Цель занятий – изучить особенности массово-информационной природы журналистики и сформировать навыки и умения оценки журналистской информации на основе анализа информативности материалов СМИ.
Общие теоретические положения
Основные понятия и категории: информация; журналистская информация; информационный процесс; массовая информация; свойства массовой информации в пространстве публичных коммуникаций; виды информационных процессов в журналистике; типология массовой информации; массовая коммуникация.
Вопросы:
1. Понятие информации. Свойства и основные характеристики информации как сущности.
2. Знак и информация. Информация и сообщение. Правило интерпретации.
3. Информация и коммуникация: сопоставление понятий.
4. Журналистская информация: особенности и специфические характеристики.
1.Понятие информации
Для журналистики центральным понятием является понятие «массовая информация», которое носит многофункциональный характер и может быть рассмотрено как междисциплинарное и межвидовое понятие. Основой этого понятия, в свою очередь, является понятие «информация».
Информация использовалась с момента появления первых форм жизни на земле. При зачаточных формах жизни и сами процессы оперирования информацией были также зачаточными. Развиваясь, живой организм, а впоследствии и человек, как высокоорганизованный, информационно насыщенный организм, осуществлял формирование потоков, в которых могла бы существовать информация, жизненно важная для человека. Это позволяло ему чувствовать себя относительно безопасно и направлять свои силы и знания на дальнейшее социокультурное развитие. Потоки получили название информационных.
Человечество пользовалось информационными потоками всегда. Наряду с электромагнитным и гравитационными полями Земли, информационное поле, ставшее основой информационных потоков, является для человека жизненно важным, обеспечивающим его развитие и жизнь на планете.
Информационные потоки первоначально представляли собой примитивные образования, в которых проявлялась степень организации первого человека. Они были четко локализованы (ограничены), имели строгую направленность, но не могли пересекаться, не могли быть использованы в других областях. Поэтому для каждой новой области знаний приходилось изобретать или формировать новые информационные потоки. На следующем этапе развития человек стал использовать абстрактные формы информационного взаимодействия и сохранять знания об этих формах в своих архивах, что привело к развитию публичной сферы коммуникаций, характеризующейся двумя аспектами:
множественности других (когда общество представляет собой единый механизм, воздействующий в едином порыве и пространстве);
сосредоточение на себе, что выражается в индивидуализации, жизни для себя (сосредоточение путем рассредоточения с другими).