Функции государства, формы и методы их осуществления

Функциями государства являются основные направления (стороны, виды) деятельности государства внутри страны и на международной арене для достижения определенных целей.

Под целями деятельности государства понимается желаемый результат внутренней и внешней политической, экономической и другой деятельности государства. В функциях проявляется социальное назначение государства.

Функции государства классифицируются по-разному. По времени осуществления различают функции постоянные (поддержка правопорядка, оборона) и временные (ликвидация последствий стихийных бедствий), по сферам общественной жизни - экономические, социальные, политические, а также осуществляемые в духовной сфере.

В зависимости от направлений деятельности относительно границ страны государственные функции разделяют на внутренние и внешние.

К внутренним функциям относятся направления деятельности государства, в которых конкретизируется ее внутренняя политика в отношении экономических, идеологических, экологических, культурных и других сторон жизни общества.

Внешние функции - это основные направления деятельности государства за ее границами в отношениях с другими государствами, международными организациями и мировым обществом в целом.

Внутренние и внешние функции каждого государства тесно связанные, поскольку внешняя политика государства в значительной мере зависит от внутренних условий существования страны.

Основные методы осуществления функций государства:

1) убеждение - воспитание населения в духе необходимости содействия выполнению функций государства;

2) поощрение - пропаганда позитивного опыта осуществления функций государства и предоставления определенных льгот коллективам и лицам, содействующим их осуществлению;

3) принуждение - возможность применения или реальное применение к субъектам, которые препятствуют осуществлению функций государства мероприятий по привлечению их к юридической ответственности.

Основными формами осуществления функций государства является: правотворческая (создание законов и других правовых актов), исполнительная (реализация правовых норм, их претворение в жизнь и контроль за их выполнением), охранительная (отмена незаконных актов, прекращение неправомерных действий, возобновление законности и др.).

«Функция» в перевод из латыни означает: выполнение, свершение. В широком понимании - это обязанность, роль, которая ее выполняет соответствующий институт, или процесс относительно целого, характеристика направления или аспекта деятельности и т.п.. Государство на разных этапах своего развития выполняет определенные задачи, осуществляет разнообразные обязанности. Такое выполнение задач и обязанностей отображает сущность и социальное назначение государства, а также ее содержание.

Деятельность государства характеризуется определенными направлениями в экономической, политической, экологической, идеологической, гуманитарной и вторых сферах общественного развития. Это, наконец, должны привести к достижению определенной цели, которая ее ставит государство на короткую или продолжительную перспективу.

Отсюда вытекает, что к основным признакам, которые характеризуют функции государства, нужно отнести такие, что непосредственно отображают или конкретизируют сущность государства; из-за которых реализуются основные задачи государства; осуществление которых ведет к достижению государством поставленной цели на определенном историческом отрезке времени; что их нужно рассматривать как направления и аспекты деятельности государства.

Итак, функции государства - это основные направления ее деятельности, в которых отображаются и конкретизируются задача и цель государства, оказываются ее сущность, содержание и социальное назначение в социально неоднородном обществе.

Рядом с функциями государства некоторые авторы выделяют и функции государственных органов и их должностных лиц. Различают функции законодательных, исполнительных, судебных и контрольно-наглядових органов государства.

Государственные функции и функции государственных органов нужно отличать вот форм и методов их осуществления. Такими формами является законодательство, управление, правосудие, контроль и надзор, правоохранительная и правореализационная деятельность. К методам осуществления государственных функций в общем виде относят убеждения, поощрение и принуждение. Каждая государственная функция и функция государственных органов может осуществляться в разных формах и разными методами.

Существуют определенные основания для классификации функций государства на виды:

- группирование государственных функций по социальному значению деятельности государства осуществляется учитывая основные и неосновные функции.

- в зависимости от территориальной направленности различают внутренние и внешние функции.

- по времени осуществления функции бывают постоянные и временные.

- по сферами общественной жизни их разделяют на гуманитарные, экономические, политические и т.п..

Основные функции - это наиобщие и важнейшие комплексные направления деятельности государства относительно осуществления стратегических задач и целей, которые стоят перед государством в конкретный исторический период. К им относят функции: обороны, поддержание внешних отношений, охранительную, организационную, информационную, экономическую, экологическую, социальную, культурно-воспитательную и т.п..

Неосновные функции - это направления деятельности государства из осуществление конкретных задач во второстепенных сферах общественной жизни. К им принадлежат: управление персоналом; материально-техническое обеспечение и управления имуществом; обеспечение реализации бюджетного дела и бухгалтерского учета; правосудие и юридические функции; поиск, собирание и распространение необходимой для управления интеллектуальной информации и т.п..

Внутренние функции - это такие направления деятельности государства, в которых конкретизируется внутренняя политика относительно экономических, идеологических, экологических, культурных и вторых аспектов жизни гражданского общества. К внутренним относят функции: экономическую, культурно-воспитательную, охраны и защиты всех форм собственности, социального обслуживания населения, экологическую, охраны правопорядка, прав и свобод человека и гражданина и т.п..

Внешние функции - это основные направления деятельности государства за ее пределами во взаимоотношениях с другими государствами, мировыми общественными организациями и мировым обществом в целом. Внешними функциями есть: организация сотрудничества с другими субъектами международных отношений, защита государственного суверенитета, поддержка мира в регионе и борьба за мирное сосуществование государств разной ориентации.

Постоянные функции - это направления деятельности государства, которые осуществляются на всех этапах ее развития.

