Значимость и актуальность вузовской педагогики во многом определяется повышением требований к высшей школе в условиях современных реформ в области высшего образования.
Государственная национальная программа «Образование» (Украина XXI ст.) подчеркивает, что высшее образование в Украине определяет темпы и уровень научно-технического, экономического и социально-культурного прогресса.
Высшее образование направлено на формирование интеллектуального потенциала нации и всестороннее развитие личности как высшей ценности общества.
Высшее образование - это высокий уровень фундаментальной научной, общекультурной, практической подготовки специалиста, которая основывается на полном общем среднем образовании и завершается присвоением
выпускнику вуза определенного образовательно-квалификационного документа (диплома).
Реформы высшего образования в Украине направлены на:
• переход к гибкой, динамичной ступенчатой системе подготовки специалистов;
• формирование сети высших учебных заведений, которые по образовательным и квалификационным уровням, типам учебных заведений, формам и срокам обучения, источникам финансирования удовлетворяла б интересы личности и потребности каждого региона и государства в целом;
|
|
• повышение образовательного и культурного уровня общества;
• подъем высшего образования на уровень достижений развитых стран мира и его интеграция в международное научно-образовательное содружество.
Приоритетами реформ высшего образования являются:
■ прогноз потребностей государства в специалистах различных квалификаций;
■ создание государственной системы отбора и обучения талантливой молодежи;
■ оптимизация сети вузов, создание учебных комплексов (университет, институты, колледжи, техникумы, профессиональные училища):
■ создание условий для молодежи получать высшее образование по собственному желанию;
■ обновление содержания высшего образования, внедрение эффективных педагогических технологий и компьютерной техники;
■ демократизация, гуманизация и гуманитаризация учебного процесса;
организация непрерывного обучения и научно - производственной деятельности;
преобразование университетов в главные национально-образовательные, научные, культурные и методические центры;
■ создание в Украине общих с другими государствами вузов, расширение практики взаимного обмена педагогическими работниками;
■ обеспечение международного признания дипломов вузов Украины.
В современных условиях перед педагогикой высшей школы стоит задача по осмыслению и разработке дидактических основ ступенчатой системы образования, ориентированной на человека, защиту его интересов в зависимости от приложенных им усилий в учебе, личных способностей и собственного желания. Непрерывность образования предусматривает последовательное повышение квалификации и переподготовки специалистов в целях повышения эффективности экономики и совершенствования социальной жизни.
|
|
В основу непрерывного образования в Украине (1986) были положены три главных принципа:
1) непрерывность,
2) адаптивность;
3) системность.
Система непрерывного образования должна отвечать следующим требованиям:
• всеобщность образования, которое обеспечивает каждому гражданину равный доступ ко всем формам образования;
• органическая преемственность образования, связывающая отдельные его ступени в единое целое;
• гибкость образования, разветвленность сети разных учебно-воспитательных учреждений;
• связь образования с трудом, профессиональная ориентация, позволяющая определить способности человека и сформировать у него интересы, личные и социальные;
• широкий профиль образования, без которого невозможна социальная и профессиональная адаптация к новым условиям деятельности;
▪ такая организация обучения, которая развивает у человека потребность постоянно обновлять профессиональные знания.
Построение системы непрерывного образования отвечает Международной стандартной классификации образования (МСКО). Это обеспечивает вхождение системы образования Украины в мировые образовательные сети, сравнимость документов (дипломов) об образовании, международную аккредитацию наших вузов.
Ступенчатая система образования в Украине учитывает интересы государства и личности. Она дает возможность студенту на любом этапе обучения перейти на практическую деятельность. Позволяет вернуться к обучению после приобретения необходимого практического опыта. Создает многовариантность направлений в выборе сферы деятельности а зависимости от уровня образования и квалификации человека.