения, связанные с осуществлением молодежной политики в Архангельской области (далее - молодежная политика) как системы мер, направленных на создание правовых, экономических, социальных и организационных условий, гарантий и стимулов для реализации молодыми гражданами своих прав, а также для участия молодых граждан в системе общественных отношений и полной их самореализации в интересах общества.

1. Молодежную политику осуществляют органы государственной власти Архангельской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области в пределах своей компетенции.

Статья 14. Государственная поддержка инновационных форм работы с молодежью

1. Органы государственной власти Архангельской области оказывают поддержку органам местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области в реализации инновационных форм работы с молодежью.

Статья 16. Финансирование молодежной политики

Финансирование молодежной политики осуществляется посредством:

1) ежегодного выделения в областном бюджете отдельной строкой средств, предназначенных для финансирования осуществления молодежной политики, в размере не менее 20 рублей на одного молодого гражданина;

2) ежегодного выделения в областном бюджете средств, предназначенных для финансирования долгосрочных целевых и ведомственных целевых программ Архангельской области в сфере молодежной политики;

Статья 19. Государственная поддержка молодой семьи

Порядок и условия предоставления государственной поддержки молодой семье определяются постановлением Правительства Архангельской области в пределах средств, выделенных из областного бюджета.

Статья 21. Государственная поддержка развития предпринимательской деятельности молодежи

Статья 27. Патриотическое воспитание молодых граждан

1) формирования в молодежной среде любви к Отечеству, уважения к истории и традициям, символике и геральдике России и Архангельской области;

3) подготовки молодых граждан к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации; допризывной подготовки молодежи; проведения военно-полевых сборов, соревнований по военно-прикладным видам спорта и других военно-патриотических мероприятий;

Билет № 15. Цель программы – проведение социальной политики, направленной на самореализацию молодёжи, развитие спорта на всех уровнях, повышение привлекательности областного туризма.

Задачи программы:

· создание доступных всем слоям населения условий для занятий спортом, популяризация физической культуры, особенно среди молодёжи;

· активное вовлечение молодёжи в социально-экономическую, политическую и общественную жизнь области, создание условий для самореализации, пропаганда ответственного родительства и укрепление института семьи;

· развитие и совершенствование системы патриотического воспитания и допризывной подготовки молодёжи;

· популяризация и продвижение туристских продуктов области на российский и международный рынок.

Основное мероприятие: развитие сети спортивных объектов и повышение их доступности населению, проведение активной молодёжной политики, развитие областного туризма.

Целевые показатели программы:

· повышение количества регулярно занимающихся спортом на 74%;

· увеличение доли молодёжи, вовлечённой в деятельность общественных объединений, на 50%;

· ежегодная реализация от 80 до 100 социальных проектов, отобранных на конкурсной основе;

· повышение числа молодых граждан, получивших поддержку в сфере профессиональной ориентации, на 35%;

· рост количества туристов на 30%.

Источники финансирования:

· средства федерального бюджета, областного, местных бюджетов и внебюджетные средства.

Ответственный исполнитель государственной программы - министерство по делам молодежи и спорту Архангельской области (далее - министерство по делам молодежи и спорту)
Соисполнители государственной программы -  
  министерство здравоохранения Архангельской области (далее - министерство здравоохранения);
  министерство образования и науки Архангельской области (далее - министерство образования и науки);
  агентство по туризму и международному сотрудничеству Архангельской области (далее - агентство по туризму и международному сотрудничеству);
  агентство по печати и средствам массовой информации Архангельской области (далее - агентство по печати и средствам массовой информации)
Подпрограммы государственной программы - подпрограмма N 1 "Спорт Беломорья (2014 - 2020 годы)";
  подпрограмма N 2 "Молодежь Архангельской области (2014 - 2020 годы)";
  подпрограмма N 3 "Гражданско-патриотическое воспитание граждан Российской Федерации и допризывная подготовка молодежи в Архангельской области (2014 - 2020 годы)";
  подпрограмма N 4 "Развитие внутреннего и въездного туризма в Архангельской области (2014 - 2020 годы)";
  подпрограмма N 5 "Создание условий для реализации государственной программы"
Сроки и этапы реализации государственной программы - 2014 - 2020 годы.
  Государственная программа реализуется в один этап

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: