Методика формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина) включает следующие этапы:
1. Формирование у студентов положительной мотивации для овладения определенными действиями (создание мотивационной основы действий - МОД);
2. Формирование ориентировочной основы действии путем конкретных действий по схеме (ОО/1,) По мере овладения действиями преподаватель сокращает количество внешних указаний, содержащихся в схеме ООД, постепенно доводя их до нуля, т.е. студент выполняет действия без опоры на схему, но с громким проговариванием каждого действия.
3. По мере освоения действий быстрота их выполнения увеличивается, а внешняя речь заменяется мысленным проговариванием, что служит опорой и контролем за правильностью выполняемых действий.
4. Затем студент выполняет операции слитно и проговаривает "про себя" только крупные блоки операций, а по мере овладения действиями и вовсе исключает мысленное проговаривание. С этого момента действия выполняются автоматически.
Педагогический опыт свидетельствует, что применение теории поэтапного формирования умственных действий в овладении практическими умениями существенно увеличивает эффективность обучения студентов.