Временные функции - это направления деятельности государства, что обусловленные конкретным этапом исторического развития общества.

Гуманитарные функции - это направления деятельности государства и его органов из обеспечение каждому человеку надлежащих условий жизни.

Экономические функции - это направления деятельности государства (ее органов) на переход от плановой до рыночной экономики и дальнейшее развитие производственных сил и производственных отношений на основных началах рынка, добросовестной конкуренции, ограничение монополии.

Политические функции - это направления деятельности государства (органов государства) с создание условий для формирования и функционирование государственной власти на началах демократии.

Государства социально-демократической ориентации имеют соответствующие внутренние направления (функции) своей деятельности.

В гуманитарной сфере это: обеспечение прав человека и гражданина; охрана окружающей природной среды; обеспечение здравоохранения, материальное и прочее социальное обеспечения нормальных условий существования человека; организация образования, воспитание, развитие искусства и культуры и т.п..

В экономической сфере такими функциями есть: хозяйственно-стимуляционная (производственная); хозяйственно-организаторская (программирование и организация производственной деятельности); научно-организаторская (организация и стимулирование научных исследований в хозяйственной сфере); экономически-регулировочная (регулирование и охрана труда, обеспечение минимального уровня потребления), экономически-финансовая и т.п..

В политической сфере к таким функциям принадлежат: обеспечение (создание и сохранение условий) национальной самобытности всех коренных народов и национальных меньшинств; организационная (создание условий для реализации народом своей власти); охранительная (охрана конституционного порядка, правопорядка и дисциплины, всех форм собственности, прав, свобод и законных интересов человека и гражданина) и некоторые другие.

Внешние функции государства исследуются:

- в гуманитарной сфере - международное обеспечение прав человека и гражданина; помощь народам других стран в случае стихийного бедствия и других кризисных ситуаций; обеспечение чистоты, эффективного использования и воспроизведение земной природной среды, которая окружает человека; международное культурно-воспитательное сотрудничество между странами; участие в обеспечении разработок и непосредственному здравоохранению людей во всем мире и т.п.;

- в экономической сфере - участие в создании на основе международной кооперации и интеграции производства и работы мировой экономической системы; решение глобальных хозяйственных проблем и научное их обоснование (энергетика, космос, освоение полюсов, Мирового океана) и т.п.;

- в политической сфере - развитие межгосударственных договорных отношений; обеспечение суверенитета и обороноспособности страны; участие в ненасильственном обеспечении мира во всем мире; участие в борьбе с международными правонарушениями и лицами, виновными в их совершении; постепенная консолидация здоровых сил мира на обеспечение дальнейшего решения глобальных проблем всемирного значения.

Итак, группирование государственных функций зависит от многих оснований (признаков) и может осуществляться по разным направлениям государственной деятельности.

Формы осуществления функций государства - это специальные аспекты ее деятельности, с помощью которых реализуются государственные функции. По правовым результатам названные формы делятся на правовые и не-правовые (организационные).

Правовые формы - это такие виды осуществления функций государства, которые тянут за собой правовые следствия. Существуют разные виды правовых форм осуществления функций государства: правотворческая, управленческая (исполнительно-распорядительная), правоохранительная, правоприменительная и т.п..

Правотворческая форма отображается в деятельности государства из подготовки и принятие нормативно-правовых актов и других источников права.

Управленческая форма характеризуется деятельностью государства и его органов из оперативного применения, выполнение, использование и соблюдение правовых норм в процессе организации осуществления государственных функций.

Правоохранительная форма проявляется в организации охраны правовых норм от правонарушений, в контроле и надзоре за осуществлением законности, дисциплины и правопорядка.

Правоприменительная форма - это применение правовых норм и вынесение обязательных для выполнения индивидуально-правовых решений.

Организационные формы осуществления функций государства - это специфические виды фактической деятельности, которые не влекут за собой правовых последствий.

Различают регламентирующую, экономическую, контрольную, воспитательную и другие виды организационных форм.

Организационно-регламентирующая форма - это отбор, воспитание и определение эффективности деятельности кадров в сфере осуществления государственных функций.

Организационно-экономическая форма - это организация материально-технического обеспечения осуществления государственных функций.

Организационно-контрольная форма - это организация негосударственного контроля в сфере осуществления государственных функций.

Организационно-воспитательная форма - это организация воспитания, пропаганды, агитации, информации и другого обеспечения воспитательного влияния на население в сфере осуществления государственных функций.

Методы осуществления функций государства - это средства и способы, с помощью которых осуществляются специальные виды деятельности государства из реализации ее функций.

Государство осуществляет правотворческую, управленческую, исполнительно-распорядительную, правоохранительную и организационную деятельность.

Методами правотворческой деятельности государства есть средства и способы подготовки, принятия и обнародования законов и других нормативно-правовых актов, которые обеспечивают осуществление государственных функций.

Управленческими методами являются средства и способы осуществления исполнительно-распорядительной деятельности в сфере реализации функций государства.

Правоохранительными методами являются средства и способы правоохранительной деятельности соответствующих государственных органов.

Организационными методами являются средства и способы осуществления организационного вида деятельности из обеспечение реализации государственных функций.

К ним относят: программирование, прогнозирование, исследование, осуществление оперативного анализа и т.п..

Итак, функции государства и методы их осуществления характеризуют сущность, социальное назначение и роль государства в обществе. В социальных демократических и правовых государствах они олицетворяют общечеловеческие и гуманистические формы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: